Кто и для чего получал деньги из теневой кассы "регионалов", как оправдываются фигуранты скандала, и к каким последствиям это может привести
Народный депутат Сергей Лещенко и главный редактор Украинской правды Севгиль Мусаева-Боровик обнародовали выдержку из "амбарной книги" Партии регионов, где указаны суммы неофициальных выплат "на нужды партии". Данные охватывают период с июня по декабрь 2012 года, общая сумма черного нала – около $66 млн. При этом отсутствует информация о выплатах с начала октября по конец ноября - как раз тогда в Украине прошли очередные парламентские выборы. Лещенко и Мусаева-Боровик объяснили, что в их распоряжении пока оказалась лишь маленькая часть черной бухгалтерии ПР. Намного больший массив данных на днях передал в Национальное антикоррупционное бюро экс-замглавы СБУ Виктор Трепак. По его словам, общий теневые расходы ПР - около $2 млрд.
Кто получал деньги из черной кассы ПР?
В опубликованных 31 мая ведомостях указан 191 человек, среди них не только политики, но и технический персонал – водители и секретари. Среди известных фигурантов – экс-министр юстиции Елена Лукаш, экс-глава МИД Леонид Кожара, экс-вице-премьер Владимир Сивкович, экс-глава Службы внешней разведки и муж Лукаш Григорий Ильяшов (которого обычно указывали по инициалам), а также множество нынешних и бывших депутатов-регионалов: Евгений Геллер, Лев Миримский, Юлия Ковалевская, Владимир Демидко, Виталий Калюжный, Станислав Скубашевский, экс-руховец Юрий Костенко, перебежчик из БЮТ Игорь Рыбаков. Также "засветились" политтехнологи Константин Бондаренко, Алексей Мустафин и Владимир Грановский, социологи Евгений Копатько и Эдуард Золотухин (руководители R&B Group). Но фамилии подавляющего большинства фигурантов списка все же мало о чем говорят.
О каких суммах идет речь и на что они были выделены?
Самые крупные суммы выделялись на продвижение "регионалов" в СМИ. Так, для "пиара на Интере" Грановский получил $2 млн, а А.Прищепа – $1,5 млн, для пиара на телеканале ICTV суммарно было выделено $4,6 млн.
Самые крупные суммы выделялись на продвижение "регионалов" в СМИ
В.В.Вареница девятью траншами получил на рекламу на телевидении и радио, наружную рекламу и "статьи" в СМИ $8,42 млн. Некто М.Яковенко только за две недели получил для размещения сюжетов на радио $736 тыс. двумя траншами. $2,68 млн получили близкие к ПР социологи Копатько и Золотухин. Суммы в несколько тысяч и несколько десятков тысяч также регулярно выделялись на "региональное телевидение" и партийную прессу. Агентство УНИАН за размещение баннеров получило $6,3 тыс., Украинская правда – $4,3 тыс. До $100 тыс. доходили платежи за печать постеров и изготовление компакт-дисков и роликов (очевидно, агитационных).
Более $400 тыс. было выделено на пикеты в Киеве и Николаевской области, $5 тыс. – на акции под Украинским домом летом 2012-го, когда там собирались противники языкового закона Кивалова-Колесниченко. В $55 тыс. обошлось празднования Дня независимости на Софиевской площади. На некий митинг 4 июля "регионалы" потратили $45,5 тыс.
Огромные деньги выделялись на оплату работы (или подкуп) избирательных комиссий и, вероятно, партийных структур (рядом с некоторыми платежами указано слово "комиссии" или "ОВК"). В зависимости от региона фигурируют суммы от $22 тыс (Херсонская область), до $ 1,4 млн (Днепропетровская область, с пометкой "частично").
Крупные суммы тратились на прямую политическую коррупцию, в частности, подкуп депутатов. В частности, Геллер получил $1,42 млн для переманивания в коалицию депутата от БЮТ Михаила Апостола, хотя тот в сине-белое большинство так и не вошел. В $1,2 млн обошлось "регионалам" голосование за бюджет на 2013 год, отвечал за это Калюжный.
Центризбирком также получал теневое финансирование от ПР. Так, тогдашний представитель Януковича в Конституционном суде Елена Лукаш, чья сестра Татьяна работает секретарем ЦИК, получила "на отделы ЦИК" $60 тыс., а тот же Геллер "на ЦИК" взял полмиллиона. После выборов Калюжный получил на "ЦИК" еще $2,2 млн. Нынешний глава, а тогда рядовой член избиркома Михаил Охендовский получил из партийной кассы "регионалов" $1,5 тыс. на командировку. "Регионалы" педантично подсчитали общую сумму теневых расходов на Центризбирком – $2,93 млн.
Перед выборами "регионалы" тратились и на другие партии – так $32 тыс. ушло на региональные ТВ-сюжеты для Компартии. Но куда больше получила "Наша Украина". Экс-руховец и глава Украинской народной партии Юрий Костенко, очевидно отвечавший за отношения с "Нашей Украиной", суммарно получил от "регионалов" $1,6 млн.
Крупные суммы тратились на прямую политическую коррупцию, в частности, подкуп депутатов
Из документов можно получить представление о суммах неофициальных доплат и представительских расходом для депутатов. Так, глава комитета по иностранным делам ВР Леонид Кожара в сентябре получил $25 тыс. с пометкой "з/п за август + представительские".
Но большинство платежей с пометками "з/п" или "командировка" все же несколько скромнее – от нескольких тысяч до нескольких сотен долларов. Еще меньшие суммы регулярно тратились на канцтовары, воду, ремонт оргтехники, бензин и т.д. Учет велся очень строго, буквально до цента – так С.Н.Кузьонный расписался в получении $4 "на услуги банка", а Л.В.Сухик честно вернул не потраченные $2 командировочных.
Среди прочих расходов можно выделить $20 тыс. "на покупку линз", $12,3 тыс. аванса "за метровую свечку в Херсоне", $9,3 тыс. за изготовление партбилетов, $4,7 тыс. на "производство видео- и радиоролика "Хаос та безладдя", $654 некоему "Зигерт Х-Й" за написание и перевод статьи, $324 за "перевод сайта Азарова", $139 за "стирку флага 10 на 16 метров" и, конечно, $67,9 тыс. в качестве "предоплаты за часы".
Некоторые платежи расшифровать очень сложно, например, полмиллиона долларов было выделено на "Крот" Питер (АПК)".
Как отреагировали фигуранты?
Примечательно, что некоторые политики с опережением отреагировали на сегодняшнюю публикацию, хотя их фамилий среди получателей денег из кассы ПР не оказалось. Так, лидер Радикальной партии Олег Ляшко еще вчера заявил, что его возможное появление среди фигурантов скандала – "грязная спецоперация", разработанная по заказу Петра Порошенко. А экс-депутат от ПР Тарас Черновол признался, что деньги из кассы он действительно получал и готов рассказать следователям все, что ему известно о настоящей бухгалтерии ПР.
Уже после публикации данных глава ЦИК Михаил Охендовский категорически опроверг, что когда-то получал взятки, а в пресс-службе ЦИК заявили, что это попытка сорвать довыборы в семи мажоритарных округах. "В отказ" предсказуемо ушли и другие участники скандала. Так, Евгений Геллер назвал публикацию "очередной инсинуацией", а нынешний лидер Оппозиционного блока Юрий Бойко сравнил ее с пленками Мельниченко, которые "вбросили, чтобы отвлечь внимание от других проблем".
Куда более оригинальное объяснение придумал Юрий Костенко. Он признал, что в 2012 году брал деньги для НУ у "крупного бизнеса" а не у "регионалов". А появление своей фамилии в списках "черной бухгалтерии" он связал с выходом его книги о ядерном разоружении Украины, в которой он описал масштабные коррупционные схемы 1990-х.
Если за этим "сливом" не последуют другие, то вскоре о "черной кассе ПР" будут помнить лишь журналисты
Чем закончится этот скандал?
Стоит разделять возможные юридические и политические последствия. "Архив Трепака" станет, похоже, самым сложным тестом для Антикоррупционного бюро. Во-первых, среди потенциальных фигурантов очень много людей с желанием и возможностями "решить вопрос" полюбовно. Во-вторых, пока неизвестно, что именно содержится в переданном в НАБУ массиве данных. Если это просто "амбарные книги", наподобие той, которую обнародовали сегодня, то привлечь кого-либо к ответственности вряд ли будет возможно. Ведь помимо подписи, аутентичность которой еще надо проверить, необходимо собрать показания свидетелей, установить факт взятки или подкупа, установить, что "ЦИК" - это действительно "Центральная избирательная комиссия", а не что-то другое и т.д. В любом случае, дело затянется минимум на несколько месяцев.
Политические последствия могут наступить раньше. Обнародованная сегодня информация для околополитической тусовки не стала открытием – все и так примерно представляли себе, кому и за что платила Партия регионов, интерес вызвал разве что порядок сумм. Помимо "регионалов" скандал пока задел лишь "Нашу Украину" и Юрия Костенко, которые давно сошли с политической арены, а также Охендовского, которому на посту главы ЦИК, скорее всего, осталось работать недолго.
В зависимости от того, будет ли дальше публиковаться информация из "архива Трепака", открывается широчайший простор для торгов и манипуляций. Вполне вероятно, что может начаться настоящая "война компроматов", в которой уверенней всего будут себя чувствовать те, кто действительно не получал от ПР денег, они же будут наиболее заинтересованными в раскручивании скандала. В этом случае политическое лето в Украине будет действительно жарким, а уровень доверия к политическому классу в целом упадет еще ниже. Если же за этим "сливом" не последуют другие, то вскоре о "черной кассе ПР" будут помнить лишь журналисты.