Разделы
Материалы

Не под елочку. Нужно ли вручать звания и ордена к праздникам и юбилеям

Алексей Батурин
Петр Порошенко, Степан Полторак и Виктор Муженко / Фото: apostrophe.com.ua

К награждениям и повышениям по службе к календарным датам отношение в обществе неоднозначное. Фокус выяснял,  кто и как принимает решения о присвоении государственных наград

Ко Дню защитника Украины президент Украины присвоил высшее воинское звание — генерала армии начальнику Генштаба Украины Виктору Муженко и министру обороны Степану Полтораку. Это спровоцировало дискуссию о том, стоит ли по советской традиции награждать к праздникам. Люди, через которых проходят списки представленных к наградам, согласны с тем, что от этой традиции стоит отказаться, хотя и не видят в ней проблемы: главное не когда награждают, а кого и за что.

помощник министра обороны


— Насчет присвоения званий Полтораку и Муженко я на сто процентов убеждена, никакой "зрады" здесь нет. Но к награждениям и повышениям к календарным датам люди относятся не очень хорошо. У нас в наградной комиссии создана экспертная группа, которая будет полностью менять наградную систему, есть же закон о награждениях. В следующем году она будет инициировать изменения в закон, в указы президента, думаю, будут отходить от советской традиции награждать к праздникам.

Сейчас в среднем за один раз представляют к наградам плюс-минус 160 человек, из них где-то человека четыре-пять тех, кто их не достоин. Я говорю о военных, по гражданским я не работаю. Есть случаи, когда представление к награде не подписано командиром бригады. Не знаю, каким образом они просачиваются.

Я не скажу, что пропихивают негодяев или за деньги, нет. Комбат батальона посчитал, что нужен, допустим, наградной пистолет или орден Богдана Хмельницкого его начальнику штаба. Я четко знаю, что эти люди не достойны. Более того, я обращаюсь ко всем комбригам, высылаю им списки. А они говорят, что этих людей и не подавали.

"В среднем за один раз представляют к наградам плюс-минус 160 человек"

Кандидатуры многих волонтеров подают через облгосадминистрации, минуя командиров. Был в Министерстве обороны один человек, который действовал без злого умысла, ничего не имел с этого. Просто он такой сердобольный: это его бывший взводный, ротный, подчиненный, они вместе танки грызли — и давай писать. То есть подавалось, минуя командиров бригад. Так не делается. Есть определенная процедура по награждению. Да, она длительная, да, ее надо упрощать, но, извините, инициатива должна идти от ротных, комбатов, которые знают своих бойцов, знают, кого посылали в бой. Нормальный воюющий комбриг тоже знает своих солдат и офицеров. Когда он видит их заслуги, он должен подписать документы.

А бывают случаи, когда читаешь сопроводительные документы, написанные как под копирку. Понимаешь, что все эти претенденты на награду — пятьдесят человек — совершили один и тот же героический подвиг: "мы целой ротой отбили нападение двенадцати сепаратистов". Когда сто человек отбили атаку двенадцати — разве это героический подвиг? Наоборот — да, я согласна.

член комиссии государственных наград и геральдики


— Я не вижу ничего плохого в том, что награждают людей ко Дню независимости, например, — общегосударственному празднику, это не под елочку на Новый год. Но я категорически против того, чтобы награждали к профессиональным праздникам: ко Дню энергетика, шахтера. Проблема не в том, когда награждать, а кого и за что. Нужно пересмотреть систему.

В разные годы подходы к награждению отличались. В 1992 году комиссия занималась учреждением наград, эскизами, проектами нагрудных знаков и тому подобным, сами наградные документы мы не рассматривали. Начиная с 2000 года комиссию переименовали, назвали комиссией государственных наград и геральдики. По должности ее руководителем был глава Администрации президента — сначала Владимир Литвин, потом Виктор Медведчук. При них комиссия существовала на бумаге, а они четыре года вертели, как хотели, все награждения делались втихаря, была даже информация, что за деньги.

"Проблема не в том, когда награждать, а кого и за что"

Когда пришел Ющенко к власти, с 2005 года, комиссия собиралась раз в два месяца. Тогда был принят новый порядок награждения: не к датам, а четыре раза в год. Кроме того, выделялись квоты для каждой области, в зависимости от численности населения. Условно говоря, для области, где живет 5 млн, — 50 человек, там, где живет 1,3 млн, — 13 человек. И по ведомствам: разные министерства по своим квотам предлагали людей, исходя из их профессиональных достижений. Этот принцип работал, пока главой секретариата не стал Виктор Балога. При нем комиссию перестали собирать и постепенно вернулись к принципу награждения ко Дню шахтера, Дню медика и так далее. Во времена Януковича комиссия тоже фактически существовала на бумаге. В 2011 году в нее вошли Бубка, Ступка, Патон, понятно, что они на заседания не ходили, поэтому там делали, что хотели.

Сейчас комиссию создали только в январе этого года, потом в мае поменяли состав и в первый раз собрали только в июле. Прошло два заседания, за это время никаких новых принципов не удалось наработать. К сожалению, инициативы от самого департамента государственных наград Администрации президента нет, у них не хватает времени на разработку каких-то предложений, этим занимаются члены комиссии. Мы надеемся, что нам удастся поменять и наградную систему, и подход, чтобы это было более понятно людям и прозрачно. Одним из вариантов может быть возврат к системе, принятой при Ющенко. Удастся или нет — сказать сложно, потому что сейчас комиссия работает, скажем так, в электронном режиме: ее членам просто скидывают проекты решений, чтобы они написали свои замечания.