Разделы
Материалы

Ищем тех, кто поможет остановить работу 18 коррупционных схем

1991 Open Data Incubator объявил конкурс на участие в антикоррупционной инкубационной программе. Программа будет проводиться в партнерстве с Министерством инфраструктуры и киевским офисом Deloitte. Лучшие IT-решения будут интегрироваться в Министерство инфраструктуры Украины по окончании инкубационного периода. Финансирование программы осуществляется за счет международного фонда "Відродження"

Подготовка к антикоррупционному набору осуществлялась совместно с киевским офисом Deloitte. Были проинтервьюированы участники рынка, профессиональные организации и госслужащие, которые хотят реформировать систему. В ходе интервью выявлено 18 коррупционных схем, которые позволяют оседать миллиардам гривен в карманах коррупционеров:

  1. Prozorro: Коррумпированные схемы выбора поставщика

Техусловия в системе искусственно складываются таким образом, если бы в тендере мог участвовать один конкретный поставщик, например:

- требования необычных и необязательных разрешений и лицензий

- необязательные требования в состав или внешнего вида изделия

- использование номенклатуры, которая выдается за "оригинальную", хотя товар общеизвестен под другой номенклатурой

- закупка товара, который вообще не является необходимым для государственного предприятия, или закупка нужных товаров в избыточных количествах.

  1. Prozorro: Отслеживание реализации тендера

После проведения тендеры не реализуются. Это может происходить по нескольким причинам, включая:

- Победу "неудобного" поставщика

- Желание поставщика присвоить предыдущую оплату без поставки товара или предоставления услуги.

  1. Prozorro: Махинации с условиями договора

После проведения тендера условия договора адаптируются таким образом, чтобы поставщик извлек дополнительную выгоду:

- К условиям тендера добавляют штрафы и пени

- Поставляется товар низшего качества или в недостаточном объеме.

  1. Prozorro: Заговор поставщиков

Заговор поставщиков, которые по очереди побеждают на одинаковых тендерах, предлагая при этом минимальные скидки.

  1. Таможня: Искусственные задержки товара

На импорте\экспорте товара создаются задержки, которые имеют признаки искусственных (претензии к весу, составу, оформлению документов; вымогание дополнительных документов; дополнительные проверки; навязывание необязательных услуг) через которых импортер\экспортер несет значительные потери (порча товара, простой мощностей, штрафы и расходы через нарушение в логистической цепочке).

  1. Аренда и использование госимущества: Нехватка вагонов

В Укрзализныце теперь существует нехватка вагонов для перевозки груза, потому вагоны предоставляются бизнесу с задержкой.

У компаний нет понимания, о наличии вагонов на любых участках дороги, по этой причине у представителей Укрзализныци есть возможность предоставлять преимущество определенным компаниям в предоставлении вагонов для перевозки.

  1. Аренда госимущества: Нерациональное использование имущества

Частные компании получают в аренду государственное имущество, стоимость которой определяется за внутренними методиками и не всегда совпадает с рынком. В результате возникает две проблемы:

- Переоцененное имущество не сдают в аренду и оно никак не используется

- Возникает коррупционный риск из-за желания многих компаний взять в аренду недооцененное имущество.

  1. Кражи товара на станциях

На станциях Укрзализницы происходят кражи товара. Согласно предложениям представителей бизнеса, необходимо проводить анализ таких случаев с целью их предубеждения.

  1. Дноуглубление: Цена и качество

У представителей бизнеса и государственных органов существует ряд претензий относительно стоимости и качества дноуглубления в украинских акваториях. Согласно их предложениям, существует необходимо анализировать стоимость и качество данных работ с целью повышения их эффективности и элиминации коррупционных рисков.

  1. Дноуглубление: Кражи песка

При дноуглублении реки добывается песок, который согласно стандартным процедурам должен утилизироваться. Существуют признаки того, что в реальности песок реализуется в строительные компании, принося личную выгоду чиновникам, которые отвечают за данный процесс.

Эта проблема приводит к убыткам государства, а также пагубно влияет на экологическое состояние водоемов.

  1. Железнодорожные услуги: низкое качество

Общеизвестно, что услуги которые предоставляет Укрзализныця иногда имеют низкое качество. В некоторых случаях общество объясняет эту ситуацию коррупционными проблемами (например, белье используется больше раз, чем это предусмотрено).

  1. Капитальное строительство: Низкая эффективность

В Укрзализныци существуют свои строительно-монтажные управления, которые занимаются ремонтами и строительством. Согласно информации от представителей рынка, данные работы могут происходить неэффективно и сопровождаться кражами.

  1. Ремонт дорог: Контроль выполнения

В Украине не существует единой системы для жалоб на низкое качество дорожного покрытия и контроля выполнения ремонтных

  1. Ремонт дорог: Эффективность использования дорожного сбора

Существует потребность контролировать эффективность использования дорожного сбора, который платят автозаправочные станции путем анализа размещения заправок, оплаченного сбора и сравнения с работами по ремонту дорог.

  1. Весовые комплексы: Неэффективное использование

На данный момент могут использоваться неэффективно, из-за того, что перевозчики имеют возможность обходить ограничение. Существует потребность в системе мониторинга работы весовых комплексов.

16: Стоимость перевозок: Невозможность планирования

У частных компаний нет возможности полностью планировать стоимость перевозки. Да, несмотря на наличие коммерческого программного обеспечения для расчета тарифа на перевозку груза, пост-фактум компаниям выставляют стоимость дополнительных услуг (уборка, охрана, и т. д.). Методика расчета этих услуг является непрозрачной. В связи с этим, существует потребность разработки программного инструмента для осуществления расчета полной стоимости перевозки.

  1. Нелегальное использование вагонов

Согласно данным участников рынка и журналистов, некоторые служащие, злоупотребляя своим положением, используют вагоны Укрзализныци для собственных потребностей, предоставляя их в аренду частным компаниям. Преодолеть эту проблему было бы возможно при создании дешевой и рабочей системы отслеживания местонахождения вагонов.

  1. Распределение маршрутов на межгородских пассажирских перевозках автобусами и маршрутными такси

Существуют квоты на распределение маршрутов между перевозчиками.

Как правило, этот процесс является непрозрачным, происходит при контроле представителей власти "на местах" и содержит в себе коррупционные риски.

Мы ищем команды стартапов, которые могут предложить it-технологии для разоблачения схем и формирования прозрачных процессов.

Регистрируйся https://goo.gl/H5Z38G и задай вопросы Министру инфраструктуры, узнай инсайты Deloite и создай свой антикоррупционный стартап.

Инкубационный период начинается с декабря и продлится два месяца.

По результатам инкубации презентованные проекты будут рассмотрены Министреством инфраструктуры и донорами во время ДемоДня.

Ключевым криетрием отбора является демонстрация функционала, который будет способствовать препятствию реализации той или иной указаной коррупционной схемы.

Напомним, 12 января 2016 общественная организация SocialBoost, при поддержке Western NIS Enterprise Fund и "Майкрософт Украина" объявила о запуске 1991 Open Data Incubator - первого в Украине некоммерческого инкубатора для развития ИТ-проектов на основе открытых данных.

Цель проекта - трансформация больших объемов открытых данных в ресурс для создания стартапов, способных оказывать сервисы украинским гражданам, компаниям и государственным органам. Проект призван "оцифровать" такие секторы экономики как агробизнес, энергетика, инфраструктурные проекты, медицина, государственные услуги для граждан и внутренние аналитические системы в государстве, наладив взаимодействие IТ-разработчиков, общественных организаций и аналитических центров с органами государственной власти.

За дополнительной информацией обращайтесь:

Нина Лахно, руководитель пресс-службы, 099 316 7997, ninokkluchik@gmail.com

Юлия Гусева, менеджер пресс-службы, 097 943 7336, julia_june@ukr.net

Инкубатор "1991 Open Data Incubator" (http://1991.vc/) - некоммерческий инкубатор, который помогает независимым IT-разработчикам создавать стартапы и сервисы на основе больших массивов открытых данных, которые будут полезны украинским гражданам, компаниям и государственным органам. Инкубатор IТ-проектов на основе открытых данных реализуется на гранты международного донора WNISEF, при содействии Кабинета Министров Украины, отдельных министерств и международных организаций таких как Microsoft, Open Knowledge Foundation, Open Data Institute.

О корпорации Microsoft

Основанная в 1975 году корпорация Microsoft является признанным мировым лидером в области разработки программного обеспечения, а также в предоставлении услуг и решений, которые помогают людям и компаниям полностью реализовать свой потенциал. С 2003 года в Украине работает компания "Майкрософт Украина", в задачи которой входит развитие рынка программного обеспечения, а также внедрение и локализация новейших технологий на территории Украины.

Дополнительную информацию о компании и продуктах Microsoft можно найти на веб-сервере Microsoft: http://www.microsoft.ua

Microsoft ® является товарным знаком Microsoft Corporation в США и / или других странах. Другие названия продуктов и компаний, упоминаемые в данном документе, могут являться товарными знаками соответствующих владельцев.