Сроки выполнения минских соглашений истекают 31 декабря. Фокус проанализировал, что из этих договоренностей воплощено в жизнь и как ситуация может развиваться дальше
В распахнутые двери роскошного зала Дворца Независимости в Минске входит Петр Порошенко. Внутри перед сотнями телекамер и фотовспышек его приветствует белорусский президент Александр Лукашенко. В зале раздается крик: "Господин Порошенко, зачем ваши войска бомбят мирных жителей?" Эту провокацию устроил корреспондент Всероссийской государственной ТРК Павел Зарубин, и уже тогда стало понятно, что минские переговоры, начавшиеся 11 февраля 2015, будут сложными, а выполнение достигнутых договоренностей — еще сложнее. По итогам пятнадцатичасовой встречи "нормандская четверка" не стала отвечать на вопросы журналистов — лидеры Украины, Германии, Франции и России ограничились короткими комментариями. "Ни на какой компромисс относительно федерализации мы не пошли, — делился с прессой маленькой победой Петр Порошенко. — Ни автономии, ни федерализации в документе нет". К журналистам его за руку вел Александр Лукашенко. На вопрос о том, как идут переговоры, президент Украины ели слышно ответил: "Он затеял грязную и нечестную игру". "Я знаю, знаю. Все поняли это", — согласился с ним Лукашенко. Подписанное по итогам встречи в Минске соглашение насчитывает 13 пунктов — все они должны быть выполнены до конца 2015 года.
Вечный Минск
На февральской встрече лидеры четырех стран договорились о прекращении огня на следующий день после переговоров, отводе тяжелой техники за пределы 50-километровой буферной зоны в течение двух недель и доступе ОБСЕ к мониторингу соблюдения режима тишины. На пятый день после отвода вооружения ожидался обмен заложниками в формате "всех на всех". До середины марта Верховная Рада должна была принять постановление, определяющее территорию, на которую будет распространяться особый порядок местного самоуправления, а до конца года Киев обязался провести конституционную реформу и принять закон "об особом статусе", который включал бы амнистию для боевиков, их участие в назначении судей и прокуроров, создание народной милиции и запрет на досрочное прекращение полномочий местной власти. Восстановление контроля над границей состоится уже после выборов на оккупированной территории — предполагается, что избирательную кампанию организуют по стандартам ОБСЕ. Только после этого в силу вступит пункт о выводе всех иностранных военных формирований и разоружении незаконных группировок. Без привязки к конкретным датам и событиям в соглашениях закреплялись пункты об обеспечении безопасной доставки гуманитарной помощи и восстановлении социально-экономических связей.
Отвести тяжелое вооружение должны были еще в первой половине марта. По факту, этот процесс не завершен до сих пор
"Нормандская четверка" утвердила не самый выгодный для Украины, но вполне понятный алгоритм действий. Несмотря на это, за 10 месяцев дальше частичного выполнения пунктов о прекращении огня, отводе вооружений и начале конституционной реформы реализация Минских соглашений не продвинулась. "С февраля на Донбассе не ведется крупномасштабных боевых действий, — заявил Фокусу Леонид Кучма, второй президент Украины и наш представитель в трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе. — Мы остановили массовое кровопролитие, когда ежедневно гибли десятки людей — и военных, и мирных жителей".
Отвести тяжелое вооружение должны были еще в первой половине марта. По факту, этот процесс не завершен до сих пор. "Существенный прогресс на пути полного вывода тяжелого вооружения пока не отмечается, поэтому я призываю стороны к сотрудничеству", — заявил во время заседания Совбеза ООН 11 декабря Эртурул Апакан, глава Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине.
Такое положение вещей не помешало "ЛНР" еще 20 октября отчитаться об отводе тяжелой техники от линии разграничения. Спустя два дня с аналогичным заявлением выступил Киев и представители "ДНР". Но всего через месяц Петр Порошенко признал, что ситуация в Донбассе обостряется. Нарушение режима прекращения огня констатировали и в ОБСЕ. Вскоре украинским военным разрешили открывать огонь в случае обстрелов их позиций.
На фоне этих событий стороны конфликта должны выполнять другую военную договоренность, утвержденную нормандской четверкой в Париже в начале октября: отвод техники калибром до 100 мм. Спустя месяц после встречи во Франции, и Украина, и лидеры "ЛНР-ДНР" объявили о завершении этого процесса. Однако международные наблюдатели опровергли и это. По словам Александра Хуга, замглавы СММ ОБСЕ в Украине, в местах, предназначенных для отвода такой техники, пусто. Более того, это вооружение используется во время обстрелов. Во вторник, 22 декабря, трехсторонняя контактная группа снова договорилась о прекращении огня. Однако режим тишины не продержался и суток.
В таких условиях должно начаться разминирование территории — подгруппа по вопросам безопасности в начале декабря даже утвердила первые точки, где этот процесс стартует.
Узники Донбасса
Освобождение заложников — одна из самых болезненных тем в части выполнения минских соглашений. За простой и, на первый взгляд, понятной формулировкой обмена "всех на всех" скрывается немало разночтений. По словам Романа Безсмертного, участника трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе, Киев под этим понятием предполагает освобождение Надежды Савченко и других украинцев, оказавшихся при загадочных обстоятельствах в российских тюрьмах. Боевики такой сценарий отвергают, а в свои списки обмена "всех на всех" включают даже тех, кто давно осужден за тяжкие преступления.
Принцип обмена "всех на всех" не работает — пока удается освобождать лишь отдельных людей
"В этих списках, например, есть убийца, осужденный 11 лет назад, — написала в начале декабря на своей странице в Facebook Ирина Геращенко, народный депутат и участница гуманитарной подгруппы трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе. — Какое отношение он имеет к минским соглашениям и как можно требовать его освобождения?". По утверждению политика, сейчас в плену боевиков находится около 140 военных и гражданских. При этом местонахождение известно лишь у порядка 50 пленных, остальных еще предстоит разыскать. Принцип обмена "всех на всех" не работает — пока удается освобождать лишь отдельных людей. В середине ноября, к примеру, домой вернули двух сотрудников МЧС, обменяв их на двух боевиков. По словам советника главы СБУ Юрия Тандита, занимающегося обменом заложников, за время конфликта в общей сложности освободили около 3 тыс. пленных, однако боевики продолжают захватывать новых людей, рассчитывая обменять их повыгоднее.
Закон против порядка
Подписывая новый документ в Минске в феврале этого года, президент фактически взял на себя ответственность за то, что Верховная Рада примет все указанные в соглашении законы и постановления. При этом в парламент текст этого меморандума для ратификации не вносился. Несмотря на это, в марте народные депутаты приняли часть необходимых документов, среди которых постановление, определяющее населенные пункты Донецкой и Луганской областей с особым порядком местного самоуправления. За проголосовало 296 депутатов при необходимых 226. Список из 85 городов, железнодорожных станций, разъездов, перекрестков с указанием географических координат формировался по линии разграничения, согласованной в другом Минском меморандуме, подписанном еще 19 сентября 2014 года.
В день принятия постановления о населенных пунктах с особым порядком местного самоуправления парламент преподнес сепаратистам сюрприз: признал эти территории оккупированными. В ответ на это решение боевики обвинили Киев в срыве договоренностей. Однако от последующих переговоров не отказались. Тогда же парламент принял закон об амнистии для боевиков, который, впрочем, до сих пор не передан президенту на подпись. Оба голосования проводились тайно, и по их итогам на табло появлялось лишь количество голосов за.
Затягивание реализации минских соглашений — наиболее выгодный для Украины вариант
Впрочем, сегодня принятый в 2014 году закон об амнистии не устраивает сепаратистов. Теперь они настаивают на создании специального трибунала, который осуществлял бы этот процесс. Киев, в свою очередь, хочет проводить амнистию в индивидуальном порядке через суд.
Изначально сепаратисты грозились организовать собственные выборы 18 октября в "ДНР", и 1 ноября – в "ЛНР". Однако после обвинений в срыве минских соглашений самопровозглашенные псевдореспублики от этой идеи отказались, отсрочив свою избирательную кампанию до 20 апреля 2016 года. Украинская сторона тем временем какие-либо договоренности о датах отрицает. "В политической подгруппе нет никаких договоренностей, — говорит Безсмертный. — Украинская сторона настаивает на пропорциональной системе выборов, противоположная — на мажоритарной. Мы настаиваем на полной реализации полномочий ЦИК — боевики настаивают на том, чтобы действовали их временные избирательные комиссии. Украинская сторона настаивает на возобновлении действия украинских партий, наши оппоненты отвергают эту идею".
Еще один пункт соглашений, выполнить который не удастся до конца этого года, — внесение изменений в Конституцию с учетом "особого статуса" Донбасса. В августе Верховная Рада приняла новую версию Основного Закона в первом чтении — за проголосовало 265 депутатов. Против этих изменений выступила часть фракции Самопомич, Батькивщина и Радикальная партия Олега Ляшко. Представители последней перед голосование блокировали трибуну, стучали пластиковыми бутылками, выкрикивали "ганьба" и включали сирену. Но если для новой версии Конституции в первом чтении голоса нашлись, собрать 300 за для второго чтения — пока нереализуемая задача. По информации Фокуса, в БПП сейчас рассматривают разные варианты проталкивания особого статуса. Один из них — перенести этот пункт из части изменений в Основной Закон о децентрализации в часть, касающуюся судебной реформы и снятия неприкосновенности с народных депутатов. В этом случае изменения в Конституцию снова должен одобрить Конституционный Суд. Учитывая, что его глава не менялся со времен президента Виктора Януковича, обвиняемого в узурпации власти с помощью КС, договориться с судом будет несложно.
В уже принятом в первом чтении новом варианте Конституции оккупированные части Луганской и Донецкой областей упоминаются только раз — в переходных положениях, где указано, что осуществление местного самоуправления в этих регионах регулируется отдельным законом. Такие изменения представителей "ДНР-ЛНР" предсказуемо не устроили. По словам самопровозглашенных "главы Народного совета" Андрея Пургина и "вице-спикера" Дениса Пушилина, поправки в Основной Закон с ними не согласовывались, а сами изменения не соответствуют минским соглашениям.
Еще один пункт соглашений, выполнить который не удастся до конца этого года, — внесение изменений в Конституцию с учетом "особого статуса" Донбасса
Продолжение следует
Действие минских договоренностей истекает 31 декабря. За 10 месяцев в переговорном процессе не случилось никаких значительных продвижений. Несмотря на это, и президент Петр Порошенко, и партнеры Украины в ЕС и США, а также президент России Владимир Путин уверяют: альтернативы минским соглашениям нет. "Видно по всему, что их [Минские соглашения] продлят, — заявил Фокусу Евгений Марчук, участник группы по вопросам безопасности трехсторонней контактной группы. — Но если не будет никаких радикальных новаций, перспективы не очень радужные. Есть небольшая надежда на начало главенствования Германии в ОБСЕ с 1 января 2016 года. Сегодня главная проблема сконцентрирована в рабочей группе по политическим вопросам. Суть проблемы хорошо известна: изменения в Конституцию, амнистия, выборы, особый статус". Решение о продлении минских договоренностей должна принять "нормандская четверка". Состоится ли ее встреча в декабре этого года — неизвестно. В МИДе Фокусу заявили, что пока этот вопрос не комментируют. Однако, по словам Романа Безсмертного, предварительно о встрече после новогодних праздников договорилась трехсторонняя контактная группа. "Если не запускаются другие инструменты, этот инструмент будет действовать, — заявил он Фокусу. — Потому что сегодня это единственная площадка, где ведется непосредственный диалог по территории конфликта. Другой площадки нет".
Как бы ни развивались события, затягивание реализации минских соглашений — наиболее выгодный для Украины вариант. Это даст время жителям оккупированного Донбасса осмотреться и осознать, каковы перспективы "республик", в которых они живут, и, возможно, на предстоящих местных выборах это подтолкнет их отдать голос в пользу Украины. К тому же, пока конфликт будет заморожен, Киев сможет нарастить военный потенциал. Есть надежда и на то, что Владимир Путин окончательно погрязнет в сирийском конфликте, цены на нефть продолжат падение, а санкции нанесут сокрушительный удар по российской экономике. "Президент РФ рано или поздно закроет границу для боевиков, — делится ожиданиями один из ближайших соратников Петра Порошенко. — И пока это не случится, нам очень нужны минские соглашения".