Разделы
Материалы

После второго Майдана свобода проявляется в беспределе региональных элит, — Михеил Саакашвили

Евгений Гордейчик
Фото: Scanprix

Михеил Саакашвили рассказал Фокусу о том, как идут реформы в Одесской области и кто им препятствует

12 июля украинская авиакомпания "Браво" выполнила свой первый рейс по маршруту Одесса — Киев. Одним из пассажиров стал одесский губернатор Михеил Саакашвили. Корреспондент Фокуса перед полетом пообщался с экс-президентом Грузии и выяснил, какие из обещанных год назад проектов Саакашвили воплотил в жизнь. И хотя губернатор жалуется, что вокруг враги, которые рубят его начинания на корню, оптимизма он не теряет.

Вы уже больше года возглавляете Одесскую облгосадминистрацию. Какие из обещанных одесситам проектов удались?

— Главный проект, который мы пробиваем, — открытое таможенное пространство. Но это проект не Одесской области. Это проект для всей Украины, это революция на украинской таможне.

Судя по всему, этот проект пока не очень успешен. У вашей протеже Юлии Марушевской, главы одесской таможни, прямой конфликт с Романом Насировым, возглавляющим Государственную фискальную службу.

— Прямо сейчас Марушевская в Минфине решает вопрос о внедрении автоматической системы расчета таможенных платежей. Это главная проблема реформирования таможни. Но как ее внедрить при Насирове, я с трудом представляю. Ко мне сегодня приезжает от премьера группа по реформе таможни, я буду с ними говорить, но опять все упирается в Хомутынника (Виталий Хомутынник, глава депутатской группы "Партия "Возрождение" в Верховной Раде. — Фокус) и Насирова. Если мы введем автоматическую систему, таможня перевернется вверх дном. А они что, дураки? Они раскусили наш план и саботируют его.

Вы с президентом говорили по этому поводу?

— Много раз, но пока таможней управляет не президент, не премьер, а Хомутынник. То, что они разрешают ему управлять, это другой вопрос. Но то, что управляет он, не вызывает у меня никаких сомнений.

Сейчас Гройсман поддержал все то, о чем мы много месяцев говорили. Без внедрения автоматической системы по всей стране будет просто перераспределение потоков.

Михеил Саакашвили: "Кому нужна децентрализация, если это означает полную свободу местных бандитов?"

Когда мы начали бороться с коррупцией на одесской таможне, наши грузы пошли через другие таможни — киевскую, сумскую — и там оформлялись. Сейчас даже грузы не идут, идут только бумаги. Груз идет прямиком на рынок "Седьмой километр", а бумаги приходят из Сум, где их растаможили. Эту историю все знают, тут нет секретов. Но как ее прикрыть, если на таможенных схемах каждый день зарабатывают миллионы долларов.

Бизнес в Одессе всегда был теневым, и многое решали клановые связи. Вам удалось что-то изменить?

— Полного беспредела в Одессе сейчас нет. В основном он остался при выдаче строительных разрешений. Простой пример. У нас есть латвийская инвестиция в порту Рени. 6–7 млн евро для начала. Инвестор не может реализовать проект, потому что какой-то четырежды судимый депутат говорит "я вам запрещаю".

Или пример с Затокой. Мы не можем поставить спасательные вышки, потому что сельсовет не принимает решение об этом. Сельсовет не принимает решение, потому что он не собирается на заседания. Он не собирается, потому что глава сельсовета сидит в тюрьме, а секретаря подозревают в нескольких преступлениях. Потому что там дерибанят землю. Это полный беспредел. Но Киев "умывает руки", потому что это сельская демократия. Это децентрализация. Кому такая децентрализация нужна, если это означает полную свободу местных бандитов?

Вот в Одессе на 2 млрд грн больше стало, все кичились, говорили: "Радуйтесь, люди, вашему мэру дали на 2 млрд больше" (бюджет Одессы в 2016 году составляет 4,5 млрд грн, что лишь на 900 млн грн больше, чем в 2015-м. — Фокус). Кто-то увидел больше дорог, освещение, детсады? Иностранцы говорят, мол, браво, вы провели реформы, децентрализацию. А у нас на самом деле просто увеличился дерибан.

При этом в других регионах беспредела гораздо больше. Сейчас в плане беспредела региональных элит Украина быстро катится назад. После второго Майдана у нас свобода проявляется в полном беспределе региональных элит.

Вы упомянули проблемы в Затоке. Чем закончился конфликт Затокского поселкового совета с эстонской компанией "Литус Марис", которая решила построить набережную, но поселковые власти заблокировали строительство?

— Еще ничем не закончился. Эту мафию мы сейчас громим. Там кто-то уже сидит в тюрьме, и я останавливаться не собираюсь. Каждый год в Затоку приезжает полтора миллиона человек, а местные бандиты просто убивают развитие, инвестиции. У нас в Затоке уже сожгли три базы и собираются сжечь еще шесть. Все знают, что их будут сжигать. Здесь есть 50 км абсолютно неразвитого побережья. Его надо развивать, для этого правительство должно понять, что пора заканчивать с беспределом сельсоветов.

Фото: 048.ua

Появление на маршруте Киев — Одесса нового авиаперевозчика завершило вашу войну с Госавиаслужбой?

— Сейчас в Госавиаслужбе коррупции нет. Но банда, которая лоббировала интересы одной компании, пытается действовать через администрации аэропортов — Борисполя, Жулян. Не станет этой банды, будет у нас демонополизация, будет много рейсов.

Снижение цен на билеты на 30% означает удвоение пассажиропотока. На 50% — его увеличение в три раза. Вот и вся экономика. Сейчас цены, по которым летаем (новый авиаперевозчик. — Фокус), еще не такие низкие, как я хотел бы. Но начало уже есть. Очень важно, что это первая авиакомпания, которая совершает внутренние полеты в Одессу. Если начнут летать авиакомпании, цены будет устанавливать не монополист. Они станут формироваться в результате честной конкуренции.

В следующем году у нас будет новый терминал аэропорта, он почти завершен. Сейчас там идут отделочные работы. В этом году не успели по ряду причин: мэрия мешала, правительство Яценюка мешало. Если Мининфраструктуры примет меры, о чем я с ними говорил, к следующей осени у нас будет новая полоса. Одесский аэропорт может в любой момент остановиться из-за плохого состояния полосы. Эта запущенная проблема, о ней много лет никто не думал.

В прошлом году вы заявляли, что концессионеры не выполняют свои обязательства и вы будете добиваться расторжения договора концессии. Вам удалось найти общий язык с инвесторами аэропорта?

— Мы будем сотрудничать с каждым, кто хочет развивать аэропорт и кто будет этому способствовать. Мне все равно, кто инвестор, будем работать с ними. Мы должны дать Одессе аэропорт. Когда я стал губернатором, он принимал около 800 тыс. пассажиров в год. Сейчас — немного больше миллиона. Но потенциал одесского аэропорта — около трех миллионов пассажиров в год.

Вы собирались строить в Одесской области еще один аэропорт. Эта идея в силе?

"Одесский аэропорт может в любой момент остановиться из-за плохого состояния полосы"

— На севере Одесской области может быть еще один аэропорт. Или, например, в Измаиле, до которого долго ехать. Это будет не крупный международный аэропорт, но он должен быть.

Как продвигается анонсированный вами проект строительства новой автомобильной трассы Одесса — Рени, которая в том числе свяжет скоростной магистралью центр региона и Измаил?

— Мы уже провели все тендеры. В июле должны начаться строительные работы. Речь пока идет лишь о восстановлении наиболее поврежденных участков существующей дороги. Как только ее восстановят, она сразу же снова будет забита транспортом. Тогда все поймут то, о чем я не прекращаю говорить. Надо строить новую дорогу, как четырехполосный автобан Одесса — Бухарест. Румыны согласны соорудить мост через Дунай.

Автобан надо строить через Днестровский лиман. Для этого необходимо привлечь инвесторов. Это должен быть концессионный проект. Проблема с дорогами в Одесской области — это не только трасса Одесса — Рени. На севере живут сотни тысяч человек, и там такие дороги, по которым проезжаешь за час 10 км. Притом там много фермеров, у них большие хозяйства, есть доходы. Они просят разрешить им строить хотя бы за свои деньги. Так не дают же! Они (местные власти. — Фокус) как собака на сене: и сами не строят, и другим не дают.

* Focus.ua готов предоставить площадку для дискуссии всем, чьи имена были озвучены в интервью Михеила Саакашвили.