Разделы
Материалы

Поляк поможет. Кто будет реформировать Укравтодор

Дмитрий Синяк

Укравтодор возглавил экс-министр транспорта Польши Славомир Новак. Привлечение польских экспатов становится трендом

Кабмин назначил и. о. главы Госагентства автомобильных дорог "Укравтодор" экс-министра транспорта Польши Славомира Новака. Назначение лоббировал министр инфраструктуры Владимир Омелян — по его словам, в бытность министром транспорта Польши (в 2011–2013 годах) Новак принял местный автодор примерно в таком же состоянии: госконтроль, неэффективность, долги. В короткие сроки Славомир Новак смог децентрализовать ведомство, выстроить полноценную вертикаль дорожного хозяйства, привлечь внешнее финансирование и продать "все, что ненужно". В результате дороги пристойного качества в этой стране стали массово появляться перед проведением Евро-2012, именно при Новаке.

Такие же задачи стоят перед ним и сейчас: создание Государственного дорожного фонда, налаживание сотрудничества с международными финансовыми организациями, аудит дорог и разработка техстандартов их строительства. А первоочередная задача и. о. главы Укравтодора — подготовка дорожного хозяйства к зиме. Кстати, приставка "и. о." появилась у польского экспата не просто так: руководитель госагентства должен назначаться по итогам конкурса, но эта процедура заняла бы до трех месяцев — а стать исполняющим обязанности Славомир Новак смог сразу по получении украинского гражданства.

В 2013 году Славомир Новак подал в отставку с поста министра после скандала, когда журналисты обратили внимание на швейцарские часы, которые политик не внес в декларацию

Новоиспеченный руководитель Укравтодора — не единственный поляк в украинской власти. В апреле "архитектор" польских реформ Лешек Бальцерович стал представителем президента Украины в Кабмине и сопредседателем правительственной Группы поддержки реформ, в которую также вошли экс-министр внутренних дел Польши Ежи Миллер и бывший депутат сейма Мирослав Чех. А в мае правление ПАО "Укрзализныця" возглавил Войцех Балчун, экс-президент крупнейшего в Польше и ЕС железнодорожного оператора PKP Cargo. Последнему, кстати, удалось добиться немалых успехов, несмотря на короткое время пребывания в должности и, по определению Владимира Омеляна, "колоссальное сопротивление системы". В частности, были разблокированы и упрощены тендеры по закупке топлива, на 20–25% подняты зарплаты сотрудникам, подписаны меморандумы по совместному производству локомотивов с канадской Bombardier и американской General Electric.

Не исключено, что не менее результативным окажется и Новак. Во всяком случае, у него есть как минимум личный мотив: дело в том, что в 2013 году Славомир Новак подал в отставку с поста министра после скандала, когда журналисты обратили внимание на швейцарские часы, которые политик не внес в декларацию. Несмотря на копеечную (по крайней мере по меркам украинских коррупционеров) стоимость подарка, Новаку грозило до трех лет тюрьмы. И хоть ему удалось доказать свою невиновность и отделаться штрафом, репутация политика была подмочена настолько, что он даже не баллотировался на последних выборах в сейм. Теперь же экс-министр получил неплохой шанс вернуться в польскую политику. Ведь сделать это в качестве менеджера, удачно реформировавшего одно из наиболее коррумпированных ведомств соседней страны, будет гораздо легче.