Дирижер Киевсовета. Владимир Прокопив о Евровидении, дорогах и квартирах для бойцов АТО
Секретарь Киевсовета Владимир Прокопив рассказал Фокусу о борьбе с незаконными застройками и МАФами, о том, зачем Киеву «Евровидение» и когда город рассчитается с миллиардными долгами перед кредиторами
Должность секретаря Киевсовета 32-летний Владимир Прокопив получил в декабре прошлого года. До этого он дважды избирался депутатом и успел поруководить земельной комиссией. Кроме того, молодой политик работал помощником нынешнего народного депутата и замглавы фракции Блока Петра Порошенко Анатолия Матвиенко. СМИ чаще связывают Прокопива с командой президента, чем с УДАРом Виталия Кличко. Сам Прокопив уверяет, что границы между двумя политсилами давно стерлись, а разговоры о том, что между партиями пробежала черная кошка и союз вот-вот распадется, скорее всего, так и останутся разговорами.
Удалось ли Киеву извлечь какую-то выгоду из бюджетной децентрализации?
"Получил ли Киев финансовую пользу от бюджетной реформы? Наверное, да. Подтверждение тому — бюджет с профицитом почти 4 млрд грн. В прошлом году у нас тоже был профицит, но тогда речь шла о миллионах, а теперь о миллиардах"
— Бюджетной децентрализации как таковой в Украине не произошло. Произошла бюджетная реформа. Получил ли Киев от этого какую-то финансовую пользу? Наверное, да. Подтверждение тому — бюджет с профицитом почти 4 млрд грн. В прошлом году у нас тоже был профицит, но тогда речь шла о миллионах, а теперь — о миллиардах. С другой стороны, думаю, это произошло не столько благодаря реформе, сколько благодаря изменению подходов к управлению имуществом, к ревизии коммунальной собственности, земельных участков, которыми владеет город и которые переданы в пользование отдельным людям и предприятиям. Мы привели условия использования этих участков в соответствие с интересами города. Раньше за земельные участки платили только по инвентаризации, сейчас — согласно договорам аренды. Если по инвентаризации мы получали 1% от нормативно-денежной оценки земли, то, согласно договорам аренды, эта сумма колеблется от 3% до 12% от той же нормативно-денежной оценки. Саму нормативно-денежную оценку мы скорректировали летом 2015 года. Если взять земельную сферу и сравнить нынешние доходы и доходы за предыдущие годы, то суммы отличаются в разы. За 9 месяцев прошлого года сумма поступлений от платы за землю составила 1,8 млрд грн, в 2016-м — 3,3 млрд грн.
Какие сейчас у Киева долги по кредитам и как вы планируете их погашать?
— Два года назад общий долг составлял порядка 20 млрд грн. Первый кредит Киев получил в 2003 году. Тогда столица была первым городом Украины, получившим заем. Все было бы не так страшно, если бы кредит не был валютным. А когда мы брали кредит по курсу 5, а отдаем по курсу 26 — это тащит город вниз и не дает развиваться. Конечно, с политической точки зрения было бы гораздо правильнее направлять деньги на то, что людям сразу было бы видно. Но мы решили рассчитываться с долгами. 6 октября досрочно погасили кредит в 1,9 млрд грн. Речь идет об аннулировании облигаций внутреннего местного займа серии G Киевского городского совета. Если бы это решение не было принято, город ежедневно платил бы 800 тыс. грн на обслуживание этого кредита. За два года мы вернули порядка 10 млрд грн и не взяли ни одного нового кредита. Сейчас общая сумма долга Киева составляет 11 млрд грн. В ближайшее время никакие кредитные средства привлекать не планируем.
В марте вы заявляли, что планируете в этом году привлечь 10 млрд грн инвестиций. Удалось ли это сделать?
— Привлекли инвесторов во многих отраслях, и, надеюсь, мой прогноз удастся превзойти. На последней стадии находится согласование проекта с китайским инвестором по строительству новой ТЭЦ в Киеве. Цена вопроса — 1,2 млрд евро. Этим проектом мы сразу достигаем нескольких важных целей — понижения тарифов и решения вопроса с мусором. Новые технологии позволяют использовать в качестве горючего будущей ТЭЦ часть городского мусора. Среди проектов, которые уже реализованы, — установка станций очистки питьевой воды для образовательных учреждений. Также с клиникой Добробут подписан договор на 3 млрд грн по строительству медицинского центра в Печерском районе. За возможность построить этот центр и всю инфраструктуру к нему инвестор должен или построить новые больницы, которые есть в нашем плане, или реконструировать те, которые уже существуют, — например, Больницу скорой помощи.
Поддерживаете ли вы идею проведения "Евровидения" в Киеве?
— Да, я уверен, что это очень выгодно.
Вы считали, какой будет экономический эффект? На проведение "Евровидения" вы потратите бюджетные средства.
— Я хочу донести ключевой тезис: тратятся деньги из местного, государственного бюджетов и средства иностранных и украинских инвесторов. Тратятся они не на проведение конкурса как такового, а на инфраструктурные проекты для города Киева. Конкурс закончится, а инфраструктурные проекты останутся. 80% всего, что будет делаться, касается малого и среднего бизнеса.
Строительство каких инфраструктурных объектов вы ожидаете под "Евровидение"?
— Рассчитываем, что будут построены и реконструированы отели, обновится транспортная инфраструктура, начнется более активное развитие сферы услуг.
Скатертью дороги
"За два года мы вернули порядка 10 млрд грн и не взяли ни одного нового кредита. Сейчас общая сумма долга Киева составляет 11 млрд грн"
Сколько километров дорог будет отремонтировано в Киеве до конца года и как финансируются эти проекты?
— Дороги, транспорт и медицина — это приоритеты, которые определил городской голова для развития города. В этом году у нас рекордное количество средств выделено на ремонт дорог — свыше 1 млрд грн. Это бюджетные деньги. До конца года в Киеве мы отремонтируем 200 км дорог. Хочу заметить, что мы сделали ставку не на ямочный ремонт — его можно было бы осуществить на гораздо большей площади. Мы решились на капитальный ремонт дорог с гарантией. Например, мост, который соединяет Демеевскую площадь с проспектом Науки, можно было сделать за несколько месяцев. Но через два года его снова нужно было бы ремонтировать. Поэтому мы решили сделать капитальный ремонт этого моста. Мы не успеем завершить его в этом году и будем продолжать в следующем. Зато гарантия на этот ремонт — 15 лет.
Как вы решали, какие дороги будут отремонтированы в первую очередь?
— На этот вопрос может ответить соответствующий департамент. Есть транспортная модель, которая разрабатывалась с помощью Всемирного банка. Подозреваю, что этой моделью сотрудники профильного департамента и пользовались. Наша задача была определить приоритеты для КГГА и выделить деньги. Такую сумму на ремонт дорог еще никогда не выделяли — это беспрецедентный случай.
Как в числе приоритетных дорог оказалась дорога по улице Электриков, ведущая к клубу "Пятый элемент", принадлежащий президенту?
— Думаю, что есть какая-то классификация для ремонта дорог. На это точно не влияют решения политиков из горсовета. Или мне об этом не известно, а если станет известно, я буду это пресекать.
Ломать и строить
Планируете ли вы бороться с незаконными застройками?
— Да, и у нас есть план, как это делать. Если мы говорим о незаконных застройках будущего, то после смены власти Киевсовет не выделил ни одного земельного участка ни одному частному или юридическому лицу. Точка. Что касается незаконных застроек, которые происходят в условиях захвата земельных участков, а местная власть, милиция и прокуратура делают вид, что они этого не замечают, то за 9 месяцев, которые я здесь работаю, мне стало известно о 10 таких фактах. Там, где застройка началась без разрешительной документации, были вырыты котлованы и начали забивать сваи, в итоге котлованы были закопаны, строительные заборы демонтированы, а на предприятия, которые этим занимались, наложены штрафы, причем значительные. Мы вмешались в незаконные застройки на озере Глинка, улице Саперно-Слободской и еще на ряде объектов.
Что делать с теми, которые уже существуют? Недавно Алексей Шевченко, глава общественной организации "Родинний затишок", сообщил, что КГГА предложила киевлянами самостоятельно достраивать объекты, которые связывают с Анатолием Войцеховским. Как вы себе это представляете?
— Я не знаю, правда ли это. Я не готов комментировать этот алгоритм. В каждом отдельном случае придется принимать решение. Местная власть, несмотря на то, что застройки проводили без ее разрешения и землеотвода, не может сделать вид, что у киевлян нет проблем в этом вопросе. Должна ли местная власть брать на себя ответственность в полной мере и помогать стопроцентно всем, кто пострадал от незаконных застроек? Много мыслей на этот счет. Есть мнение, которое разделяет часть общественных активистов — о том, что местная власть не должна отвечать за людей, которые в погоне за самыми низкими ценами ввязались в аферу. Есть дома, которые город помогает сдать в эксплуатацию, чтобы люди могли там жить. Мы также настаиваем на сносе части домов.
Какие дома вы помогли сдать в эксплуатацию и в каких случаях добились сноса объектов?
— В ЖК "Маргарита" частично снесли объект. Там планировалось построить 5 домов, но мы достигли компромисса с жителями и инвестором о том, что останется только 3 дома, которые застройщик завершит, а на месте еще двух домой будет подпорная стена и сквер.
Есть уже несколько судебных решений относительно дома-монстра на Подоле, расположенного по ул. Нижний Вал, 27-29: его запрещено сдавать в эксплуатацию, а верхние этажи должны быть снесены. Почему этого до сих пор не произошло?
— Мы сталкиваемся со многими вопросами, которые должны быть адресованы не нам. Есть решение Киевсовета относительно таких застроек — все лишние этажи должны быть снесены. В случаях, когда застройщик шел на контакт с городом, нам удавалось договориться. К примеру, застройщик на Десятинном переулке снес лишние этажи. Застройщик, о котором вы спрашиваете, не идет на контакт. Почему не выполнено решение суда? Нужно спрашивать у ответственных за выполнение этого решения.
Долой маршрутки
"Для борьбы с МАФами недостаточно решений Киевсовета. Это сформированная за десятки лет мафия, и это не производное от слова МАФ. Эта мафия сопротивляется любым изменениям"
Во время предвыборной кампании от Виталия Кличко звучали идеи по реформированию системы общественного транспорта в Киеве, подразумевающие постепенную ликвидацию маршруток. Какие шаги сделаны в этом направлении?
— У нас есть транспортная модель, мы сотрудничаем по этому вопросу со Всемирным банком. Наша стратегия — заменять мелкогабаритный общественный транспорт на крупногабаритный. Для этого уже проведены тендеры на закупку порядка 100 автобусов и 60 троллейбусов, двух трамваев, из которых один уже куплен, а второй будет приобретен в ближайшее время. Это то, что касается коммунального транспорта. Такого количества крупногабаритного транспорта Киев за один год еще не закупал никогда. Также происходят изменения у частных собственников. Треть маршруток заменена на крупногабаритный транспорт, в том числе автобусы, у которых есть возможность перевозить людей с ограниченными возможностями. Количество маршруток будет сокращаться и дальше.
Что будет с водителями маршруток, которые потеряют работу?
— У них будет возможность перейти на другую работу. Да, это не очень комфортно, но это нужно для того, чтобы миллионом киевлян было комфортно.
Никакой торговли
Вы уже два года декларируете борьбу с МАФами, но видимых результатов пока нет. Чем вы это объясняете?
— Для борьбы с МАФами недостаточно решений Киевсовета. Это сформированная за десятки лет мафия, и это не производное от слова МАФ. Эта мафия сопротивляется любым изменениям. Как только администрация пытается что-то сделать, разворачивается массированная медиакампания. Действительно, темпы сейчас такие, что хотелось бы, чтобы было лучше, но сдвиги в этом направлении есть. Замечаний много, и эти вопросы нужно задавать профильному департаменту.
То есть вы не видите решения этой проблемы.
— Что значит — не вижу? Все МАФы, которые работают законно, имеют право на существование. Те, которые находятся незаконно, расположены в местах, где не может находиться МАФ, нарушают рамки, которые устанавливает город, в том числе торгуют алкоголем, будут демонтированы.
То есть МАФы посреди Майдана Незалежности, по-вашему, должны работать, если у них есть соответствующие разрешения.
— Моя позиция как жителя города — что ни одного МАФа на Майдане быть не должно, но этот вопрос нужно адресовать руководителю профильного департамента. Считаю, что из всех существующих МАФов должна остаться максимум половина. Мы переживаем за малый бизнес, которые там работает. Предпринимателей, которые не владеют сотнями МАФов, мы должны переводить в небольшие магазины, тем более что такая возможность у нас есть. Тогда этот бизнес сможет существовать.
Чем мотивировано решение запретить продажу алкоголя после 23:00?
— Основная причина — снижение напряженности в ночное время. Я имею в виду криминогенную ситуацию. Статистические данные говорят, что большинство правонарушений совершаются в ночное время в основном лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Мы не первый горсовет, который принял такое решение. Есть опыт коллег — например, в Ивано-Франковске.
Власть — советам
Будут ли восстановлены райсоветы в Киеве?
— Уверен, что да. Но нужно говорить о том, какими они будут. Думаю, у города должны остаться только стратегические направления, такие как транспорт, здравоохранение, которые не могут контролироваться местными общинами. Остальное все нужно передать райсоветам, хотя мне даже название этого органа не нравится, потому что это творение КПСС для удобства управления партийного аппарата городом. Мы живем в совсем других реалиях, и возвращать то, что придумали коммунисты для того, чтобы партии было комфортно, — ошибка. Мы изучаем опыт других стран. Я был в Финляндии — это страна с одной из наиболее сильных моделей местного самоуправления. Мы также изучали опыт Швеции, где очень велика роль местной власти в управлении городами. Этот опыт будет воплощен в Киеве. Райсоветы будут не для того, чтобы трудоустроить партийных функционеров, а для того, чтобы депутаты могли реально влиять на проблемы, которые есть у общины, которая их избрала.
Какие функции должны быть им переданы?
— Они будут отвечать за те процессы, к которым город не должен иметь отношение. К примеру, город не должен иметь отношение к установке тех же МАФов. Людям на местах виднее, где им нужен ларек, а где нет. Райсоветы должны распоряжаться имуществом, которое находится на их территории, земельными участками. И самое главное — у них должно быть право распоряжаться своим бюджетом.
Квартирный вопрос
Как решается вопрос предоставления квартир участникам АТО и их семей?
— Это больная тема для города. Мы получили много обязательств без каких-либо полномочий для их реализации. У нас была идея провести законопроект и получить паевое участие от застройщиков не только в финансовом эквиваленте, но и живыми квадратными метрами. Уже сейчас понятно, что удовлетворить то количество заявок, которое получаем от бойцов АТО, мы не сможем. Но есть много тех, кто действительно нуждается в помощи города, а ресурса у нас нет. Поэтому наше обращение к Верховной Раде с просьбой принять закон и дать нам всего 1% паевого участия в застройках — это не просто дополнительная налоговая нагрузка, а доведение до ума паевого участия города. Сейчас мы получаем 4% жилья и 10% паркингов деньгами. Понятно, что рентабельность паркингов намного ниже, чем рентабельность жилья. Мне кажется, застройщик будет только рад, если мы увеличим нагрузку на жилье и уменьшим нагрузку на паркинги и нежилые помещения. Это не решит все проблемы. Но это один из инструментов, который даст возможность получить 100 квартир по итогам 2016 года. 100 квартир не решит проблему с 18 тыс. заявок. Но 100 квартир даст возможность предоставить жилье самым незащищенным — например, семьям погибших.
Голос народа
"Я — человек, который сделал очень много для того, чтобы УДАР и БПП были вместе. Поэтому даже не хочу моделировать ситуацию, когда две эти политсилы расходятся"
Насколько успешным оказался проект по запуску электронных петиций?
— Тот механизм, который работает у нас, — лучший в Украине. Киевляне понемногу привыкают к тому, что петиция — инструмент, с помощью которого можно контактировать с местной властью. Не митингом, не какими-то акциями протеста, а обычными петициями. Как только петиция набирает необходимое количество голосов, она сразу же становится приоритетом в повестке дня киевской городской власти.
Можете назвать хотя бы один пример, когда городская власть реализовала то, что киевляне требовали в петиции?
— Одна из первых петиций касалась введения в Киеве ночных маршрутов общественного транспорта. Мы рассмотрели ее, потом прошли длительную процедуру, которая состоит из решения комиссий, оглашения конкурсов, экспертного расчета того, какие именно ночные маршруты нужны. Мы пришли к тому, что в ближайшее время на улицы выедут автобусы по трем ночным маршрутам. Если в процессе работы окажется, что эти маршруты востребованы, мы будем увеличивать их количество.
Близки к разводу
Сейчас идет много кулуарных разговоров о том, что союз УДАРа и БПП все-таки распадется. Вы допускаете такую возможность?
— Я — человек, который сделал очень много для того, чтобы УДАР и БПП были вместе. Поэтому даже не хочу моделировать ситуацию, когда эти две политсилы расходятся. В какой-то момент объединение позволило сохранить страну, и я надеюсь на мудрость политических лидеров и на то, что личные амбиции не перевесят государственные интересы.
Вам какая команда ближе: Виталия Кличко или президента, членом которой является ваш друг Сергей Березенко?
— За те два года, которые я работаю в городе, в наших командах стерлись границы. Я работаю в команде Кличко как киевского городского головы. И вся фракция Солидарность работает точно так же.
Фото Александра Чекменева