США настаивают на обнулении украинской Генпрокуратуры. Фокус разбирался, удержится ли в своем кресле генпрокурор Виктор Шокин, кто может прийти ему на смену и приведет ли это к реальным реформам в прокуратуре
"Вместо того чтобы поддерживать реформы в Украине и работать на искоренение коррупции, коррумпированные чиновники в Генпрокуратуре все портят, открыто и агрессивно подрывая реформы", — заявил в конце сентября посол США в Украине Джеффри Пайетт. Это заявление едва не привело к международному скандалу — в ближайшем окружении Петра Порошенко возмутились: мол, не стоит послу указывать, как должна работать украинская прокуратура. Однако вскоре оказалось, что американский посол просто озвучил позицию США: партнеры Украины возмущены отсутствием видимых реформ и реальной борьбы с коррупцией в Генеральной прокуратуре. Помощник госсекретаря США Виктория Нуланд на днях заявила, что ГПУ по примеру национальной полиции должна быть запущена заново.
Генератор скандалов
Недовольные назначением Шокина появились сразу — 10 февраля против такого кадрового решения президента почти в полном составе проголосовали фракции Самопомочи и радикалов Олега Ляшко. Тем не менее новый генпрокурор получил 318 голосов за, после чего пообещал, что ГПУ под его руководством будет работать куда лучше, чем при предшественниках, в частности, по двум важнейшим направлениям — расследованиям расстрела Небесной сотни и преступлений режима Януковича. О борьбе с коррупцией он тоже не забыл. "Для меня нет неприкасаемых, будь то, не дай бог, президент, премьер-министр, другое должностное и государственное лицо. Если этот человек совершил уголовное преступление, он должен обязательно быть привлечен к ответственности", — уверял Шокин.
Де-факто же расследование уголовных дел по Майдану и по топ-чиновникам прошлой власти продвигается вяло, а сама Генпрокуратура превратилась в генератор скандалов. Их можно связать с перманентным противостоянием между "старой прокурорской гвардией", которую олицетворяет сам Виктор Шокин, и "прогрессивным крылом ГПУ" в лице его заместителей Виталия Касько (курирует антикоррупционное управление, которое займется расследованием дел против высокопоставленных лиц) и Давида Сакварелидзе (отвечает за реформирование ведомства). Последнего, по информации Фокуса, на высокую должность в ГПУ рекомендовали американцы. Показательно, что за эффективную работу в ГПУ они хвалят только Касько и Сакварелидзе.
Первый скандал произошел в начале июля, а его отголоски слышны до сих пор. Речь идет о "деле бриллиантовых прокуроров". По подозрению во взяточничестве были задержаны первый замглавы следственного управления ГПУ Владимир Шапакин и зампрокурора Киевской области Александр Корниец. При обыске у них нашли несколько сот тысяч долларов, а у Корнийца — еще и более полусотни бриллиантов. Но вскоре против самих прокуроров, расследовавших это дело под кураторством Сакварелидзе, было возбуждено уголовное дело. Конфликт набирал обороты, так что в дело пришлось вмешиваться лично главе государства. Петр Порошенко устроил Сакварелидзе и Шокину встречу перед объективами телекамер, во время которой заверил, что они оба "имеют твердую поддержку президента". Вскоре под давлением общественности в отставку ушел первый замгенпрокурора Владимир Гузырь — именно его общественность обвиняла в крышевании "бриллиантовых прокуроров" и других коррупционеров от прокуратуры.
Впрочем, конфликт между "старой" и "молодой" командами в ГПУ на этом не закончился. Так, приемник Гузыря Юрий Севрук обвинил Сакварелидзе в том, что разработанные последним тесты для переаттестации всех сотрудников прокуратуры и желающих занять их должности составлены некачественно и с нарушениями. После заявления посольства США, финансировавшего разработку тестов, о том, что все задания соответствуют международным стандартам, конфликт был улажен.
Старая команда пока на первых ролях в ГПУ. В частности, представитель молодых прокуроров Сакварелидзе теперь вынужден совмещать свою работу в ГПУ с руководством одесской облпрокуратурой. В его отсутствие в Киеве обязанности Давида Сакварелидзе как заместителя Шокина будет выполнять другой его зам — Роман Говда, предшественник Сакварелидзе на должности одесского прокурора. О том, что такая схема будет давать сбои, уже заявил Виталий Касько, который тоже оказался под давлением. По словам народного депутата от Блока Порошенко Сергея Лещенко, служба внутренней безопасности ГПУ начала проверку в отношении Касько, заподозрив того в причастности к размораживанию заграничных счетов экс-министра экологии Николая Злочевского. По данным Лещенко, к этому причастен вовсе не Касько, а другой замгенпрокурора — Олег Залиско, а также сам Виктор Шокин. В ГПУ ответили, что проверка действий Касько проводится по обращению двух народных депутатов.
Мосийчук вместо Клюева
Параллельно со скандалами внутри самой Генпрокуратуры ее руководитель продолжил наживать себе политических врагов, а общественность — находить все больше поводов для критики в адрес Виктора Шокина. В частности, его обвинили в потворстве бегству из Украины народного депутата Сергея Клюева — родного брата "серого кардинала" времен Януковича Андрея Клюева. Представление на его арест Шокин внес в Раду, когда подозреваемый в мошенничестве, злоупотреблении властью и растрате госимущества Сергей Клюев уже покинул страну. Виновных в этом в рамках следствия против Клюева ГПУ так и не нашла.
Зато под арестом в сентябре оказался народный депутат Игорь Мосийчук. На очереди — несколько других парламентских радикалов. В ответ соратники Ляшко вместе с Самопомичю собирают подписи за отставку Шокина. Пока, как рассказал Фокусу глава Антикоррупционного комитета ВР Егор Соболев, собрано 116 подписей. Для вынесения этого вопроса на рассмотрение требуется минимум 150.
Эффектное задержание Мосийчука прямо в здании парламента Генпрокуратура попыталась представить как доказательство борьбы с коррупцией "в верхах", ведь за решеткой оказался народный депутат, пусть его и подозревают в получении смешных по украинским масштабам взяток, исчисляемых несколькими тысячами долларов. Но ожидаемых вслед за этим громких посадок экс-регионалов, которых в СМИ и экспертной среде давно обвиняют в куда более масштабной коррупции, не последовало.
Американский след
Резкая критика американцев в адрес Генпрокуратуры вполне логична, ведь США помогают Украине реформировать ГПУ, в том числе финансово, однако прогресса не видят.
Вскоре после своего резонансного заявления посол США Джеффри Пайетт лично встретился с Шокиным. "Стороны поблагодарили друг друга за конструктивную и плодотворную встречу", — резюмировала пресс-служба ГПУ. На деле же реакция украинской стороны на американскую критику была намного резче. "Насколько мне известно, президент в жесткой форме сказал Байдену (вице-президенту США Джо Байдену. — Фокус), что послу США Джеффри Пайетту не стоило бы делать заявление о качестве работы ГПУ под руководством Шокина. В ответ тот согласился и сказал, что в феврале следующего года Пайетта отзовут из Киева", — заявил РБК-Украина народный депутат Игорь Кононенко, входящий в ближайшее окружение президента.
В посольстве США возможность отзыва Пайетта категорически опровергли. "Вы можете связаться с офисом вице-президента, но они скажут вам то же самое, что и я: эти сообщения фейковые", — заявил спикер американского посольства в Украине Джонатан Лалли. Сам Кононенко после также открестился от своих слов, однако в комментариях СМИ все же выступил в защиту Шокина, назвав заявления американских дипломатов "попыткой диктовать кадровые позиции независимому государству". По словам Кононенко, перед тем как оценивать работу генпрокурора, ему надо дать хотя бы год поработать в должности.
"Важно не просто убрать Шокина, но не назначить на его место нового Шокина"
Свои люди
Год работы Виктора Шокина в кресле Генпрокурора истекает в феврале 2016-го, и, по словам источников Фокуса в околопрокурорских кругах, дольше на своем посту он вряд ли протянет. Сам Виктор Шокин на недавней неформальной встрече с блогерами и журналистами заявил, что проработает минимум до марта. В кулуарах же говорят, что отставка случится: либо вскоре после местных выборов, либо перед Новым годом. "Полагаю, что решение об отставке генпрокурора президент хочет принять сам, а не под чьим-либо давлением", — говорит замглавы Антикоррупционного комитета Верховной Рады народный депутат от БПП Виктор Чумак. Источники Фокуса в Администрации президента также подтвердили: в вопросе Шокина Порошенко намеренно выдерживает паузу.
Главный вопрос — кто заменит Виктора Шокина. Источники Фокуса озвучили три фамилии — главы фракции БПП в парламенте Юрия Луценко, руководителя Донецкой военно-гражданской администрации и экс-сотрудника ГПУ Павла Жебривского и главы СБУ Василия Грицака. Комментарий Юрия Луценко получить не удалось — в пресс-службе политика сослались на его занятость. В любом случае на пути к должности у него есть и сугубо формальные препятствия: по закону генпрокурором может стать человек с юридическим образованием и 10-летним опытом работы в сфере права, а у лидера БПП нет ни того, ни другого. У Жебривского и Грицака от комментариев также отказались.
Всех троих претендентов объединяет то, что они абсолютно лояльны к Петру Порошенко. Что, собственно, и представляет самую большую проблему для кардинальной реформы системы прокуратуры. "Важно не просто убрать Шокина, но не назначить на его место нового Шокина", — говорит Егор Соболев.
7% честных
Один из методов обеспечения независимости ГПУ — назначение его руководства на открытых конкурсах, за что выступают и общественные активисты, и многие народные депутаты. В начале сентября в Киеве, Днепропетровске, Львове, Одессе и Харькове прошел первый этап конкурсного отбора на должности прокуроров. Тестирование проходили действующие прокуроры. Во втором этапе будут принимать участие те кандидаты, которые выбираются на должности впервые.
За решеткой сейчас оказываются мошенники из второй лиги, тогда как крупные дельцы безнаказанно работают дальше
Но есть большой риск, что конкурсный отбор минимально изменит прокуратуру. "Один из заместителей генпрокурора говорил мне, что лишь около 7% действующих сотрудников прокуратуры работают честно", — рассказывает Фокусу Виктор Чумак. Система прокуратуры прогнила сверху донизу, к тому же прокуроры традиционно работают в тесной спайке с судьями, и этот союз надо разорвать хотя бы с одной стороны. Иначе говорить о возможной победе над коррупцией в Украине будет невозможно.
Вероятно, именно потому США в последнее время так озаботились ситуацией в украинской прокуратуре. Ведь благодаря действующим коррупционным схемам вложенные в нашу страну средства, в том числе деньги американских налогоплательщиков, попросту разворовываются. "В США понимают, что главная угроза их инвестициям в Украину — уже не внешняя, а скорее внутренняя — это коррупция", — считает экс-сотрудник прокуратуры и популярный блогер Сергей Иванов. Поэтому не удивительно, что свои заявления американцы фактически адресуют не самому руководству прокуратуры, а тому, кто имеет на него определяющее влияние — президенту Украины.
Аналогичный запрос есть в украинском обществе, которое за время президентства Петра Порошенко так и не увидело объявленной им в начале срока "нулевой терпимости к коррупции". "Правоохранительная система в целом не дает народу главного продукта, которого он от нее ждет, — справедливости", — резюмирует активист Общественного люстрационного комитета Карл Волох. За решеткой сейчас оказываются в основном мошенники из второй лиги, тогда как крупные дельцы либо безнаказанно работают дальше, либо выходят на свободу под залог, либо вовсе бегут из страны.
Фото: Александр Чекменев,
Егор Соболев /Facebook