Экс-президент Польши Александр Квасьневский рассказал Фокусу, найдутся ли антикризисные менеджеры, способные стабилизировать мировую финансовую систему
Насколько, по вашему мнению, адекватно сегодня поведение политической элиты Украины?
Проблема в том, что главные украинские политические лидеры заняты борьбой не только в последние месяцы, это продолжается уже несколько лет. Как результат – Украина теряет прекрасные возможности, появившиеся у нее после оранжевой революции, теряет появившийся к ней интерес в мире.
Способны ли политики и чиновники отказаться от междоусобиц ради спасения экономики страны?
Примеры США, Германии, Франции, Великобритании свидетельствует: это только мечта, что свободный рынок сам будет решать все возникающие проблемы. Да, какое-то время роль государства в экономике была незначительной. Но теперь все изменилось. Сегодня нам нужны, может, не на сто лет, а на какой-то период более активные действия правительств. Это позволит поддержать предпринимателей, банки, людей, всю экономическую систему страны. И в такой ситуации политики не могут сказать: "У нас времени нет, у нас тут избирательная кампания, и мы тут друг с другом боремся". Сегодня мы видим, что делают Ангела Меркель, Николя Саркози, Гордон Браун. Даже консервативный Буш принял просоциальную политику и выделил деньги для американских банков. Вот в этом направлении и следует идти украинскому правительству. Я имею в виду не только премьера, но и президента. Если они этого не сделают, то совершат большую ошибку. Этого допускать нельзя.
Как вы думаете, есть ли среди сегодняшних лидеров (не только в Украине, но и в других странах) антикризисные менеджеры, способные бороться с финансовыми и экономическими проблемами?
Кризис – это как болезнь. Все говорят, что справиться с ним можно, но пока кризис не грянул, спланировать ничего невозможно. Кризис сам создает таких лидеров – и в политике, и в экономике, – которые справятся с ситуацией. Сегодня в Польше тоже никто не знает, что делать. Но это нормально. Это как в жизни: положение создает и великих людей, и неудачников. Это большой тест, в каком-то смысле очищение. Слабые компании и банки исчезнут, сильные – выживут.
Как вы считаете, успеет ли Украина подготовиться к Евро-2012?
Возможно, Евро-2012 будет организован не самым лучшим образом в плане инфраструктуры. Зато он будет очень славянским, а значит, эмоционально насыщенным.
Придется ли нам отказываться от проведения некоторых матчей в пользу Польши?
Для нас, и для Украины, и для Польши, проведение Евро-2012 было бы настоящим прорывом. Ведь мы с вами не соперники и не оппоненты, а друзья и партнеры. Так что в любом случае это будет нашей общей победой.
Что может потерять Украина, вступив в ЕС?
Опираясь на наш опыт, могу сказать, что в основном приобретет. Вступление в Евросоюз будет сопровождаться изменением менталитета, что в первую очередь отразится на молодом поколении. Польская молодежь, к примеру, уже привыкла к тому, что для передвижения по Европе не нужна виза. С другой стороны, есть, конечно, некоторые негативные моменты. Та же молодежь, располагая большей свободой, признает диктат денег, ведет жесткую борьбу за место под солнцем и смотрит на жизнь потребительски.
В странах ЕС некоторые несогласные поговаривают о том, что со временем Евросоюз может превратиться в подобие СССР – огромный конгломерат с самоизбирающимся правлением. Это возможно?
Нет, потому что советские республики, как и страны, которые находились под влиянием СССР, были объединены страхом. А в случае ЕС речь идет о свободном выборе: хочешь – присоединяешься, хочешь – нет. Я уверен, что со временем украинцы станут равноправными гражданами Европы и мира.