Разделы
Материалы

С реформами, но без ядерного зонтика. Что означают для Украины решения саммита НАТО

Тамара Балаева
Фото: Николай Лазаренко / пресс-служба президента Украины

Фокус выяснил, какие последствия для Украины будут иметь решения, принятые в конце недели на саммите НАТО в Варшаве

8–9 июля в Варшаве прошел саммит НАТО. В нем участвовали 28 стран — членов Альянса и 26 стран-партнеров, среди которых была и Украина. Фокус выбрал четыре самых важных для нашей страны тезиса прошедшего саммита и попросил прокомментировать их экс-генконсула Украины в Эдинбурге и Стамбуле, председателя правления фонда "Майдан иностранных дел" Богдана Яременко.

О членстве Украины в НАТО

Богдан Яременко: "На саммите был только один тезис, которого мы раньше не слышали: сначала в Донбассе должно стать безопасно, а потом уже можно говорить о выборах"

Этот вопрос на повестке дня не стоял, о чем и заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. "Президент Порошенко четко дал понять на нашей встрече, что вопроса членства в данный момент в повестке дня нет", — сказал Столтенберг. По его словам, членство Украины в НАТО будет обсуждаться позже, после того как страна примет решение о его необходимости. Об этом же говорит и сам Порошенко: "Мы проводим реформы, и только после этого народ Украины решит, что ему делать". Кстати, Порошенко уже издал указ о создании комиссии, которая будет заниматься вопросами евроатлантической интеграции Украины.

Богдан Яременко: "Членство в НАТО не прописано как цель в законах Украины и вообще не определено как наша политическая цель. Руководство страны считает, что членство в Альянсе может заменить работа по реформированию вооруженных сил и сотрудничество с НАТО. Но это абсолютно ошибочная позиция, ведь членство в Альянсе — это коллективная гарантия безопасности, в том числе ядерной. И как бы Украина не реформировала ВСУ, ей всегда нужен будет ядерный зонтик.

Да, Порошенко сказал, что сначала мы проведем реформы, а потом будем определяться с членством в Альянсе. Но ничего не мешает нам работать одновременно в двух этих направлениях. Более того, сам процесс вступления в НАТО предполагает несколько лет работы, которая включает в себя все необходимые реформы. В противном случае мы можем остаться со своими реформами, если у нас хватит воли и ума их провести, но не решим свои проблемы безопасности".

О конфликте в Донбассе

Сегодня, 11 июля, начинается разработка "дорожной карты" по Донбассу. Над ней, по словам Порошенко, будут работать страны G5 (США, Франция, Германия, Италия и Великобритания). Предполагается, что документ определит сроки выполнения пунктов минских соглашений, а также в него войдет пункт о наличии вооруженной полицейской миссии в Донбассе. Об этом президент Украины Петр Порошенко заявил после встречи в формате "G5+Украина", которая проводилась впервые.

Генсек НАТО призвал и Украину, и Россию соблюдать минские соглашения и добавил, что страны — члены Альянса поддерживают территориальную целостность Украины и отказываются признавать аннексию Крыма.

Богдан Яременко: "НАТО четко обозначил Россию как агрессора, как страну-оккупанта в Крыму, как страну, которая продолжает поставки оружия и финансов боевикам в Донбассе. На этом саммите был только один тезис, которого мы раньше не слышали: сначала в Донбассе должно стать безопасно, а потом уже можно говорить о выборах. Но и это очень оптимистичный подход. Не факт, что даже после прекращения огня выборы будут возможны".

О сотрудничестве с Украиной

НАТО планирует увеличить количество советников Альянса в Украине и ввести должность специального координатора для работы с нашей страной. "Мы согласовали комплексный пакет помощи, и его цель — сделать украинские институты сектора безопасности и обороны более эффективными", — сказал Йенс Столтенберг. Такое решение было принято на заседании Комиссии Украина — НАТО. Украина, кстати, стала единственной страной, для которой провели подобное специальное заседание.

"Присутствие в Польше и странах Балтии войск НАТО практически снимает вопрос угрозы российской агрессии на этих территориях"

По словам Порошенко, комплексный пакет помощи включает материальную и практическую поддержку по 40 направлениям в сферах обороны и безопасности, а также создание восьми трастовых фондов. "Мы договорились о запуске процесса, который позволит Украине получить статус партнера с расширенными возможностями", — сообщил президент.

Кроме того, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил о намерениях Англии удвоить техническую помощь Украине. Он озвучил сумму помощи в 12 млн фунтов стерлингов ($16 млн).

Богдан Яременко: "Что касается программы помощи НАТО Украине, это самая масштабная программа в истории Альянса. Это абсолютно конкретные тезисы, которые нужны для приведения к стандартам НАТО не только ВСУ, но и других сфер общественной жизни в Украине. Речь идет, например, о кибербезопасности.

НАТО реально помогает реформированию оборонного сектора Украины, и это та помощь, без которой мы не сможем ничего сделать. У нас для этого нет ни сил, ни ресурсов. Еще очень важно, что в документах саммита впервые обозначен процесс реформирования в Украине. До этого нас только предупреждали о необходимости реформ, а теперь Запад признал, что реформы начались".

О расширении присутствия НАТО на востоке Европы

Учитывая угрозу нападения России на страны Балтии, на саммите приняли решение о размещении четырех батальонов НАТО в Польше, Литве, Латвии и Эстонии. "Эти батальоны демонстрируют силу трансатлантической связи и доносят четкий сигнал, что нападение на одного члена НАТО будет рассматриваться как нападение на всю организацию Североатлантического договора", — заявил Столтенберг. По его словам, лидеры стран — участников НАТО договорились также объявить о начальном уровне операционной готовности системы противоракетной обороны НАТО в Европе для защиты от баллистических ракет.

Богдан Яременко: "Присутствие в Польше и странах Балтии войск НАТО практически снимает вопрос угрозы российской агрессии на этих территориях. Ведь с самого начала конфликта в Украине в Восточной Европе активно обсуждался вопрос, а существуют ли на самом деле гарантии безопасности в рамках НАТО, можно ли надеяться на то, что пятая статья Вашингтонского договора (нападение на одну из стран — членов Альянса означает нападение на всех) будет реализована? Это символичный политический жест, который дает, с одной стороны, уверенность странам Балтии, а с другой — сигнал России о том, что в случае вторжения, например в Латвию, она будет иметь дело не с пятитысячной армией, а со всем НАТО".