Разделы
Материалы

Центр драмы и комедии. Как новые сервисные центры МВД работают на старый лад

Мария Бондарь
Фото: 2000.ua/Катерина Лащикова

Корреспондент Фокуса "протестировал" работу одного из новых сервисных  центров МВД в столице

Киевский сервисный центр МВД на улице Павла Усенко, 8 — место, где рушатся стереотипы. Если, к примеру, вы до сих пор убеждены, что административные службы работают с понедельника по пятницу, — удивитесь, здесь понедельник выходной. Зато центр работает в субботу, хотя и неполный день.

Думали, там, где есть электронная очередь, живая уже не нужна? Особенно если в зале двадцать стоек регистрации с компьютерами и большой дисплей, на котором по идее должна отображаться очередность клиентов? Снова ошибка. Здесь современная система, когда при входе вы сами через специальный терминал вносите себя в список ожидания и получаете талончик с номером, прекрасно уживается с классическим "Кто крайний? Я за вами". Особенно если вы имели несчастье приехать сюда во вторник — день максимальной загрузки.

Хаос по талончикам

К моменту моего появления (около полудня) в рабочем зале на втором этаже центра было около сорока посетителей. При этом десять из двадцати рабочих стоек не работали. За остальными сидели аккуратные вежливые сотрудники сервисного центра, похожие на банковских операционистов, но посетителей обслуживали от силы пятеро из них. Остальные меланхолично разглядывали очередь ожидающих.

Над скучающими сотрудниками то и дело загорались номера клиентских талончиков, но никто из очереди к ним почему-то не спешил. Загадочное явление объяснил подслушанный диалог девушек, сидевших за соседними стойками.

— Опять какая-то фирма набрала талонов?

— Ага. Заявки на снятие от одного юрлица. Внесли в список машин 20, а по всем один сотрудник бегает.

Остальные посетители ждали, пока компьютер закончит "холостые" вызовы. Правда, не все — услышав разговор девушек, одна из посетительниц извиняющимся тоном обратилась к пробегавшему мимо сотруднику.

"Думали, там, где есть электронная очередь, живая уже не нужна? Как бы не так. Здесь современная система прекрасно уживается с классическим "Кто крайний?"

— Там номер 145 высветился, и никто не идет, а у меня 146, можно мне туда?

— Вы сначала спросите, действительно ли это окно свободно. Может быть, человека отправили квитанции оплачивать, — на ходу ответил тот.

К слову об оплате. Хорошая новость в том, что платить за админуслуги можно прямо в помещении центра — здесь есть банковские кассы. Плохая — оплата займет около получаса: во вторник работали всего две кассы, и к обеим выстроились очереди. При этом сотрудники, отправившие посетителей оплачивать квитанции, не начинали работать со следующим, поджидая его и потягивая минералку из припрятанной под столом бутылочки или вполголоса общаясь с такими же бездействовавшими коллегами.

Решаем вопросы

Изначально мой план заключался в том, чтобы выбрать кого-нибудь из вновь прибывших и вместе с ним пройти все этапы регистрации. Время для "ловли новеньких" я выбрала не самое удачное. В сервисный центр обычно приезжают утром, чтобы оформить необходимые документы до конца рабочего дня — 18:00 или 17:00 в зависимости от конкретного центра (это, к слову, считается большим прогрессом, поскольку в МРЭО старого образца процесс регистрации или снятия с учета автомобиля мог растянуться на несколько дней, а то и на неделю). Я же прибыла после полудня, поскольку в отличие от обычных посетителей добиралась сюда не на авто, а на общественном транспорте.

Локация центра для "безлошадного" человека чрезвычайно неудобна — на дорогу с учетом заторов уходит около двух часов. Почти не надеясь, что кто-нибудь из клиентов приедет позже меня, я все-таки решила подежурить у входа. Около часа дня мне, казалось, улыбнулась удача: крупный пожилой мужчина в легком, не по сезону, пиджаке и экстравагантных туфлях решительным жестом распахнул дверь и, не останавливаясь у терминала с талончиками, побежал вверх по лестнице. Я отправилась следом, надеясь завязать знакомство, посоветовав зарегистрироваться в электронной очереди. Как выяснилось, в моих рекомендациях он не нуждался.

У регистрационного зала его встретил молодой человек в костюме, вручил папку с бумагами и номерные знаки, пожал руку и попрощался. Мужчина направился к выходу, небрежно отмахиваясь от моих попыток спросить, как ему удалось пройти процесс регистрации с такой завидной скоростью. Молодой человек, передавший ему документы и номера, исчез в дебрях центра и больше не показывался.

Тот самый сервисцентр. Открытость, дружелюбие и вежливость сотрудников новых сервисных центров МВД не означает, что вас обслужат быстро

Натальины слезы

Присоединившись к очереди ожидающих, я разговорилась с интеллигентного вида женщиной лет тридцати пяти по имени Наталья. К этому времени она провела сервисном центре уже больше двух часов.

Приехав поздним утром, она не нашла никого за стойкой ресепшен (стойка находится у входа, рядом с терминалом электронной очереди, обычно за ней работают двое сотрудников). Пришлось звонить знакомым, уже проходившим регистрацию, они-то и объяснили, что сначала нужно взять талончик, потом отогнать машину на площадку экспертного осмотра и, вернувшись в здание центра, подняться на второй этаж.

На площадке оказалось два десятка автомобилей и всего три эксперта. Сам осмотр длился не дольше десяти минут, но ожидать его пришлось около получаса. Как выяснилось позже, очереди были далеко не главной неприятностью Натальи в этот день.

Дождавшись вместе со мной вызова своего номера, женщина протянула сотруднице центра пакет документов на автомобиль, который хотела зарегистрировать. Три года назад она приобрела авто через ПриватБанк по схеме финансового лизинга. В декабре 2016-го сделала последнюю выплату. В банке ей пообещали выслать "Новой почтой" все документы, необходимые для подтверждения права собственности на авто, но посылка почему-то задерживалась, а время поджимало. После погашения долга клиенту дают три месяца на регистрацию автомобиля. Тот, кто не укладывается в срок, выплачивает штраф. В надежде ускорить процесс, Наталья взяла в банке справку о погашении долга за подписью замначальника розничного бизнеса и отправилась в сервисный центр.

Сотрудница за стойкой взяла эту бумагу, техпаспорт и другие документы для регистрации, куда-то ушла с ними минут на пятнадцать, а после вернулась со смущенной улыбкой и вопросом:

— У вас есть договор финансового лизинга? Без него мы автомобиль зарегистрировать не можем. Сейчас покажу вам текст Постановления 1388, регламентирующего нашу работу.

"Управиться до праздников Наталье не удалось и автомобильную поездку в Польшу, которую она запланировала на зимние выходные, пришлось отменить. Но финал истории оказался все-таки счастливым"

— Не нужно показывать, я вам верю, подскажите лучше, как выйти из ситуации, — отозвалась Наталья.

Девушка, явно волнуясь, зарылась в бумагах, сложенных на стойке. По неуверенным интонациям и заученным фразам в ней можно было узнать новичка или стажера. Впрочем, несколько минут спустя к ней на помощь подошел более опытный коллега и сразу обратился к клиентке:

— Я уже устал писать Привату. От них постоянно приходят люди с одной и той же проблемой. Знаете, сколько у нас сейчас клиентов, которые приобрели автомобиль по той же схеме, что и вы, а теперь не могут его зарегистрировать? Посмотрите на вашу справку, здесь написано: "Задолженности по кредиту нет". Но у вас же не кредит — она никуда не годится.

— А если я возьму другую справку, где будет написано "лизинг", а не "кредит" что-то изменится? — с надеждой спросила Наталья.

— Справка не поможет, нужен договор лизинга. Без него мы ничем не сможем вам помочь.

— На днях я получу пакет документов от Привата, в нем должен быть договор?

Сотрудник центра сочувственно покачал головой:

— Мы уже проходили это с другими клиентами. По закону договор финансового лизинга должен быть заверен нотариально. То, что вам пришлют, заверено не будет.

К этому времени Наталья чуть не плакала.

— Что же мне делать?

Ее собеседник развел руками:

— Подавайте в суд. Документов, которые вам предоставили, недостаточно даже для того, чтобы снять автомобиль с учета как собственность Привата. По-хорошему, для этого уполномоченный сотрудник банка должен приехать сюда вместе с вами или оформить на ваше имя нотариально заверенную доверенность.

Разговор был окончен, и мы с Натальей отправились к выходу. Вместе с нами по лестнице в кафе, расположенное этажом ниже, спускалось несколько посетителей. "Долго здесь, правда? Я даже уже проголодался", — произнес мужской голос за моей спиной.

Ему тут же ответили: "Да это недолго. Ты на Туполева не был. Там вообще поселиться можно" (речь о другом киевском сервисном центре, находящемся на улице Академика Туполева).

Пока по-старому. В сервисцентре на Туполева тоже появилась электронная очередь, но посетители по-прежнему "кланяются" в окошки инспекторов

Вместо эпилога

В редакции я внимательно прочитала то самое Постановление Кабинета министров №1388. В последней его редакции от 20 октября 2016 года прямого требования предоставить нотариально заверенный договор лизинга не было. Хотя в пункте 42 нашлось упоминание о том, что снимать с регистрации авто должен представитель лизингодателя. Дозвониться Наталье, чтобы сообщить об этом до Нового года, мне так и не удалось. А после мне позвонила уже она.

По словам Натальи, управиться до праздников ей не удалось и автомобильную поездку в Польшу, которую она запланировала на зимние выходные, пришлось отменить. Но финал истории оказался все-таки счастливым. Когда сотрудники Привата, у которых Наталья требовала документы, дающие право зарегистрировать автомобиль на свое имя, перестали отвечать на настойчивые телефонные звонки, она позвонила знакомому, недавно проходившему подобную процедуру. Он сгреб в охапку все бумаги, имевшие хоть какое-то отношение к ее автомобилю, взял Наталью за руку и повез ее в другой сервисный центр МВД — на Братиславской, 52.

Там, дождавшись своей очереди, они просто подошли к освободившемуся сотруднику и протянули ему имеющиеся документы, не упоминая о "недостающих".

"Человек в окошке долго разглядывал каждую бумажку, — рассказывала Наталья. — А потом зарегистрировал машину без лишних вопросов".

Фото: 2000.ua/Катерина Лащикова, Юлия Тихоненко