Разделы
Материалы

Собрать и поделить. Как депутаты распределили финансовые потоки

Мария Бабенко
Фото: УНИАН

Накануне Нового года Верховная Рада приняла госбюджет на 2017 год с доходами в 731 млрд гривен и расходами в 800 млрд гривен. Фокус выяснил, как депутаты распределили финансовые потоки, и выбрал самые любопытные цифры

Бюджет на 2017 год рассчитан с учетом роста ВВП Украины на 3%, инфляции в 8,1% и среднего курса доллара 27,2 UAH/USD. Эти цифры в целом соответствуют большинству независимых оценок. Так, Международный валютный фонд на 2017 год прогнозирует рост экономики Украины на уровне 2,5%, Всемирный банк — в пределах 2–3%, украинская инвестиционная группа ICU — на уровне 2,3%. То есть отраженные в бюджете ожидания Кабмина в большей мере соответствуют оптимистическому сценарию развития. Но даже если экономика по итогам года выйдет на запланированные показатели, а далее продолжит расти в пределах 3–4% ежегодно, на восстановление качества жизни до уровня 2013 года понадобится 4–5 лет. Вместе с тем сегодня уже можно осторожно надеяться, что ухудшения ситуации не будет.

Фактор 3200

Главной бюджетной интригой года, безусловно, станет двукратное повышение минимальной зарплаты до 3200 грн и эффект, который оно окажет на госфинансы и экономику. На увеличение окладов бюджетников пришлось дополнительно выделить 28,3 млрд грн. Но при рассмотрении госбюджета во втором чтении депутаты решили увеличить и доходную часть — за счет роста минималки и ожиданий детенизации зарплат план по налоговым поступлениям увеличили на 9,5 млрд грн, а местным бюджетам добавили 10,9 млрд гривен. Кроме того, в правительстве ожидают роста поступлений единого соцвзноса — исходя из этого дефицит Пенсионного фонда был снижен до 141,3 млрд грн. Для сравнения: в первом чтении законопроекта о бюджете-2017 на эту статью выделяли 156,15 млрд грн, в бюджете на 2016 год — 143 млрд грн.

В Центре экономической стратегии не исключают как позитивного эффекта в виде роста потребительского спроса в регионах, где сосредоточено много получателей минимальной зарплаты и широко представлена бюджетная сфера, так и негативных последствий в виде повышения цен в частном секторе для компенсации роста затрат на зарплаты, а также роста безработицы. К тому же из-за роста затрат на оплату труда в 2017 году высока вероятность падения доходности бизнеса и последующее снижение поступлений налога на прибыль. А в бюджете на 2017 год доходы по соответствующей статье — 57,9 млрд грн — заметно превышают прошлогодний показатель (48,6 млрд грн). Нет стопроцентной уверенности и в существенном росте сборов ЕСВ.

Крепка броня

17,1 млрд грн согласно бюджету на 2017 год должны составить поступления от приватизации государственных активов

Более 5% ВВП Украины в бюджете 2017 года выделяется на безопасность. Для сравнения: страна с самым большим военным бюджетом — США — расходует на оборону около 3,3% ВВП, Россия — 5,4% ВВП, военные издержки Израиля, живущего в состоянии перманентного конфликта, также достигают 5,4% ВВП. В этом контексте решение Украины выделять на оборону не менее 5% ВВП выглядит вполне адекватным. В выигрыше от роста расходов на оборону в 2017-м оказались все силовые ведомства. Министерству внутренних дел из бюджета выделяется 49,2 млрд грн, Минобороны — 64,5 млрд грн, Службе безопасности — 6,5 млрд грн. В сравнении с 2016 годом затраты на эти структуры увеличились на 11,5%, 8,6% и 14% соответственно.

Дорогие пенсионеры

141,3 млрд грн (около 5% ВВП) придется перечислить в 2017 году из госбюджета в Пенсионный фонд, чтобы профинансировать его дефицит. Таким образом, даже с учетом увеличения расходов на безопасность, армия пенсионеров по-прежнему обходится государству дороже, чем МВД, Министерство обороны и СБУ вместе взятые. При таком масштабе затрат жизнь рядовых пенсионеров в 2017 году особо не улучшится. Минимальная пенсия в течение года повысится только на 10%. Ее уровень будет меняться вместе с прожиточным минимумом для нетрудоспособных лиц и с 1 января 2017 года составит 1247 грн, с 1 мая — 1312 грн, с 1 декабря — 1373 грн. Сохранение столь высокого дефицита Пенсионного фонда в долгосрочной перспективе вряд ли возможно. Так что пенсионную сферу в ближайшие несколько лет ожидают серьезные изменения. Власти могут пойти на такие непопулярные меры, как повышение пенсионного возраста, сокращение льготных категорий пенсионеров, более жесткая верификация получателей льгот.

Всеобщие субсидии

47,1 млрд грн в бюджете-2017 выделяется на субсидии населению на оплату коммунальных услуг — примерно столько же, как и в прошлом году. Рекордные показатели расходов по этой статье объясняются ростом нагрузки на семейные бюджеты украинцев после введения рыночных коммунальных тарифов. "Сумма значительная, но выгода государственных финансов, которая измеряется размером квазифискального дефицита (дефицит бюджета НАК "Нафтогаз" и др. — Фокус), сокращенного в результате внедрения рыночных цен на коммунальные услуги, вдвое выше", — комментируют ситуацию в отчете о финансовой стабильности НБУ. Во многом благодаря тому, что Нафтогаз избавился от убытков, квазифискальный дефицит сократился с 8,9% ВВП в 2014 году до 0,6% в 2016 году.

Сегодня субсидии актуальны примерно для трети населения Украины. В конце 2016-го компенсацию расходов на коммуналку за счет госбюджета получало около 5,5 млн семей. Некоторые из них оформили субсидии благодаря низкому официальному доходу, в то время как основную часть вознаграждения получали "в конвертах". При этом двукратное повышение минимальной зарплаты пока практически не отражается на объеме выплачиваемых субсидий, ведь рассчитывались они на основании доходов за 2016 год. Но, как утверждают в Кабмине, рост бюджетных издержек на субсидии — явление временное. За счет повышения зарплат и улучшения энергоэффективности жилья число семей, нуждающихся в субсидиях, начнет снижаться уже в отопительном сезоне 2017–2018 годов.

Будут наказаны. В 2017 году премьер Владимир Гройсман рассчитывает получить от спецконфискации имущества коррупционеров более 11 млрд грн (Фото: УНИАН)

Удар акцизом

Самый неприятный сюрприз приготовили для потребителей сигарет и алкоголя — акцизные ставки на эту продукцию снова выросли. С этой целью в Верховной Раде накануне Нового года был проголосован Закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году". Этим документом акциз на этиловый спирт повысили на 20%, на пиво, игристые и крепленые вина — на 12%, а специфическая ставка акциза на сигареты увеличилась на 40%. Это объясняется не только стремлением увеличить поступления в бюджет, но и обязательством Украины перед Евросоюзом постепенно повышать акцизы на табак и алкоголь до уровня стран ЕС, где налоговая нагрузка на такую продукцию значительно выше.

В бюджет на 2017 год с продукции, произведенной в Украине, планируется перечислить 71,6 млрд грн акцизного налога, что на 36% больше, чем в 2016 году. Поступления акциза на импорт должны достигнуть 41,7 млрд грн (+43% в сравнении с 2016 годом). За 11 месяцев 2016 года налоговики перевыполнили плановые показатели по сбору акциза. В 2017-м достигнуть таких же высоких показателей будет непросто — к примеру, производители алкоголя опасаются, что очередное повышение акцизов загонит их отрасль в тень.

Всем зачтется

После нескольких лет действия повышенной ренты на добычу нефти и газа налоговое бремя в этой отрасли решили ослабить. Законом "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году" рента для добычи нефти из скважин глубиной до 5 тыс. метров снижается с 45% до 29% от стоимости продукции, для залежей глубже 5 тыс. метров — с 21% до 14%. В результате в бюджете-2017 поступления от рентных платежей за недропользование в сравнении с 2016 годом снижены на 26%, до 42,8 млрд грн.

С одной стороны, это решение должно стимулировать добычу нефти и газового конденсата в Украине, которая в январе — ноябре 2016 года сократилась на 8,3% год к году. С другой — его можно объяснить и договоренностями на самом высоком уровне. Дело в том, что более половины общего объема добычи нефти в Украине приходится на крупнейшую нефтедобывающую компанию страны — ПАО "Укрнафта". Контрольным пакетом акций этой компании владеет государство, а доля в 43% принадлежит группе "Приват" Игоря Коломойского. Снижение ренты вполне могло быть для него утешительным призом после национализации ПриватБанка в декабре 2016 года.

45 млрд грн прибыли за 2016 год в госбюджет должен перечислить Национальный банк

Тот же закон, который вводит послабления для нефтяников, обещает господдержку аграриям на протяжении следующих 5 лет на уровне 1% аграрного ВВП. Общая сумма, которую направят на поддержку агрокомплекса в 2017-м, составит около 4 млрд грн. Госдотации планируют выплачивать автоматически — этот механизм рассматривают как компенсацию представителям аграрной отрасли за лишение льготного режима уплаты НДС. Интересно, что среди главных претендентов на дотации может оказаться и крупнейший производитель курятины компания "Мироновский хлебопродукт" (MХП), мажоритарным акционером которой является соратник президента Юрий Косюк.

Дорожная мобилизация

Одним из главных достижений 2016 года в Украине стало улучшение ситуации с дорожным строительством — объем дорожных работ в сравнении с 2015 годом увеличился в 10 раз. В 2017-м позитивную тенденцию власть обещает усилить. В целом на дороги планируется потратить около 35 млрд грн, из них непосредственно из бюджета выделят 14,2 млрд грн, еще до 15 млрд грн может поступить за счет перенаправления 50% от превышения таможенных поступлений. Кроме того, правительство рассчитывает направить на решение дорожного вопроса 27,2 млрд грн (до $1 млрд) средств международных доноров, в первую очередь Всемирного банка.

И снова приватизация

17,1 млрд грн согласно бюджету на 2017 год должны составить поступления от приватизации государственных активов. В госбюджет-2016 Фонд госимущества должен был перечислить такую же сумму, но из-за провала большой приватизации поступления по этой статье за январь — ноябрь 2016 года составили всего 83,56 млн грн — менее 0,5% от запланированного. Перенос нереализованных планов на 2017 год многие эксперты считают неоправданным. По подсчетам Центра экономической стратегии, учитывая оценочную стоимость объектов, которые готовились к приватизации в 2016 году, в 2017-м можно рассчитывать на поступления от приватизации в объеме около 7–8 млрд грн. То есть при условии продажи Одесского припортового завода, государственной доли в энергетических компаниях и ряда других активов от приватизации в госбюджет поступит не более половины запланированного. В том числе и из-за этого дефицит госбюджета может превысить установленный рубеж в 3% ВВП, а разницу придется покрывать дополнительными заимствованиями или эмиссией.

Конфискация невыполнима

11,6 млрд грн должны поступить в госбюджет-2017 за счет конфискации имущества коррупционеров. В сравнении с первым чтением госбюджета поступления по этой статье увеличили более чем на 1 млрд грн. Как отметил премьер-министр Владимир Гройсман, в бюджет заложили только около 12 млрд грн поступлений от спецконфискации, тогда как ориентировочный объем арестованных средств режима Януковича достигает 40 млрд грн. Осторожность связана с туманными перспективами принятия законопроекта о спецконфискации, который должен урегулировать механизм перечисления конфискованных средств в госбюджет. Так что пока даже план в 12 млрд грн выглядят излишне оптимистично. При этом недопоступления по данной статье потребуют уменьшения привязанных к ней расходов (на оборону, строительство дорог и т.п.).

Нацбанк в помощь

45 млрд грн прибыли за 2016 год в госбюджет должен перечислить Национальный банк. В прошлогоднем бюджете поступления по аналогичной статье составляли 38 млрд грн — Нацбанк в полном объеме выполнил эти обязательства. Однако в отчете о финансовой стабильности за декабрь 2016 года в НБУ поставили под сомнение вписанные в бюджет-2017 показатели поступлений. По оценкам Нацбанка, его годовая прибыль составит около 35,5 млрд грн, что почти на 10 млрд грн меньше, чем прописано в госбюджете. Расхождение в цифрах в НБУ объяснили тем, что правительство в своих расчетах полагается на собственные оценки, что, кстати, нарушает принципы независимости центрального банка. Однако накануне Нового года глава Нацбанка Валерия Гонтарева несколько сгладила ситуацию. По ее словам, после национализации Привата НБУ может расформировать все резервы под просроченные кредиты и перечислить в госбюджет больше средств.