Фокус выяснил, по какому сценарию может развиваться ситуация в Украине, если в кресле премьера останется Яценюк либо окажется новый человек — Гройсман или Яресько
Неподдающийся
Фото: rada.gov.ua
Действующий премьер Арсений Яценюк, лишившись поддержки коалиции и испытывая кризис доверия, по всей видимости, в борьбе за кресло главы Кабмина не собирается сдаваться без боя. В своем традиционном телевизионном обращении премьер называет политический кризис искусственным, а процесс отставки правительства карикатурным. Он готов смириться лишь с косметическими перестановками в своем кабинете. Вместе с тем кандидатуру Яценюка в парламенте поддерживает только его собственная политсила — Народный фронт.
Пока в Украине продолжается премьериада финансирование государства со стороны МВФ и других международных доноров поставлено на паузу. Ведь международные кредиторы не поддерживают государства, находящиеся в состоянии политического кризиса. Опрошенные Фокусом эксперты предполагают, что правительству Яценюка в существующем формате разморозить приостановленное финансирование вряд ли под силу. В частности, по мнению генерального директора ИК Concorde Capital Игоря Мазепы, с Яценюком, скорее всего, западные кредиторы больше не захотят иметь дела, так как ему не удалось консолидировать под себя парламент.
президент инвестиционной группы "Универ"
— Если при власти останется действующий премьер Арсений Яценюк, ситуация в Украине будет плавно ухудшаться. В Верховной Раде к нему уже нет доверия, а коалиции, созданной под него, фактически не существует. Яценюк является государственным менеджером образца 90-х годов, высокие должности во власти для которых были самоцелью. Свои посты такие чиновники воспринимают как вознаграждение и ищут возможности для капитализации полученной власти. Это может выражаться не только в грубом воровстве денег, но и в защите интересов своих покровителей, например, в виде дешевой раздачи долей в госкомпаниях и т. п. Сегодня недоверие к Яценюку очень высоко. Даже если сейчас он удержится у власти, это может продлиться максимум до начала следующей сессии парламента, намеченной на сентябрь 2016 года. Для экономики такой сценарий будет означать плавное сползание в дальнейшую рецессию и отсутствие финансирования со стороны МВФ.
член Экономического дискуссионного клуба, экс-министр экономики Украины
— У правительства отсутствует четкая программа и видение перспектив, оно не понимает состояния, в котором находится страна. Какой будет внутренняя политика, мы должны были догадаться из 379 мероприятий программы правительства. Но фактически нами руководит МВФ, способный в меморандуме кратко изложить свои требования. Они загоняют экономику Украины в ловушку недоразвитости, поскольку предполагают не стимулы для развития, а ущемление спроса. Но, кто бы ни возглавил будущее правительство, в данных условиях ему все равно придется искать взаимопонимание с МВФ.
Общество пытаются убедить, что нынешний Кабмин Арсения Яценюка плох в делах экономических реформ и поэтому должен уйти в отставку. С этим нельзя не согласиться. Но вероятное будущее правительство вряд ли сможет принять меры, которые радикально изменят ход экономических реформ. Для их реализации должны пройти институциональные политические реформы, которые находятся в компетенции парламента, а не правительства. Кабмин не сможет поколебать власть олигархов, так как вся нормативная база за 25 лет независимости была "заточена" под реализацию олигархических экономических интересов. Система, сложившаяся в Украине, более двух десятков лет обслуживает через парламент 8–10 олигархов. Под их полным контролем находится большинство парламентариев. В лучшем случае в нынешнем парламенте найдется не более 50 независимых депутатов. Поэтому ожидать от нового Кабмина каких-либо изменений в экономическом развитии вряд ли стоит — будет происходить то же, что и в последние 25 лет. Любой премьер станет делать то же, что и нынешний, — лихорадочно решать постоянно растущий вал текущих проблем, чтобы экономика не рухнула прямо сегодня. В этом и будут заключаться ежедневные заботы правительства.
Реальным выходом из экономического кризиса может стать только реиндустриализация страны. Но мы не сможем заняться вопросом промышленного развития, если не проведем институциональных политических реформ, из которых самой важной является судебная реформа. Чтобы их провести, необходимо заниматься ротацией парламентариев, пока мы, наконец, не получим тот состав, который будет состоять из настоящих народных представителей, а не только ставленников олигархов.
предприниматель, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы, соучредитель проекта "Нова Країна"
— Экономические сценарии зависят не столько от фамилии премьер-министра, сколько от принципов формирования правительства и его дальнейшего взаимодействия с парламентом. Учитывая, что нынешняя политическая система не справилась с управлением страной, ситуацию бы спасло обычное для таких случаев решение — профессиональное непартийное правительство. Альтернативой ему будет квотное политическое правительство, состоящее из назначенцев партийных кланов. В этом случае страна быстро завалится под тяжестью проблем коррупции, несправедливости, обнищания, с которыми квотное правительство не сможет бороться. Скорее всего, такое правительство не получит поддержку Запада, а это означает усугубление экономических и социальных проблем и новые угрозы в сфере безопасности. Это будет предвестник будущего социального взрыва. Арсений Яценюк как политик привержен идее квотного правительства, которое он возглавлял дважды, с успехом для себя, но без успеха для страны.
Фаворитка Запада
Фото: World Economic Forum / flickr.com
Кандидатура Наталии Яресько наиболее благосклонно воспринимается в экспертной среде и среди международных кредиторов, и в то же время имеет далеко не лучшие шансы на поддержку в парламенте. Оказавшись в премьерском кресле, Наталия Яресько обещает сформировать "правительство технократов". В ее понимании в такой Кабинет министров должны войти люди с безупречной репутацией, нетерпимые к коррупции, не заинтересованные в политической карьере, имеющие опыт успешного реформирования и управления организациями и т. д. Критерий об отсутствии намерений участвовать в следующих выборах автоматически исключит существующий на сегодня гибридный принцип формирования правительства вперемежку из технократов и профессиональных политиков. Таким образом, и политические силы, и президентская вертикаль, и украинский большой бизнес утратят рычаги влияния на Кабмин. С другой стороны, западные партнеры и МВФ в лице такого правительства получат более контролированного и предсказуемого партнера, готового идти на непопулярные меры, предложенные иностранными кредиторами. "Парламентарии должны найти в себе силы отказаться от традиционного дележа портфелей и не только проголосовать за тех, кто пришел сделать грязную работу — "из болота тащить бегемота", но и впоследствии поддерживать инициативы нового правительства. Возможно, к этому выбору их склонит сильное давление Запада и украинского гражданского общества, что откроет возможности для проведения решительных реформ", — комментирует Валерий Пекар. В этом случае в 2016 году могут быть заложены основы для быстрого экономического роста.
Однако ориентация Яресько на западных кредиторов может вылиться в определенные издержки. Вряд ли ее Кабмин будет отстаивать перед МВФ необходимость заметного снижения налогового бремени и решится на радикальные изменения в фискальной политике. "Яресько вписывает развитие экономики Украины в рамки западных стандартов, где рост на 2% является хорошим показателем, а динамика в 5% видится маловероятной. Но когда ВВП на душу населения в Украине снизился до $2,1 тыс., рост менее 7% вряд ли является приемлемым. У нас очень низкая база сравнения, по отношению к которой расти можно даже двухзначными темпами", — говорит президент инвестиционной группы "Универ" Тарас Козак. Так же, по его мнению, низкая поддержка правительства Яресько в существующем на сегодня популистском парламенте может привести к дискредитации самой идеи правительства технократов, что может иметь далеко идущие пагубные последствия.
старший научный сотрудник Атлантического совета в Вашингтоне, автор книги "Украина: Что пошло не так и как это исправить"
— Все существующие украинские партии имеют своих серых кардиналов, которые выцеживают (дерибанят) государственную казну и многие госкомпании. Ключевой вопрос заключается в том, увеличат или уменьшат свою власть люди, наиболее глубоко вовлеченные в коррупцию. Ведь малые, средние и крупные бизнесмены за пределами правящих кругов, равно как и международное сообщество, заинтересованы свести к минимуму воровство маленькой верхней группы. Альтернативу серым кардиналам составляют люди, которые пытаются работать на благо украинского народа, а не на свою семью или вотчину. Сегодня их принято называть технократами, но это ошибочная формулировка. Такие люди должны называться сторонниками честного управления. Многие из них являются иностранцами, так как экспатам легче избежать паутины украинской коррупции.
Коррупция настолько распространена в украинском государственном управлении, что никто и не смеет надеяться на формирование свободного от нее Кабмина. Тем не менее международные кредиторы действительно хотят увидеть на главных постах в правительстве, куда направляется больше всего денег, достаточно честных людей. Ключевые посты, то есть "хлебные места", — это должности премьер-министра, министра финансов, главы Национального банка Украины, министра экономики и министра энергетики. Если, как минимум, три из этих пяти должностей не займут люди, воспринимаемые честными и работающими на благо народа, иностранные кредиторы не смогут обеспечить дальнейшее финансирование украинского правительства. Поэтому сегодня главный вопрос не в том, кто станет премьер-министром, а в том, уменьшится или расширится разграбление государственных ресурсов. То есть на текущее формирование правительства наблюдатели смотрят под таким углом.
исполнительный директор Центра экономической стратегии
— Задачей №1 для правительства является разрушение коррупционной системы. На сегодня главным источником политической коррупции являются госпредприятия. Инструментом борьбы с этим источником, в первую очередь, является приватизация. Если приватизация невозможна или перед ее проведением в соответствующих отраслях должны пройти существенные реформы, необходимо изолировать менеджмент от политического влияния. Это достигается, например, через создание независимых наблюдательных советов предприятий. Также важна эффективная работа созданных в последние годы институций по борьбе с коррупцией, чему активно противодействуют все ветви власти.
Исходя из этих приоритетов, кандидат в премьеры должен быть минимально связан с коррупционной системой. В наибольшей степени этому критерию отвечает Наталия Яресько — она не имеет личных обязательств перед участниками системы политической коррупции и материально независима от них. Для международных партнеров важно разрешение политического кризиса, при котором премьер-министр получит полноценный мандат доверия, а также соответствие премьера и его программы критериям, указанным выше. Без соблюдения этих условий не будет возобновлено финансирование Украины международными донорами и не появятся предпосылки для притока частных инвестиций, без которых невозможен рост экономики.
генеральный директор ИК Concorde Capital
— У Наталии Яресько есть огромное желание что-то серьезно поменять в стране, но, к сожалению, нет такой возможности, так как парламент с ней не готов сотрудничать. Тем не менее Яресько могла бы навести порядок в Кабмине, в тех сферах, которые напрямую не зависят от участия парламента. А здесь можно сделать немало — оптимизировать работу госкомпаний путем перекрытия разного рода схем, провести дерегуляцию и т. д. Более того, "под Яресько" можно собрать лучший кадровый потенциал в правительство, так как люди, действительно желающие что-то поменять, будут готовы с ней работать. Но как раз по этим причинам она невыгодна нынешнему истеблишменту, мощно представленному в парламенте. Поэтому шансы Яресько на премьерство очень невелики. Очевидно, что с Яресько будет проще всего работать западным кредиторам. Сам факт ее работы в Кабмине будет некой гарантией того, что к ожиданиям и рекомендациям международных доноров будут прислушиваться в большей мере.
Вся президентская рать
Фото: mayak.org.ua
Кандидатура Владимира Гройсмана является наиболее проходной в парламенте. Однако к премьерству давнего соратника и земляка президента настороженно относятся на Западе и в экспертной среде. Благодаря предыдущему опыту управления Винницей в качестве мэра города, премьер Гройсман и его команда могут стать новой реинкарнацией правительства так называемых крепких хозяйственников. А полученное на посту спикера Верховной Рады умение договариваться поможет находить подход даже к политическим оппонентам. Однако именно с фигурой Гройсмана у ряда представителей гражданского общества связаны опасения узурпации власти президентской вертикалью и блокирования необходимых государству политических реформ.
Во многом развитие ситуации при премьере Гройсмане будет зависеть от состава команды, которую он соберет в своем Кабмине. Пока кандидат в премьеры озвучил только несколько потенциальных претендентов на портфели — бывшего министра экономики и финансов Словакии Ивана Миклоша, первого замминистра экономики Украины Юлию Ковалив и замминистра экономики Украины Максима Нефьодова. Валерий Пекар отмечает, что позиция Владимира Гройсмана относительно принципов формирования Кабмина пока не определена и он вполне может возглавить любую разновидность правительства — либо квотное из числа представителей политсил, либо профессиональное (технократическое). Наиболее вероятным сценарием представляется сочетание в одном кабинете и политиков, и технократов, неопределенная ситуация с международным кредитованием и реформированием экономики.
исполнительный директор "CASE-Украина"
— Я думаю, что премьерство Владимира Гройсмана или Арсения Яценюка будет рассматриваться на Западе как сохранение существующей ситуации. Был громкий коррупционный скандал. Страхи европейцев и американцев относительно того, что они помогают Украине, а эти деньги разворовывают, выплыли наружу и активно обсуждались в западной прессе. Продолжать давать коррупционной власти деньги своих налогоплательщиков они уже не могут и не хотят. Поэтому открыть сотрудничество и кредитные линии сможет только назначение Наталии Яресько. Гройсман — "любый друзь", и это не смоют никакие технократы в его Кабинете министров. Это прекрасно понимают во власти, поэтому и не назначают Гройсмана сразу, а пока только тестируют посыл.
На посту премьер-министра и Яценюк, и Гройсман будут отстаивать интересы своих кланов. Наталия Яресько в игре кланов пока замечена не была. Так как у украинской экономики нет точек роста из-за низких ресурсных цен и слабого внутреннего спроса, единственным источником остаются инвестиции в производство, стартапы и во все то, что может экспортироваться или замещать импорт. Но, инвестиции плохо уживаются с коррупцией в современном мире. Страны ведут борьбу за инвесторов не на словах, а на деле. Поэтому правительство коррупционеров и "любых друзів" не имеет шансов на успех. Разве что в случае взлета ресурсных цен.
президент инвестиционной группы "Универ"
— В отличие от большинства комментаторов, я позитивно настроен относительно кандидатуры Владимира Гройсмана. На своей предыдущей работе мэром Винницы он показал неплохие результаты — город, мало чем отличающийся от других областных центров, продемонстрировал достаточно хорошие темпы роста экономики, улучшение качества жизни и т. п. И в этом есть персональная заслуга мэра. Во-вторых, Гройсман хорошо разбирается в вопросах децентрализации, которая на сегодня чрезвычайно важна для Украины. Одним из минусов Гройсмана является близость к президенту Петру Порошенко, из-за чего правительство вряд ли сможет быть независимым. Это может быть плохим сигналом для МВФ, где опасаются увидеть повторение модели Януковича, подминающего под себя все ветви власти. Но при сильном гражданском обществе, если активисты будут вытаскивать на поверхность любые междусобойчики и попытки поделить потоки, а Гройсман решит проводить реформы, прочная связка между президентом и премьером может стать плюсом. Порошенко не против реформ именно в сфере экономики, чего не скажешь об отношении к переменам в прокуратуре, судах и т. п. Поэтому вполне вероятно, что связка Порошенко — Гройсман, с учетом умения Гройсмана лавировать и договариваться со всеми политсилами, может создать предпосылки к весьма неплохому экономическому развитию. Я считаю, что необходимый нам рост экономики более 7% при Гройсмане вполне возможен.
генеральный директор ИК Concorde Capital
— У Владимира Гройсмана, в отличие от Арсения Яценюка, нет шлейфа неудач и коррупционных скандалов. А в сравнении с Яценюком и Наталией Яресько, ему будет проще работать с парламентом и Администрацией президента. Но это не значит, что Гройсману удастся быть боле эффективным в реформах. Он человек, представляющий "систему", а "система" всегда склонна к сохранению своей стабильности. Тем не менее на первом этапе при нем есть шанс на продуктивное сотрудничество парламента и Кабмина ради некоторых реформ. Но, скорее всего, реформаторского запала будет еще меньше, чем в первые дни правительства Яценюка. Для Запада Гройсман — человек Порошенко, и в его назначении на пост премьер-министра видится риск консолидации власти президентом. Поэтому есть вероятность, что кредиты от правительства США при премьерстве Гройсмана будут отложены. Тем не менее, если Владимир Гройсман возьмет на себя обязательства выполнения программы МВФ, то сотрудничеству Украины с фондом ничего не грозит, по крайней мере, в ближайшие полгода.