У крымских переселенцев появился шанс на то, что они смогут законно вывозить свои вещи с территории полуострова
Перебравшись в Киев, симферополец Сергей несколько раз ездил в Крым за домашним скарбом. Последний визит на полуостров случился прошлой весной, после вступления в силу постановления Кабмина №1035, которое ограничивает провоз товаров в Крым и из него, а также личных вещей граждан. Перечень разрешенных вещей скуп и не очень логичен, в него, к примеру, входят бинокли, печатные машинки и радиоприемники, но нельзя перевозить мебель, холодильники, автозапчасти. Сергей знал, что у украинских пограничников возникают претензии к переселенцам, поэтому на въезде в Крым поинтересовался у них, можно ли как-то решить вопрос. Ему прямо сказали, что вопрос легко решится за вознаграждение: 400-500 грн с машины.
"Когда я возвращался на материк, вез электроинструменты и пылесос. Россияне легко пропустили, а наши погранцы сказали, что все это никуда не едет, остается здесь. Я им говорю: "Тогда я вам дам 500 гривен". А они: "Хорошо. Тогда все едет", - вспоминает Сергей. Известие о том, что Окружной административный суд Одессы признал противоправным постановление Кабмина, его обрадовало: из Крыма нужно еще вывезти остатки бытовой техники.
Судебный иск к Херсонской таможне подал крымчанин, которому инспектор отдела таможенного оформления "Каланчак" запретил ввезти четыре бывших в употреблении автомобильных колеса. Решение суда о том, что постановление №1035 не должно распространяться на личные вещи переселенцев, правозащитники называют прецедентным. Координатор Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник считает, что его достаточно, чтобы Кабмин отменил скандальный документ.
Чем важно это решение суда?
- Постановление Кабмина №1035 вступило в силу в январе 2016 года. Против него сразу выступили многие правозащитники, в том числе и наша группа, потому что оно незаконно ограничивало провоз личных вещей граждан через административную границу с Крымом. Мы много писали в разные инстанции, президенту и в тогдашнюю Госслужбу по делам Крыма. После было новое правительство, мы заново подавали наш проект изменений постановления уже через Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц, но ничего не менялось.
Наконец, наши коллеги из Украинской Хельсинской группы решили поддержать заявление крымчанина в суд о незаконности этих действий. Суд подтвердил, что действия пограничников и таможенников антиконституционны и решение Кабинета министров №1035, по сути, тоже противоречит Основному закону. Мы надеемся, что это станет важным аргументом, и постановление отменят или хотя бы изменят. К тому же, если люди сейчас начнут массово обращаться в суды, мы надеемся, что они будут выигрывать дела на основании прецедента. Но есть один процедурный момент: пока имеется решение первой судебной инстанции, впереди еще апелляционная инстанция. Мы надеемся, что апелляционный суд примет правильное решение на основе Конституции.
Чем руководствовался Кабмин, принимая постановление?
- Оно стало последствием акции по блокаде Крыма. Участники блокады требовали ограничить провоз промышленных товаров, торговлю с полуостровом. Кабинет министров решил принять такое постановление. Однако вместо того, чтобы затронуть вопросы только экономических отношений, это постановление в первом пункте коснулось личных вещей обычных граждан.
Сколько должно быть таких исков, чтобы Кабмин отменил или отредактировал свой документ?
- Сложно сказать. В цивилизованных странах, где существует верховенство права, достаточно одного судебного решения, чтобы отменить незаконный нормативно-правовой акт. В Украине такой опыт не всегда срабатывает. Понимая, что решение Кабмина было политизированным, можно предположить, что правительство будет ждать и других обращений или, как минимум, будет дожидаться решения апелляционной инстанции. Срок для апелляции небольшой, думаю, в скором времени мы узнаем ответ.
Как часто к вам поступают жалобы на украинских таможенников от крымчан?
- Жалобы в Крымскую правозащитную группу стали поступать еще до того, как вступило в силу постановление №1035. Дело в том, что ноябре прошлого года премьер Яценюк на заседании Кабмина заявил о том, что необходимо прекратить грузовые перевозки. Тогда на границе перестали пропускать автомобили, в техпаспорте которых записано, что они грузовые, не пропускали даже тех, кто ехал без груза. Тогда началась первая волна. Следующая началась, когда вступил в силу запрет на провоз личных вещей.
"Таможенники не пропускают какие-то предметы и отказываются принимать их на хранение, люди вынуждены возвращаться в Крым, оставлять вещи там"
Обращения идут волнами. Последний пик был летом, потому что у людей, которые перебираются на материк на постоянное место жительство, в это время года больше возможностей выезжать. Летом, бывало, мы получали по пять-шесть обращений в день. Например, в августе мы сопровождали семью инвалида первой группы. Он выезжал на сложную операцию, его состояние было тяжелым, поэтому мы сопровождали эту семейную пару, опасаясь, что больной просто не выдержит эмоциональный стресс. Им часть вещей пришлось оставить в Крыму. Например, в список Кабмина не входят холодильники, их не пропускают через границу.
И что – вещи просто бросают на границе?
- С этим как раз проблема. К границе по факту относятся как к государственной, но это не госграница, а административная. Поэтому на практике у таможни нет хранилища для изъятых, конфискованных товаров. Таможенники не пропускают какие-то предметы и отказываются принимать их на хранение, люди вынуждены возвращаться в Крым, оставлять вещи где-нибудь там.
Я слышал несколько историй о том, что на самом деле что-то вывезти из Крыма – не проблема, если дать взятку таможенникам. Это так и есть?
- Я не могу сказать, что у нас много обращений о вымогательстве взяток, но такие обращения были, люди, которые выехали из Крыма, рассказывали, что есть такая схема. Мы пытались ее зафиксировать, в прошлом году мы даже инициировали служебное расследование в пограничной службе в связи с взятками, но пока не знаем его результатов. Люди называют разные размеры взяток, но у нас нет стопроцентных подтверждений.
- Читайте также: Переселенец. Как университет из Крыма возродился в Киеве
Однако постановление само по себе несет коррупционную составляющую, если говорить об антикоррупционной экспертизе, решение Кабмина его не пройдет, оно, кстати, его и не проходило, хотя должно было.