До конца года патрульная полиция полностью заменит ГАИ, – глава патрульной полиции Евгений Жуков
Глава патрульной полиции Украины Евгений Жуков о VIP-нарушителях, взятках, уроках смертельной погони за BMW и о задержании Усамы бен Ладена
Евгения Жукова большинство украинцев знают под именем бесстрашного Жени Маршала, одного из защитников Донецкого аэропорта. В самое тяжелое время его хлестким оптимистичным постам в Facebook верили гораздо больше, чем сухим сообщениям Генштаба. В аэропорту Евгений командовал сводной группой 79-й аэромобильной бригады. В сентябре прошлого года Жуков принял неожиданное для него предложение возглавить новую патрульную полицию Украины. Признается, что с тех пор не было ни одного выходного. Он сбрил бороду и перестал писать в Facebook. Стал внимательно относиться к соблюдению Правил дорожного движения. Но, несмотря на высокую должность, Жуков, похоже, остается верным солдатом, далеким от карьеризма, громких фраз и политических игр.
КТО ОН
Глава патрульной полиции Украины
ПОЧЕМУ ОН
Лучше всех знает, в каком состоянии "витрина" реформы МВД
Не только селфи
Трудно работать в полиции после армии?
— Честно говоря, не ожидал, что украинское общество, которое в целом неплохо относится к военным, так дико ведет себя по отношению к полицейским. Многие считают, что вправе отвечать на самые обычные вопросы наших ребят грязными ругательствами. Вы же видели, наверное, видео с блондинкой на Range Rover и слышали, как она ругалась? Я считаю, что нужно принять изменения в закон о полиции, чтобы мы имели право хоть как-то наказывать тех, кто нас оскорбляет. Наш юридический отдел готовит предложения, которые мы передаем в Верховную Раду и Кабмин.
Но за восемь месяцев работы полиции никаких изменений ни в какие законодательные акты внесено не было. Даже в Правилах дорожного движения до сих пор фигурируют "работники милиции".
— Пока действительно ничего не внесли. Но работа идет. С системой ведь нелегко бороться. Очень многие в Украине не хотят, чтобы патрульная полиция продолжала работать.
Кто эти многие?
— Мы как кость в горле у тех государственных структур, которые сейчас живут так же, как жили при Януковиче. Милиционеры, не прошедшие переаттестацию, часто пытаются дискредитировать нас, выплескивая в интернет море негатива. Но мы держим удар. Ситуация постепенно меняется к лучшему. К примеру, за последние месяцы практически во всех райотделах поменяли руководство. И если раньше в бывшей милиции на нас смотрели как на салаг, то теперь воспринимают как серьезную организацию, предлагают проводить совместные учения и т.д.
Что удалось патрульной полиции за восемь месяцев работы?
— Что больше всего обществу не нравилось в милиции? Продажность! Так вот, патрульную полицию можно обвинять в чем угодно, но только не в этом. Если бы у меня были доказательства того, что какой-то патрульный получил взятку, я бы лично сделал все, чтобы ему дали реальный срок. Иногда к нам поступают сигналы о том, что места в патрульной полиции продаются. Пока ни один такой сигнал не подтвердился: хотя всевозможные "решалы" порой действительно берут деньги с кандидатов в полицейские, они никак не влияют на решения конкурсных комиссий. Это чистой воды мошенничество: если человек не проходит по конкурсу, деньги ему возвращают, а если проходит, "решалы" убеждают, что это их заслуга. Патрульной полиции удалось завоевать такое доверие и уважение общества, которого у милиции и близко не было. Чтобы не потерять его, нужно много работать. В этом полиция похожа на армию: чем больше готовишься, тем легче потом в бою.
Успехи патрульной полиции, к сожалению, не отразились на уровне преступности, который вырос в разы.
— А по моим данным, уровень преступности по некоторым пунктам даже снизился. Мне кажется, все дело в пристальном внимании к нам. Если бы патрульной полиции не было, никто бы не говорил о росте преступности. Кроме того, раньше не были так развиты соцсети. Благодаря им все очень быстро узнают о новых кражах и угонах, из-за чего порой создается общий негативный фон. Часто в соцсетях пишут: "Новые копы хорошо только селфи делают". Мне хочется спросить у таких людей: копы что, сами просят фотографироваться с ними? Они занимаются охраной правопорядка. Но если кто-нибудь просит сфотографироваться с ними, они не отказывают.
По данным, размещенным на сайте Генпрокуратуры, количество угонов автомобилей в Украине с 2013 года возросло почти вдвое.
— В соцсетях кричат, что в десять раз. А по статистике ГПУ я ничего не хочу комментировать. У меня есть другие данные: с июля по декабрь 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го количество угонов увеличилось на 15%. При этом нужно учитывать, что после начала работы патрульной полиции стало больше случаев выявления угонов. И главное — повысилась раскрываемость таких преступлений. Я бы лучше обратил внимание общества на количество пьяных за рулем и на их фактическую безнаказанность. В Луцке два дня назад пьяный водитель сбил насмерть дедушку-велосипедиста. Вчера в Киеве было две аварии, которые спровоцировали нетрезвые водители. Один умудрился врезаться в стоящую на месте патрульную машину. Второй влетел под КрАЗ — и сразу двухсотый. Неделю назад в эвакуатор, загружавший машину после аварии, врезался автомобиль, у водителя которого в крови было 2,08 промилле алкоголя при норме 0,2. По действующему законодательству за такое водителю грозит в лучшем случае штраф от 2550 грн до 3400 грн, в худшем — лишение прав на срок от 1 до 2 лет. А я бы выступал за конфискацию автомобиля нарушителя в пользу государства. Вот тогда бы люди пьяными за руль не садились.
Не стрелять!
Как вы отнеслись к тому, что прокуратура выступила на стороне пьяного водителя BMW, устроившего гонки с патрульными по ночному Киеву?
— Я был шокирован. Заместитель генерального прокурора Анатолий Матиос, который делает заявления по этому делу, в том числе и военный прокурор. Так вот, о проблемах в армии я знаю не понаслышке, но прокуратура ими почему-то не занимается. Кроме того, в нашей стране множество громких дел, которые не расследуются, и на это прокуратура тоже не обращает внимания. Но полицейский, задержавший пьяного водителя, ей необыкновенно важен. Тридцать человек по этому делу проводили обыск в кабинете у главы киевской патрульной полиции Юрия Зозули. Тридцать!
"У нас больше не будет таких жестких погонь. Это не кино"
Как вы относитесь к решению Печерского суда взять под стражу Сергея Олийныка, застрелившего одного из пассажиров BMW, на два месяца?
— Утром Олийнык пришел в полицию как свидетель, в час дня ему объявили подозрение, в четыре часа был суд, избиравший для него меру пресечения, и в десять вечера его арестовали. В суд пришли 17 народных депутатов, чтобы внести залог или взять Олийныка на поруки. Но судья вопреки всему решил, что простой полицейский Сергей Олийнык опасен для общества и может давить на следствие. Поэтому его посадили в СИЗО на два месяца (2 марта Апелляционный суд Киева заменил меру пресечения на домашний арест. — Фокус). Несколько недель назад в Киеве пьяный водитель на белом Mercedes GL врезался в ларек и насмерть задавил женщину. Его признали эпилептиком, и он теперь преспокойно разгуливает на свободе. Для общества он признан неопасным.
Вы считаете, что Олийнык действовал правильно?
— Конечно! Ведь водитель и пассажиры BMW находились не только в состоянии алкогольного опьянения — они были еще и под действием амфетамина. Это психотропный препарат, притупляющий чувство самосохранения. То есть эти ребята не отдавали себе отчет в том, что рискуют жизнью, и могли сделать все что угодно. Мне кажется, митинг в поддержку патрульной полиции показал, на чьей стороне в этом деле находится большая часть общества.
Какие выводы вы сделали из истории с погоней за BMW?
— У нас больше не будет таких жестких погонь. Это не кино. Да, надо преследовать преступника, держа его в поле зрения и передавая другим экипажам направление его движения. Но преследование должно заканчиваться не стрельбой по колесам, а блокированием машины преступника автомобилями патрульной полиции. Именно так и было сделано несколько дней назад в Ужгороде: джип водителя, протаранившего патрульную машину и пытавшегося сбежать, после короткой погони был заблокирован автомобилями полицейских. В крови водителя оказалось 2,2 промилле алкоголя.
Смертельная погоня выявила много недочетов в подготовке полицейских. Как, к примеру, они могли блокировать BMW, если никто их этому не учил?
"Патрульные попадают в аварии не чаще, чем попадали сотрудники ГАИ"
— Во всех городах полицейские должны пройти курсы экстремального вождения. Пока мы организовали их в Ужгороде и Львове. Как только потеплеет, хотим организовать в Киеве. А пока столичные полицейские отрабатывают некоторые навыки экстремального вождения на плацу нашего управления. Проблема в том, что курсы экстремального вождения — это очень много сожженных шин. То есть для их эффективной работы нужен немалый бюджет, но мы будем находить средства.
Несмотря на множество выстрелов по колесам BMW, полицейские ни разу не попали в цель. Как часто они упражняются в стрельбе?
— Каждый день в нашем киевском тире занимаются по 30–50 человек. Кроме того, мы ездим на стрельбища в Новые Петровцы. В итоге каждый полицейский отрабатывает навыки стрельбы минимум дважды в неделю. И дважды в неделю проходит занятия по рукопашному бою. К сожалению, у нас нет физической возможности организовывать стрельбы перед каждым дежурством киевских патрульных, ведь на смену заступают пятьсот полицейских.
А в свободное от работы время?
— Киев — самый большой город страны. Здесь случается больше всего преступлений, больше всего аварий. Здесь полиция часто работает в усиленном режиме, из-за чего у людей меньше выходных. Кроме того, киевские расстояния отбирают много времени — людям сложнее добираться на работу. Ведь патрульные — это в основном вчерашние гражданские люди, многим из которых чужда военная дисциплина. Мне бы не хотелось загонять их на этой работе, поэтому все проблемы мы будем решать постепенно.
Но если, к примеру, не уделить достаточно внимания подготовке водителей, то будут случаться аварии. Сколько аварий произошло с участием патрульных машин?
— Патрульные попадают в аварии не чаще, чем попадали сотрудники ГАИ. Но в случае с ГАИ это никого особо не интересовало. А теперь все спешат наперегонки сфотографировать разбитую патрульную машину. Никого не интересует, что, например, бампер эта машина поцарапала во дворах, где раньше вообще не появлялись правоохранители. Да, такие вот "стуканчики", как мы их называем, случаются нередко. Но автомобили застрахованы, так что это небольшая проблема.
Кадры решают
Недавно полиция оштрафовала в Киеве Усаму бен Ладена, не разобрав, что водитель такси дал им вместо обычных прав сувенирные. То есть, несмотря на наличие планшетов с базами данных МВД, патрульные могут упустить серьезных преступников?
— Система оповещения патрульных только создается, и базы в планшетах в силу разных причин неполные. Но само наличие у патрульного планшета, пусть даже с неполной базой, уже шаг вперед. Ведь у милиции такого орудия не было. Нам остается только усовершенствовать его, чем и занимаются сейчас наши IT-специалисты. Думаю, решить эту проблему удастся в конце нынешнего — начале следующего года.
Евгений Жуков: "Большинство высокопоставленных нарушителей реагируют на штрафы адекватно"
Работа патрульной полиции должна быть максимально прозрачной. Почему мы до сих пор не понимаем ее структуры, не видим финансовых отчетов на сайте?
— Наш сайт в процессе разработки. Под него пишется нескольких новых программ, благодаря которым каждый сможет увидеть, кто и за какие нарушения оштрафован, кто сколько заплатил штрафов и т. д. Мы также добавим возможность отправлять нам с помощью специального приложения, которое можно будет закачать на телефон, фотографии правонарушений, которые полицейские смогут использовать в своей работе. Поверьте, все это будет, но только не сразу. Восемь месяцев — очень короткий срок для глобальных изменений.
Соответствует ли количество увольнений первоначальным ожиданиям?
— С начала работы патрульной полиции в Киеве уволилось 44 человека. В Харькове — 26 человек, в Одессе — 23, в Николаеве — 2, в Мукачеве — 2, в Днепропетровске — 1. Как правило, увольняются люди, увидевшие, что патрульная полиция не соответствует их ожиданиям. Но в редких случаях увольняем их и мы: за употребление алкоголя на работе, за жесткое нарушение дисциплины — к примеру, за невыход на службу без уважительной причины. Продажа наркотиков сотрудником полиции в Одессе была для меня настоящим шоком. Сейчас этим делом занимается прокуратура.
30% патрульных — женщины. Как оцениваете их работу? Справляются они, к примеру, с задержанием преступников?
— Для того чтобы задерживать преступников, есть парни. У женщин другой профиль. Вот, к примеру, нам сообщают, что в таком-то дворе пьяная драка. Парня драчуны не воспримут, он может лишь усугубить конфликт, а женщина, как правило, разряжает обстановку, переключает внимание агрессивных мужчин. Начинаются шутки, звучит смех, и ситуация разряжается. Кроме того, нас часто вызывают на всевозможные семейные разборки. Так вот, девчонки гораздо лучше парней улаживают семейные конфликты.
Какие обращения поступают на телефон 102 чаще всего?
"Иногда ребята звонят мне и рассказывают, что дальнобойщики очень удивляются, когда узнают, что платить по 200 грн с фуры уже не надо"
— А вот я могу вам прочесть несколько. "Вулиця Базарна, 11:10, телефонував чоловік у зв"язку з тим, що його кохана бажає, щоб для неї виконали танок-стриптиз у поліцейській формі". Сообщения такого рода очень мешают работать. Патрульные могут приехать по такому вызову и оштрафовать за ложный вызов. А вот еще одно. "Магазин на 2-му поверсі, де продають акваріуми. Працівники жорстоко поводяться з рибками. Їх тримають без води у пластикових стаканчиках. Заявниця чекає на місці". Вроде бы ерундовое обращение, а без внимания мы его оставить не имеем права. Хотя за то время, пока ребята работают по этому вызову, может случиться серьезное правонарушение. К примеру, сегодня в центре Киева было три "пьяных аварии". Виновник одной из них — женщина, в крови которой было 2,02 промилле алкоголя. Причем вела она себя очень агрессивно и всех нас "увольняла". Но мы уже к такому привыкли.
После задержаний VIP-клиентов вам не звонят сверху?
— Никто и никогда не просил меня отпустить того, кто нарушает закон. Даже если бы мне позвонил кто-нибудь из моих друзей, он получил бы ответ: "Нарушил — отвечай!" Я боевой офицер воздушно-десантных войск. Да у меня бы и язык не повернулся приказывать патрульному отпустить нарушителя. Ни депутаты, ни власть имущие ничего не могут сделать.
Тем не менее в июле прошлого года водителя, который вез настоятеля Киево-Печерской лавры отца Павла и нарушил правила, патрульные оштрафовать не смогли.
— Тогда патрульная полиция работала только неделю. К тому же ребята явно не ожидали такого хамства со стороны высокопоставленного духовного лица. Но, поверьте, теперь полицейские штрафуют и депутатов, и священников, и прокуроров. Только об этом мы не распространяемся, чтобы не быть вовлеченными в политические игры. Скажу лишь, что большинство высокопоставленных нарушителей реагируют на штрафы адекватно.
Если посмотреть на автомобили у стен Верховной Рады, большинство из которых стоят под знаками "Остановка запрещена", складывается впечатление, что вы все-таки избирательны к нарушителям закона.
— Такая ситуация во всем Киеве, который очень перегружен автомобилями и в котором катастрофически не хватает парковок. Мы пробовали очищать незаконные парковки с помощью эвакуаторов, но это ничего не дает: когда мы эвакуируем шестой автомобиль, на месте первых трех увезенных на штрафплощадку уже паркуют новые машины. Поэтому мы избрали для себя такую тактику: мы эвакуируем только те автомобили, которые мешают движению транспорта или пешеходов. Для того чтобы в корне изменить ситуацию, город должен прежде всего строить парковки.
- Читайте также: Крайняя мера. Чем вооружены патрульные полицейские
Когда патрульная полиция полностью заменит ГАИ?
— До конца нынешнего года. Сейчас у нас работает 8 тыс. человек, а к концу года будет вдвое больше. Пока полная замена ГАИ патрульной полицией прошла только во Львовской области. Также наши полицейские уже работают в 13 городах Украины и на трассах Одесса — Николаев, Киев — Житомир и Луцк — Ровно. На очереди трасса Киев — Одесса. Иногда ребята звонят мне с контрольных пунктов, куда они только что заступили, и рассказывают, что дальнобойщики очень удивляются, когда узнают, что платить по 200 грн с фуры уже не надо. Такая у ГАИ была такса. На некоторых постах брали мзду и с водителей маршруток — по 100 грн за въезд в город.
Фото: Александр Чекменев