Рассекречена часть материалов заседания Совета национальной безопасности и обороны, на котором обсуждался вопрос введения в Украине военного положения
Стенограмма датирована 28 февраля 2014 года. В тот день под председательством и. о. президента Александра Турчинова СНБО искал пути противостояния российской агрессии в Крыму. В итоге введение военного положения поддержал только Турчинов, остальные присутствующие на заседании проголосовали за мирное разрешение конфликта. Фокус приводит самые знаковые месседжи участников исторического заседания СНБО.
Александр Турчинов
глава Верховной Рады, и. о. президента Украины
"Нарышкин [председатель Государственной Думы РФ] передал мне угрозы от Путина …, что если погибнет хоть один россиянин [в Крыму], они объявят нас военными преступниками и будут преследовать по всему миру. Мы должны сделать все, чтобы быть способными защищаться, в том числе и самостоятельно, пока дожидаемся военной помощи с Запада. Я не могу не поставить на голосование СНБО решение о введении в стране военного положения. Кто за? Понятно. За — один Турчинов. Решение не принято"
Валентин Наливайченко
председатель СБУ
"Переход фактически на сторону врага и военные преступления военнослужащих, спецназначенцев "Беркут", других правоохранителей Украины, которые служат или служили в Крыму, — очень масштабный и очень опасный элемент, поскольку они полностью перешли в координацию военного вторжения, которое пытается осуществить военное и политическое руководство РФ"
"Наши военные и силовики деморализованы. Многие из них не воспринимают новую власть и не готовы выполнять приказы или вообще изменили присяге. Особенно сложная ситуация в военно-морских силах. Есть подписанные рапорты об отставке, в том числе и командующего ВМС. Моральный и психологический климат у руководства очень низкий, чтобы не сказать — предательский"
"Информация, которая поступает по нашим каналам, полностью подтверждает готовность России к введению войск, которые концентрируются вдоль нашей границы. И американцы, и немцы — все в один голос просят нас не начинать каких-либо активных действий, потому что, по данным их разведок, Путин использует это для начала широкомасштабного сухопутного вторжения. Мы должны услышать западных партнеров, а им нужно время для принятия решений"
Игорь Тенюх
и. о. министра обороны
"На Киевском, Харьковском и Донецком направлениях [Россией] уже сконцентрировано 38 000 человек , 761 единица военной танковой техники, 2200 бронированных машин, 720 артиллерийских машин и систем залпового огня, до 40 ударных вертолетов и 90 вертолетов боевого обеспечения, 90 самолетов штурмовой авиации. В акватории Черного моря на военное дежурство вышли 80 военных судов РФ. Те, кто захватывают объекты в Крыму, — это военный спецназ, который прошел школу в горячих точках РФ. Буду говорить откровенно. Сегодня у нас нет армии. Сегодня мы можем собрать по всей стране военную группировку численностью до 5000 человек, способных выполнять боевую задачу. Мы можем бросить их на Крым, но это не решит проблему Крыма. Мы их просто там положим. Большинство среди военных [украинских, в Крыму] — местные контрактники. Для них служба — это заработок. Готовых выполнить приказ относительно применения оружия будет 1,5–2 тысячи максимум. С российской стороны в Крыму, кроме Черноморского флота, идет постоянное перебрасывание штурмовых подразделений вооруженных сил и спецназа ГРУ ГШ РФ. Уже сейчас боевая компонента превышает 20 тысяч человек. Есть просьба, чтобы не было прямого военного конфликта. Мы не готовы к полномасштабной войне"
Арсен Аваков
министр внутренних дел
"Внутренние войска и ППС Симферополя пока несут службу, но противостоять русским не будут. Большинство населения Крыма занимает пророссийскую, антиукраинскую позицию. Это риск, который нам нужно учесть"
Арсений Яценюк
премьер-министр
"Думаю, ни одна страна, в том числе Будапештского меморандума, не готова сейчас помогать Украине. Нам придется справляться исключительно собственными силами. Мы должны тянуть до последнего, на крайних позициях пойдем на политические переговоры относительно предоставления дополнительных прав автономии. Нужно выиграть время, чтобы реанимировать в стране военный блок и восстановить в Украине власть"
"Введение военного положения — объявление войны Российской Федерации. Сразу будет заявление России "о защите граждан России и русскоязычного населения, которое имеет этнические связи с Россией". Это сценарий, который написали россияне. И мы лезем в этот сценарий!"
Виталий Ярема
первый вице-премьер-министр
"Мы выяснили доминирующую позицию населения Крыма. Когда происходит захват государственных зданий, они говорят: "Почему вам в Киеве можно, а нам нельзя?" Поэтому сегодня хотел бы обратиться к секретарю СНБО Андрею Парубию с просьбой максимально освободить помещения, которые захвачены "Самообороной", чтобы показать, что у нас есть закон и порядок"
Олег Махницкий
и. о. генерального прокурора
"В соответствии с законом о правовом режиме военного времени в таких случаях, в принципе, есть причины вводить военное положение … например, в АРК. Другой вопрос — когда это делать? Может, не сейчас? Может, в будущем?"
Степан Кубив
глава Национального банка
"Сейчас [армии] нужны не дети и не заробитчане, а серьезные парни, которые имеют военный опыт: афганцы и другие… Я предлагаю обратиться к кадровикам и вернуть офицеров, которые были уволены за последние три года. Я против военного конфликта — мы сегодня к нему не готовы. Нужно делать все, чтобы не допустить кровопролития и втягивания нас в западню, как это было в Грузии"
Виктор Гвоздь
глава Службы внешней разведки
"Кинуть сейчас ненаученных пацанов на Крым невозможно, потому что там вооруженные самым современным оружием кадровые военные российской армии и их на порядок больше. Это авантюра. Их там расстреляют и растопчут танками. Это будет повод для введения войск в континентальную Украину. А у нас уже не будет даже кем Киев защищать"
Юлия Тимошенко
лидер ВО "Батькивщина"
"Мы должны сегодня умолять все международное сообщество встать на защиту Украины. Это наша единственная надежда. Ни один танк не должен выехать из казармы, ни один солдат не должен поднять оружие, потому что это будет означать проигрыш. Никакого военного положения и активизации наших войск! Мы должны стать самой мирной нацией на планете, просто вести себя как голуби мира"