Разделы
Материалы

В полдень, двадцатого. Почему необходима товарная блокада Крыма

Алексей Батурин
Фото: bykvu.com

Крымские татары и "Правый сектор" готовы блокировать поставки украинских товаров в Крым. Предсказать, какой будет реакция оккупационных властей на эту акцию, невозможно

В среду утром народный депутат Украины, глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров с трибуны парламента заявил, что в полдень 20 сентября перекроют все три дороги, которые ведут на Крымский полуостров. Гражданские активисты не будут пропускать грузовики, перевозящие товары в Крым. "В то же время перемещение людей и легковых автомобилей останется беспрепятственным, — заверил Чубаров. — Наша акция будет носить длительный характер. Исходим из того, что за это время в Верховной Раде должны быть рассмотрены законопроекты народных депутатов, направленные на урегулирование вопросов взаимодействия материковой Украины с оккупированным Крымом. Должен быть отменен закон о свободной экономической зоне "Крым". Мы считаем целесообразным создание свободной экономической зоны на территориях Херсонской области, прилегающих к Крыму".

Практически синхронно с этим заявлением "Правый сектор" сообщил, что присоединится к акции. "Блокаду Крыма мы расцениваем как двойной удар — непосредственный удар по московским интересам и удар по нынешней системе Украины — системе предательства и сдачи государственных интересов", — отметили в организации.

Ранее Чубаров пояснял, что со временем акция будет включать в себя не только блокирование поставок украинской продукции на полуостров, но и прекращение энергоснабжения. Такими действиями хотят указать на ненормальность ситуации, когда в Крыму украинские граждане подвергаются преследованиям, а Украина продолжает снабжать оккупантов всем необходимым. Кроме того, Меджлис пытается снова привлечь внимание к проблеме оккупации полуострова, которая в последнее время отошла на второй план.

Экономический эксперт фонда "Майдан иностранных дел", давно разработавшего свою стратегию деоккупации Крыма, крымчанин Юрий Смелянский уверен, что необходимость в таких акциях назрела давно. Ведь Украина кормит не только своих граждан в Крыму, но и оккупационную армию, более того — обеспечивает поставки продовольственных товаров в Россию.

Юрий Смелянскийэкономический эксперт фонда "Майдан иностранных дел"


Эмбарго, а не блокада

— Прежде всего давайте уйдем от слова "блокада". С точки зрения смыслового наполнения, эта акция больше похоже на эмбарго. Мы подразумеваем формирование особых экономических отношений с оккупированными территориями.

Принятый Украиной закон о свободной экономической зоне, который фактически разрешил крупному бизнесу продолжать использовать свои активы в Крыму для дальнейшего обогащения, был чисто лоббистским. Верх взяли не государственные интересы, а бизнесовые. Шаги к тому, чтобы этот закон отменить, предпринимались неоднократно. Весной проходили слушания в комитетах Верховной Рады, по итогам выдали рекомендации, где одним из пунктов была отмена закона о СЭЗ. Вопрос основ государственной политики в отношении оккупированной территории Крыма выносится на парламентские слушания, которые должны пройти осенью. Летом был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в закон об оккупированных территориях. Там в переходных положениях вторым пунктом тоже стояли похороны закона о СЭЗ. Но пока это не пошло дальше инициатив.

Акция должна показать руководству Украины, какой политики в отношении оккупированных территорий ожидает народ

Мы анализировали поставки продовольственных товаров в Крым. Если брать за базу оценок медицинские нормы, то суточная максимальная норма потребления мужчины работоспособного возраста — примерно 870 граммов белков, жиров, углеводов. Ну можно округлить до килограмма. В реальности в Крым ввозилось где-то 4,2 килограмма на душу населения, это анализ по цифрам, которые были доступны. Мы, поставляя товары на полуостров, кормим не только население, но и оккупационную армию, обеспечиваем поставки в Россию. Кроме того, существуют серые схемы, контрабандные поставки, которые обеспечивают повышенную доходность и представителям бизнеса, находящимся на материковой Украине, и коллаборационистам, которые проявляют к этому интерес в Крыму, и бизнесменам на материковой части России. Могу привести немного устаревший пример, однако он неплох в качестве иллюстрации. В мае прошлого года на административной границе Херсона с Крымом скупалась на корню фура охлажденного мяса — полутуши, четвертины стоимостью 35 грн за килограмм. Через Керчь ее переправляли в Краснодарский край, где реализовывали в пересчете с рублей на гривны по цене порядка 67–68 грн за килограмм.

Объективной информации об объемах поставок украинской продукции в Крым украинские официальные органы не предоставляют. Но то, что сообщают, дает возможность, имея параллельно инсайдерские данные, предполагать, что они составляют до миллиарда долларов.

Чубаров заявлял о том, что впоследствии Украина сможет прекратить поставки электроэнергии в Крым. Мы пока, к сожалению, включены в единую энергосистему с Россией, если она в ответ перестанет поставлять энергию нам, могут возникнуть проблемы. Дело в том, что не закончена реконструкция линии электропередачи в Украине, мы не можем закольцеваться внутри страны. Осталось построить два-три десятка километров высоковольтной линии, чтобы отключиться от энергосистемы Российской Федерации. Как только линию реконструируют, проблема зависимости сразу же исчезнет, украинских мощностей для собственного обеспечения вполне достаточно. При этом у нас появится дополнительный рычаг влияния.

Политический инструмент

Поставляя товары в Крым, Украина кормит не только население полуострова, но и оккупационную армию

— Давать прогноз, какой будет реакция оккупационных властей и коллаборационистского правительства в Крыму на эту акцию, невозможно. Решение все равно будет принимать Кремль. Тем не менее можно говорить о том, что на каком-то этапе они попытаются усилить репрессии в отношении жителей Крыма — граждан Украины, которые, по их мнению, являются лояльными к своей стране. Понятно, что в первую очередь это будет крымскотатарский народ, потому что он более консолидирован, а значит, находится на виду и считается наиболее опасным с точки зрения оккупантов. Но разворот репрессивной машины на усиление будет зависеть от эффективности проводимой акции.

Сама акция повлиять на принятие таких решений не способна. На пресс-конференции лидеров Меджлиса (об идее блокирования Крыма Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев заявили 8 сентября. — Фокус) были озвучены всего лишь тезисы, лозунги, которые должны привлечь внимание. На наш взгляд, в первую очередь вектор влияния этой акции будет направлен на политическое руководство Украины. Акция должна показать, какой политики в отношении оккупированных территорий ожидает народ Украины. Если политики предпримут реальные шаги по формированию стратегического видения, тактических действий, тогда они смогут получить в руки дипломатический, политический инструмент. Его будет возможно использовать на переговорах всех уровней, чтобы добиться освобождения военнопленных, гражданских активистов, отмены репрессий по отношению к народу и так далее.