Разделы
Материалы

Борьба за власть. Когда в Украине наступит политическая стабильность

Милан Лелич
Фото: УНИАН

Досрочные парламентские выборы возможны, если борьба команд президента и премьера за власть окончательно заведет политический процесс в тупик

В новый 2016 год команда власти входит в состоянии глубокого внутреннего кризиса. Прежде всего из-за того, что фракции парламентской коалиции действуют исходя из собственных интересов, предпочитая торги и шантаж поиску компромисса с партнерами. Странное разделение между "ядром коалиции" и "внутренней оппозицией" сформировалось в начале 2015-го. В первую вошли большие фракции Блока Петра Порошенко и Народного фронта, как правило, действующие согласованно, во вторую — три малые фракции: Самопомич, Радикальная партия Олега Ляшко и Батькивщина, оставившие за собой право на независимую позицию по любому вопросу, а в критике действий правительства порой позволяющие себе больше, чем номинальные оппозиционеры из одноименного блока. После череды скандалов в начале осени радикалы Ляшко коалицию покинули, а Самопомич и бело-сердечные роль "патриотической оппозиции" играют до сих пор.

Впрочем, в отношениях между Блоком Порошенко и Народным фронтом, представители которых получили подавляющее большинство должностей в исполнительной власти, тоже не все гладко. Борьба между окружением президента и премьер-министра обострилась по мере приближения 11 декабря, когда у Кабмина закончился годичный иммунитет от отставки. Наиболее заметно она проявилась в форме информационных кампаний против соратников Порошенко и Яценюка, которых обвиняют в коррупции. При этом на первые роли вышли прежде малоизвестные широкой публике персонажи, оттеснив на задворки медиапространства "старых" олигархов вроде Рината Ахметова или Дмитрия Фирташа. Речь прежде всего идет об Игоре Кононенко и Константине Григоришине из окружения президента и Андрее Иванчуке и Николае Мартыненко из числа соратников главы правительства. Им приписывают огромное влияние на первых лиц страны, на политические и экономические процессы. Их же именуют "серыми кардиналами" постмайданной власти.

На Банковой не особо скрывают, что в премьерском кресле хотели бы видеть кого-то менее самостоятельного, чем Яценюк

Кульминацией противостояния внутри власти стало нападение народного депутата от БПП Олега Барны на премьер-министра в ВР во время отчета правительства, а также конфликт на заседании Нацсовета реформ между главой МВД Арсеном Аваковым из команды Арсения Яценюка и губернатором Одесской области Михаилом Саакашвили, который, как утверждают источники Фокуса в Администрации президента, имеет влияние на президента. Стабилизировать ситуацию могла бы публичная и конкретная позиция самих Порошенко с Яценюком, но те весь год предпочитали отрицать конфликты в высших политических кругах, отделываясь общими декларациями о "единстве ради реформ".

Борьба между провластными и оппозиционными группами вокруг переформатирования Кабмина в контексте возможных досрочных парламентских выборов формирует политическую повестку дня 2016 года. На Банковой не особо скрывают, что в премьерском кресле хотели бы видеть кого-то более лояльного и менее самостоятельного, чем Арсений Яценюк. Тот, в свою очередь, заявил, что его смещение с поста приведет к выходу "фронтовиков" из коалиции и, как следствие, к ее распаду.

Поиск компромиссных вариантов длится с лета. По информации Фокуса, в качестве возможного сменщика Яценюка рассматривали секретаря СНБО "фронтовика" Александра Турчинова. Но, во-первых, он сам не захотел занять пост главы Кабмина без добровольной отставки Яценюка, во-вторых, Турчинов хуже коллеги по партии разбирается в экономике. В-третьих, его кандидатура не вызвала одобрения у западных партнеров, в первую очередь США.

Впрочем, во время последнего визита в Украину вице-президента Соединенных Штатов Джо Байдена стало понятно: американцев не так волнуют конкретные персоналии, как то, чтобы власть в Украине не оказалась в одних руках, чего после президентства Виктора Януковича весьма опасаются в Вашингтоне. Потому шансы на премьерский пост у кого-либо из близких соратников президента, например, спикера Владимира Гройсмана, чья фамилия в этом контексте тоже звучит в кулуарах, невелики. В США также не хотят, чтобы кадровые перестановки привели к досрочным выборам и, как следствие, паузе в проведении реформ, на которые американские власти выделяют деньги своих налогоплательщиков.

Так что в украинском политикуме образовалась патовая ситуация. Учитывая количество недоброжелателей Арсения Яценюка, собрать голоса за его отставку особой проблемы не составит, но пока на его место нет ни одной компромиссной кандидатуры, которая собрала бы 226 голосов. Это касается и Михаила Саакашвили, которого на пост главы Кабмина прочат не первый месяц. Да и сам глава Одесской облгосадминистрации наверняка понимает, что в Украине премьер без собственной более-менее многочисленной парламентской фракции обречен на провал. Поэтому Арсений Яценюк пока остается в своем кресле, а вот среди министров ожидаются кадровые перестановки, хотя ни одна из составленных в Администрации президента, Кабмине и Верховной Раде комбинаций пока не получила даже предварительного одобрения от ключевых участников процесса.

В перспективе на политическом поле может появиться еще один серьезный игрок — условная "антикоррупционная партия"

Общепринятым в демократическом обществе путем выхода из политического кризиса должны были бы стать досрочные парламентские выборы. Но согласно Конституции их объявление — лишь право, а не обязанность президента. А Петр Порошенко уже пообещал украинцам "четыре года без выборов", ведь его именной блок по их результатам вряд ли улучшит свои позиции в Раде. Не хотят выборов и в Народном фронте, чей рейтинг упал ниже проходного барьера.

Активнее всего раскачивают лодку Батькивщина, которая свое парламентское представительство может увеличить в два раза, Оппозиционный блок, также рассчитывающий прирасти мандатами, Свобода, чья популярность выросла после трагических событий под Верховной Радой 31 августа и уголовного преследования видных партийцев, а также обладающий большим финансовым и медиаресурсом УКРОП Игоря Коломойского и его друзей.

В перспективе на политическом поле может появиться еще один серьезный игрок — условная "антикоррупционная партия" чрезвычайно активного в последнее время Михаила Саакашвили. Помимо старых соратников третьего президента Грузии, туда могли бы войти и многочисленные общественные активисты, представители "молодых партий" и парламентские "новые лица", которые вместе с Саакашвили организовывают масштабные антикоррупционные мероприятия. Хотя подобные политические планы сами адепты борьбы с коррупцией усердно отрицают.

В своей агитации против досрочных выборов в Раду Петр Порошенко и Арсений Яценюк напирают и на возможный реванш регионалов, хотя у осколков Партии регионов нет реальных шансов взять власть в руки, пока Крым и значительная территория Донбасса находятся в оккупации. Но если борьба команд президента и премьера за власть и влияние окончательно заведет политический процесс в тупик, который будет выражаться нерезультативными голосованиями в Верховной Раде, парламентские выборы проводить придется. Другого пути, кроме как распустить недее­способный "первый проевропейский парламент независимой Украины", у главы государства попросту не останется.