Защитник народного депутата и представителя Украины в ПАСЕ Надежды Савченко прокомментировал Фокусу возможность ее экстрадиции в Украину
1 октября в Министерстве юстиции Российской Федерации заявили, что после вынесения приговора Надежде Савченко может быть рассмотрен вопрос о ее экстрадиции на родину. При этом россияне выставили условие: Украина признает ее приговор и гарантирует отбывание наказания на своей территории. Заявление было сделано на фоне фактического перемирия в Донбассе и накануне переговоров "нормандской четверки" в Париже.
Фокус расспросил одного из адвокатов Савченко Марка Фейгина о том, приблизилась ли узница Кремля к выходу на свободу.
Заявление Минюста РФ – свидетельство того, что Россия готова идти на какие-то уступки по делу Савченко?
– Да, в том числе. С другой стороны – это попытка изобразить какие-то телодвижения. В Нью-Йорке всей российской делегации потрепали нервы вопросами о Савченко: не знаю, говорили ли об этом президенты Барак Обама и Владимир Путин, но госсекретарь США Джон Керри точно беседовал об этом с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Дело Савченко – один из самых принципиальных пунктов в "украинском вопросе", и российская власть вынуждена хотя бы демонстрировать желание решать "проблему Савченко".
Как должна реагировать украинская власть?
– Украинская власть должна обязательно реагировать и принимать любые предложения, чтобы вернуть гражданку Украины на свою территорию, в том числе через реализацию конвенции о выдаче осужденных в России для отбывания наказания по месту гражданства. Это шаг к решению проблемы и новый ход в дипломатической игре.
В Кремле обожают тактику "шаг вперед и два назад"
Совершенно ясно, что Савченко в Украине никогда никакое наказание отбывать не будет, какие бы условия не выдвигались Минюстом РФ. И Москва это понимает – там никто не верит, что Савченко будет отбывать свои двадцать лет в колонии под Киевом. Пусть Украина обязуется признать приговор Савченко – да все что угодно, лишь бы освободить заложника и вернуть его домой. А потом отказаться от гарантий сославшись на то, что они были даны под давлением. А дальше можно сколько угодно препираться по поводу того, как и насколько были выполнены или не выполнены международно-правовые обязательства. Считаю, что здесь любые методы хороши, поскольку судьба Савченко сейчас важнее всего.
Наметившиеся в последнее время признаки мирного урегулирования, например, прекращение боевых действий в Донбассе, согласие сепаратистов отвести свою артиллерию и т.д. – все вместе это приближает освобождение Савченко, или же Кремль действует по принципу "шаг вперед и два назад"?
– Думаю, и то, и другое. В Кремле просто обожают тактику "шаг вперед и два назад" – бесконечно вести переговоры, делать заявления, становится в позу, но ничего не решать по сути. Это еще советская дипломатическая тактика: что-то говорить, за слова не отвечать, а действовать совершенно в противоположном направлении.
В то же время, в этих заявлениях есть и реальное содержание. Главная причина – сирийский конфликт, в который ввязалась Россия. Возможное поражение российского контингента в Сирии нанесет Кремлю огромный геополитический урон, а ведь с ИГИЛ пока не смогли справиться даже США, которые гораздо мощнее РФ в военном и финансовом плане. Задним умом понимая, что все может обернуться новым Афганистаном, Кремль может идти на некие уступки. Возьмем ситуацию с Кохвером (Эстон Кохвер, сотрудник эстонских спецслужб, осужденный в РФ за шпионаж. 26 сентября был обменян на экс-сотрудника МВД Эстонии, обвиненного в работе на ФСБ - Фокус). Это была большая головная боль для России, но в итоге нашли же выход.
Потребность РФ выйти из изоляции и снять с повестки дня украинский вопрос вынуждает Москву предпринимать хоть какие-то действия. Я понимаю как мыслят российские власти: дескать, вот в Донбассе уже мир, минские договоренности работают, сейчас вам Савченко вернем – и все, какой украинский кризис, все закончено, что здесь обсуждать-то, какие санкции?!
Минюст РФ никогда никаких заявлений такого рода не делает. А сразу после Минюста выступил Песков (пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков - Фокус): дескать, да, все возможно, на суд мы не влияем, вот будет вердикт, тогда и будем смотреть, что дальше. Эти спаренные заявления говорят о том, что проблему хотят решить. А раз так – значит, у Савченко есть хорошие шансы.