Став членом Совбеза, будем продвигать идею лишения России права вето, — Юрий Сергеев, постпред Украины при ООН
Постпред Украины в ООН Юрий Сергеев рассказал Фокусу, что дает нашей стране членство в Совбезе ООН с 1 января 2016 года
Несмотря на происходящее в Сирии, агрессия против Украины остается на повестке дня Совбеза ООН, и актуальность этого вопроса не уменьшилась. Подтверждение тому — то, что санкции против России не сняты.
Мы были готовы, что Россия будет вести подковерную игру против нас накануне выборов в Совбез. Поэтому не прекращали работать с каждой делегацией и региональной группой. То что никто из 193 членов не проголосовал против (а ведь голосование тайное!), говорит само за себя.
Членство в Совбезе дает ряд преимуществ. Мы сможем инициировать повестку дня, в том числе при обращении к нам стран, не представленных в этом органе. Так, к примеру, сделала делегация Литвы в ответ на наше обращение в феврале 2014 года, когда состоялась аннексия Крыма. Став членом Совбеза, мы сможем созывать заседания в любом формате: открытые, закрытые, консультативные. Это основные привилегии всех членов. Исключительной привилегией — правом вето — обладают только постоянные члены Совета безопасности.
У нас свои приоритеты для работы в Совете безопасности. Президент их озвучил на сессии Генассамблеи в сентябре. Это консолидация усилий для усмирения агрессора, введение миротворцев на восток Украины, решение проблемы оккупированного Крыма, предотвращение гибридных и информационных войн. Что касается ситуации, связанной с крушением малайзийского боинга, мы координируем действия с другим членом Совбеза — делегацией из Малайзии. Все решения по этому вопросу принимает группа по расследованию этого преступления, в которую входят представители Австралии, Бельгии, Голландии, Малайзии и Украины.
Украина сознательно не воспользовалась правом просить Центрально-Восточноевропейскую группу внести нашу кандидатуру в качестве номинанта на членство в Совбез ООН. Мотив прост: в группу входит Россия, и просить агрессора о чем-либо нелогично. Поэтому Украина выдвигалась как независимый кандидат. Да, в рамках выделенной для нашей группы квоты, но без обязательств перед группой представлять ее интересы в Совете безопасности ООН.
"Несмотря на противодействие Москвы, процесс модернизации принципов работы Совбеза уже не остановить"
У нас не было конкурентов на членство в Совбезе от нашей региональной группы, хотя обычно элемент соревнования присутствует. Потенциальные соперники у нас были до лета прошлого года.
В значительной мере избранию Украины в Совбез поспособствовала солидарность мирового сообщества в условиях наглой агрессии России. Сравните результаты голосования по избранию нашей страны в Совбез (177 за и ни одного против) с результатами голосования резолюции "Территориальная целостность Украины" (100 за и 11 против). Планируя тактику продвижения нашей кандидатуры, мы ориентировались на предыдущий результат — голосование по резолюции. Мы беспокоились о том, что может произойти при тайном голосовании, если при открытом результаты были хоть и достаточными для принятия резолюции, но недостаточными для избрания в Совбез, где требуется две трети голосов. Мы работали так, как будто у нас есть несколько конкурентов.
Поддержка у Украины будет. В Совбезе, куда в следующем году вместе с нами войдут Египет, Сенегал, Уругвай и Япония, к нам большая симпатия со стороны всех стран.
Инициативу по ограничению права вето в ситуациях, когда есть угроза миру и безопасности, декларировал президент Франции. Ее поддерживает более 100 стран, включая Украину. Когда эту идею поддержит две трети стран – то есть соберется около 130 голосов - вопрос можно будет выносить на рассмотрение Генассамблеи.
Лишение России права вето должно происходить по другой схеме. Нужно усовершенствовать механизмы исключения из членства в ООН за нарушение устава и ограничить право голоса для страны, являющейся участницей конфликта. Сейчас Россия — самый активный противник идеи ограничения права вето, и всем понятно почему. Но мы будем поднимать эту тему, став членом Совбеза с 1 января 2016 года. Я уверен, что, несмотря на противодействие Москвы, подавляющее большинство стран хотят модернизировать принципы работы Совбеза, а это значит, что процесс уже не остановить.
Никто не отказывался от идеи открытия офиса ООН по поддержанию минских соглашений. Напротив — продолжаются консультации о параметрах такого офиса. Возможно, скоро начнут функционировать его отдельные составляющие — например, группа по разминированию территорий, хотя российская делегация в ООН пытается всячески этому помешать.
С ноября нас пригласят участвовать во всех заседаниях Совбеза в качестве стажеров. В наше постоянное представительство скоро приедут новые сотрудники, их нужно будет быстро ввести в курс дела. В ноябре пройдет несколько заседаний Совета безопасности по ситуации в оккупированном Крыму, в Донбассе, традиционная конференция памяти жертв Голодомора и многое другое.