Разделы
Материалы

Саша Боровик: Я даже не знаю, кто финансировал мою избирательную кампанию

Милан Лелич
Фото:sashaborovik.com

Один из кандидатов на пост мэра Одессы на прошедших выборах и советник Михаила Саакашвили рассказал Фокусу об особенностях избирательного процесса в городе

На прошедших выборах Одесса стала одной из самых горячих точек в стране. По данным экзит-поллов, во второй тур выходили нынешний мэр Геннадий Труханов и советник губернатора области Саша Боровик. Но после подсчета голосов оказалось, что Труханов набирает более половины голосов и переизбирается мэром уже в первом туре. Команда Боровика - Саакашвили с этим не согласилась, обвинила Труханова в фальсификациях, подала иск в суд и собрала своих сторонников на акцию протеста.

В интервью Фокусу Боровик озвучил обвинения в адрес Труханова. Фокус обращался в пресс-службу одесского мэра с просьбой об интервью, но положительного ответа пока не получил. Мы по-прежнему готовы опубликовать мнение о выборах в Одессе Геннадия Труханова.

Саша, вы продолжаете борьбу за то, чтобы выборы в Одессе состоялись в два тура?

— Да. Суд первой инстанции отказал нам, но мы сильно на него и не рассчитывали. Сейчас наша команда готовит апелляцию, и мне представляется, что у нас хорошие шансы. Кроме того, я надеюсь на то, что правоохранительные органы начнут расследовать дела по фактам фальсификаций, которые мы им предоставили. И те люди, которые принимали участие в этих фальсификациях, начнут друг друга сдавать.

"Суд первой инстанции отказал нам, но мы сильно на него и не рассчитывали. Сейчас наша команда готовит апелляцию, и мне представляется, что у нас хорошие шансы"

Если суд откажет вам, как вы намерены бороться дальше?

— Есть два варианта развития событий. Первый вариант – второй тур все же состоится. И тогда надо будет делать все, чтобы он прошел честно. Второй – кто-то меня переубедит, что выборы не были сфальсифицированы, и я тогда признаю свое поражение.

29 октября мне звонили активисты киевского Евромайдана, которые собрались протестовать под мэрией. Они меня спрашивали, поддержу ли я эту акцию. Я ответил, что никого никогда не будут призывать выходить за меня, да и дело вообще не во мне, а в том, чтобы выборы прошли честно. Как люди будут этого добиваться – их право. Мы пока будем работать по судебной линии, но я рассчитываю, что прокуратура сегодня-завтра начнет возбуждать дела, и под влиянием этих процессов судьи поймут, что выборы фальсифицированы.

Чем запомнятся Одессе эти выборы?

— Было много технических кандидатов, которых выставляла группа Ангерта – Жукова, контролирующая город уже много лет. В этом нынешние выборы мало отличались от предыдущих.

Был я как часть всего "грузинского феномена". Мы не раздавали гречку, мы ходили из одного двора в другой, мне кажется, такой кампании в Украине еще никто не вел.

Многие кандидаты в разных городах, как и вы, провели десятки и сотни встреч с избирателями.

— В Одессе мои конкуренты или устраивали детские утренники, или раздавали гречку и капусту, или жарили и раздавали шашлыки. Никто кроме меня не проводил по 12 - 15 встреч в день и не опирался в первую очередь на волонтеров. Кто-то из них организовывал сайты и кампании в мою поддержку, к которым наш штаб не имеет никакого отношения. Кто-то нашел мою фотографию, где я еду на велосипеде, и изготовил плакаты, ими были заклеены многие спортивные сооружения – я понятия не имею, кто за этим стоит.

Встреча с одесситами возле школьного аэродрома / Фото: sashaborovik.com

Чей вклад в результат на выборах больше, лично ваш или Саакашвили?

— Если бы я дал вам один микрофон и одну колонку и отправил по дворам и рынкам, и вы говорили бы, что из команды Саакашвили – набрали бы вы 30% за несколько недель? Сомневаюсь.

К тому же, в Украине не было политиков, которым бы Саакашвили положил руку на плечо и сказал: "я ему верю". Я шел на выборы с 7% узнаваемости против действующего мэра Труханова, у которого было 68 раздутых процентов. Конечно, я использовал узнаваемость Миши. Но когда ты ходишь по дворам, никого не волнует, из какой ты команды. Жителей интересует, как разобраться с их ЖЭКом и как навести порядок во дворе. Какую ты команду представляешь, их не волнует.

Давно было известно, что выборы состоятся 25 октября. Почему вы так поздно начали свою кампанию?

— БПП принял решение о моем выдвижении за 25 минут до того, как они публично объявили об этом. Почему это не было сделано раньше, лучше спросить у партии и ее лидеров.

Вас выдвинул Блок Петра Порошенко. При этом вы и Саакашвили обвинили главу штаба БПП в Одесской области, народного депутата Алексея Гончаренко в сотрудничестве с Геннадием Трухановым. Значит ли это, что президентская политсила за вашей спиной договорилась о "сливе" выборов?

— Полагаю, Алексей Гончаренко считал меня техническим кандидатом, но когда он увидел рост моего рейтинга, понял, что все серьезно. Он тут же отсек меня от своего телеканала. Еще до объявления финальных результатов, Гончаренко публично поздравил Труханова с переизбранием. Это многое говорит о БПП как о партии в целом.

Была версия, что вас выставили как технического кандидата, который отберет голоса избирателей у Эдуарда Гурвица.

— Гурвиц и распространял информацию о том, что я технический кандидат. Очевидно, он понял, что я представляю угрозу его рейтингу, и пытался меня очернить. На каком-то этапе мне это сыграло на руку. Труханов тоже думал, что я технический кандидат, и не тратил на меня время и силы. Потом они спохватились, постарались на скорую руку что-то придумать, распространяли слухи, что я гей, что у меня нет диплома и прочие глупости. Но времени было мало, и раскрутить эту кампанию они не успели.

"В начале кампании у нас не было денег, кроме тех, которые вложил я сам"

Говорили, что на этих выборах ставку на вас делал в первую очередь средний бизнес, это так?

— Это так. В начале кампании у нас не было денег, кроме тех, которые вложил я сам. Но дней через десять начали поступать деньги от среднего бизнеса. Притом, я не знаю, кто именно финансировал мою избирательную кампанию – когда ко мне подходили бизнесмены и предлагали свою помощь, я сразу же отправлял их к нашему штабному аудитору, и потом даже не интересовался, пришли какие-то деньги, как много пришло, от кого именно и так далее.

Сложно поверить, что штабной аудитор не делился этой информацией с вами. Да и по принятым в Украине правилам игры, если бизнесмен финансирует какого-то кандидата, делает это не просто так, а с расчетом на преференции для своего бизнеса в будущем.

— Всеми финансовыми вопросами занимался аудитор, которому я полностью доверяю, и я действительно понятия не имею, кто именно меня поддержал, знаю лишь, что это были в основном представители среднего бизнеса.

Вы и дальше будете работать советником Саакашвили?

— Мы это не обсуждали. Я пока в отпуске, когда эта история с выборами закончится, тогда будем говорить.

После всех обвинений, которые прозвучали, как будет сотрудничать городская и областная власть?

— Тяжело будет сотрудничать с тем, кого ты не признаешь легитимным. Я считаю эти выборы сфальсифицированными, и если наши суды и наш президент готовы жить в коррумпированной системе, мне тяжело будет воспринимать их серьезно. Я остаюсь в горсовете как депутат от БПП, хотя мне, возможно, было бы удобнее работать с другими политсилами, например, с Самопомощью. С другой стороны, мне выгоднее оставаться в БПП, хотя я получаю кучу негатива от партии, которая не особо популярна в регионе. Зато я получаю платформу для борьбы за реформы в стране.

Какая коалиция будет создана в Одесском горсовете?

— Коалицию в любом случае сформируют бывшие регионалы, независимо от цветов, в которые они сейчас перекрасились. Потому говорить о том, будет ли партия Труханова объединяться с оппозиционным блоком, или не будет, бессмысленно.