Разделы
Материалы

Столичный сюр. Как в Киеве уживаются националисты и коммунисты

Екатерина Мещерякова
Фото: censor.net.ua/

Улицы имени участников украинского национально-освободительного движения теперь нередко соседствуют в Киеве с проспектами, названными в честь коммунистических деятелей и военачальников

Решение Киевсовета переименовать Московский проспект в проспект имени Степана Бандеры предсказуемо разделило граждан на два лагеря. А пока дискуссии о новом проспекте в Киеве не утихают, декоммунизация идет полным ходом. На очереди переименование еще десятков столичных улиц, названных в честь деятелей советской эпохи. Впрочем, до полного очищения от советского прошлого еще далеко. Попав в Киеве на улицу, названную в честь украинского националиста, уже за поворотом можно оказаться в переулке, прославляющем видного деятеля эпохи СССР. Фокус выбрал лишь несколько примеров, демонстрирующих весь сюр ситуации.

На углу Бандеры и Героев Сталинграда

Битва под Сталинградом в 1942–1943 годах стала переломным моментом в ходе Второй мировой войны. Немецкие войска, потерпевшие в ней сокрушительное поражение, впервые с начала войны в 1939-м вынуждены были отступить. Красная армия перешла в наступление и спустя полтора года вернула под свой контроль всю территорию Украины. Но соседство проспекта Героев Сталинграда с проспектом Степана Бандеры выглядит несколько сюрреалистично. Более заклятого врага, чем СССР, для лидера Организации украинских националистов сложно и представить. Вражда была обоюдной: 15 октября 1959 года в Мюнхене агент КГБ Богдан Сташинский выстрелил в Степана Бандеру из пистолета-шприца с цианистым калием в подъезде его дома. Лидер ОУН умер, не приходя в сознание.

На углу Коновальца и Барбюса

Задолго до переименования Московского проспекта в Киеве появилась улица в честь еще одного вождя националистов — Евгения Коновальца, непосредственного создателя и руководителя ОУН.

До полного очищения Киева от советского прошлого еще далеко

Как и Бандера, Коновалец боролся за независимость Украины и погиб от рук работника НКВД. Живший в ту же эпоху французский журналист и писатель Анри Барбюс восхвалял не только коммунистический строй, но и лично товарища Сталина. Не случайно на памятнике, установленном на могиле француза в 1935 году, были выгравированы слова советского вождя: "Скорблю по случаю кончины нашего друга, друга рабочего класса Франции, достойного сына французского народа, друга трудящихся всех стран, глашатая единого фронта трудящихся против империалистической войны и фашизма — товарища Анри Барбюса".

На углу Антоновича и Ковпака

Дважды герой Советского Союза Сидор Ковпак во время Второй мировой войны руководил несколькими партизанскими подразделениями и совершал успешные вылазки в тыл противника. После войны занимал руководящие должности в Верховном суде УССР и президиуме Верховного Совета республики. За преданность коммунистическим идеалам советское руководство высоко ценило Ковпака. Чего не скажешь об украинском историке и археологе Владимире Антоновиче. Он умер в 1908 году, задолго до образования Страны Советов, но уже тогда был активным участником украинского национально-освободительного движения.

На углу Дорошенко и Москворецкой

В 1618 году Михаил Дорошенко еще в должности походного атамана принял участие в походе гетмана Петра Сагайдачного на Москву. Под его руководством были взяты города Лебедянь, Данков, Епифань, Скопин и Ряжск. Боевые заслуги Дорошенко не остались незамеченными. Он дважды становился гетманом запорожских казаков. Но наверняка бы сильно удивился, если бы узнал, что названную в его честь улицу пересекает улица Москворецкая.

Улица Ивана Богуна соседствует с улицей Ивана Дьяченко

Наказной гетман Войска запорожского Иван Богун известен не только благодаря своему героизму в ходе битвы под Берестечком в 1651 году. Тогда он вывел две трети войска из окружения поляков после того, как союзник казаков крымский хан Ислам-Гирей предательски покинул поле боя и забрал в плен гетмана Богдана Хмельницкого. Три года спустя Богун выступит в числе ярых противников курса Хмельницкого на сближение с Москвой. Он не будет присутствовать на Переяславской раде и не принесет присягу российскому царю. И после 1654 года продолжит отстаивать вольности для казацкого войска. Соседство улицы Богуна с улицей майора-красноармейца Ивана Дьяченко выглядит в этой связи весьма экзотично.