Разделы
Материалы

Свободу и безопасность невозможно поставить в один ряд, — замглавы Нацполиции Константин Бушуев

Екатерина Макаревич

Заместитель главы Нацполиции Константин Бушуев рассказал Фокусу о своих идеалах, инновациях в работе полицейских и необходимости их взаимодействия с обществом

4 февраля Консультативная отборочная комиссия определила трех кандидатов на должность главы Национальной полиции, которых рекомендовали министру внутренних дел. Фаворитом среди них по результатам рейтингового голосования стал зампредседателя Нацполиции Константин Бушуев. И хотя глава МВД Арсен Аваков остановился на кандидатуре Сергея Князева, возглавляющего департамент уголовного розыска Нацполиции, Фокус решил пообщаться с его бывшим соперником по конкурсу. Константин Бушуев рассказал, почему придерживается жесткости в работе, что значит принцип community policing и как коллективная ответственность приводит к персональной безответственности.

Набивая шишки

Если представить Нацполицию как человека, имеющего разные пристрастия, страхи, комплексы, надежды, то какой это человек?

— Это маленький динамично взрослеющий ребенок, он набивает шишки, которых порой можно избежать. Но, набивая их, делает выводы, становится умнее, прогрессивнее и самое главное — эффективнее. Есть за этот год большие успехи этого молодого организма, есть факты, которые легли на него темным пятном, но в любом случае жизнь продолжается, и другого варианта, кроме как учитывать все свои оплошности, огрехи и делать выводы из них, не существует.

Какие качества нужно прокачать этому организму?

— Чувство ответственности. По моему глубокому убеждению, коллективная ответственность приводит к персональной безответственности. Поэтому мое ключевое требование к подчиненным — четкая ответственность за тот участок работы, который был определен руководителем. С пониманием этого подхода приходит ясное видение развития своего направления.

С какими вызовами вы столкнулись на своем посту? Что было сложнее всего?

"Бюрократизм — это самый большой якорь, который держит нас на месте в процессе продвижения"

— Сложным для меня была смена приоритетов подчиненных. Очень тяжело прошел процесс ликвидации старой милиции и создания Нацполиции. Немаловажную роль здесь сыграла всеобщая атмосфера, в которой находится наша страна последние три года. После того как люди прошли процесс аттестации, мы пытались еще какое-то время заточить состав на другой уровень профессионального подхода. Мало того, что мы стараемся изменить философию восприятия полицейских, воспитать здоровую инициативу и понимание видения, куда мы идем, нам еще пришлось бороться с тотальным невосприятием новых подходов в работе. Людей устраивал тот порядок, который был раньше, но нам удалось сообща изменить эту ситуацию к лучшему.

Принцип community policing

Какие инновационные технологии за год вашей работы стали использоваться Нацполицией?

— С помощью команды, которая у нас сейчас сформировалась, нам удается максимально интегрировать в работу Нацполиции такие простые, казалось бы, вещи, которые сегодня есть в распоряжении каждого ребенка, — телефоны и планшеты. Как это сказывается на эффективности работы? Происходит ускорение прохождения информации. Если ранее сотрудникам милиции приходилось в телефонном режиме, в режиме старой аналоговой станции связываться с центром дежурной части, определяться по тем или иным рабочим вопросам, сегодня достаточно всего несколько кликов, чтобы решить задачу. Да, у нас есть определенные трудности с финансированием этого процесса, но все ресурсы, которые мы изыскиваем, направляем на то, чтобы обмен оперативной и служебной информацией, который влияет на эффективность выполнения работы, шел в ногу со временем.

Также за последний год удалось побывать в ряде стран, которые набирают серьезные обороты в инновационных решениях и в полицейской деятельности. В частности, в Китае. Результатом поездки стало подписание меморандума, на основе которого мы внедряем в работу полиции Киева систему закрытой телефонной связи. Это дает нам закрытый канал связи, невмешательство криминогенного элемента в работу системы и невозможность утечки информации. Мы запускаем областные ситуационные центры — платформы для обработки информации, полученной по закрытой связи с гаджетов, которыми мы оперируем на выезде. Кстати, туда будет стекаться информация с нашумевшего, но пока не реализованного проекта автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения.

Бюрократизм сохранился?

"В одном сельсовете ничто не проходит мимо внимания гражданина. Каждый автомобиль, который заехал в поселок, фиксируется. О любом постороннем, который вызывает какое-то опасение, сразу сообщается полицейскому. Это и есть комьюнити полисинг"

— Бюрократизм — это самый большой якорь, который держит нас на месте в процессе продвижения. Сейчас мы начинаем пилотный проект по разработке ТЗ и внедрению электронного документооборота в трех департаментах Нацполиции. Работаем над внедрением электронного складского учета, автоматизированного учета кадров (персональные данные, зарплатный фонд, фиксация и контроль материальной ответственности). Все это приведет к оптимизации должностей, где люди занимались перекладыванием никому не нужных бумажек, и, соответственно, оптимизации бюджетных средств.

Опыт какой страны может быть наиболее востребован в украинской реформе Нацполиции?

— Меня вдохновил опыт, который я приобрел в Канаде. В конце прошлого года при поддержке наших доноров была организована поездка сотрудников полиции, целью которой являлось изучение соблюдения прав человека полицейскими этой страны. Больше всего меня удивила реализация принципа community policing — сотрудничество полиции с населением, когда взаимодействие гражданского общества с полицией устроено таким образом, что они находятся на одном уровне в восприятии и решении всех возникающих проблем. Причем инициатором решений могут быть не всегда полицейские, но и общины. В Канаде каждый полицейский имеет прямой контакт с той общиной, которую обслуживает. Задача полицейского — решение вопросов, которые могут привести к ухудшению оперативной обстановки, даже если в момент обращения данная проблема не имеет никакого отношения к компетенции полиции. Общество со своей стороны прилагает усилия для обеспечения взаимодействия с полицией максимально открыто и эффективно.

Собственно говоря, у нас есть такие ростки успешной коммуникации в общинах, расположенных недалеко от Киева. В проект привлечено небольшое количество полицейских, обслуживающих такие населенные пункты. С одним сельсоветом удалось организовать взаимодействие таким образом, что ничто не проходит мимо внимания гражданина. Каждый автомобиль, который заехал в этот поселок, фиксируется. О любом постороннем, который появился в нетрезвом состоянии либо в состоянии, вызывающем опасение у граждан, сразу сообщается полицейскому. Симбиоз уважения и взаимодействия — это и есть комьюнити полисинг.

В последнее время в связи с террористическими угрозами идет дискуссия о том, что важнее: свобода или безопасность. Вы как думаете?

— Понимаете, вряд ли человек, который чувствует себя не в безопасности, может сказать, что он свободен. Я пытаюсь для себя сформулировать сначала смысл свободы и смысл безопасности. Это категории, которые невозможно поставить в один ряд. В определенной мере они друг друга дополняют и находятся не в ряду, а в вертикальном столбике. В Берлине люди, которые пришли на рождественскую елку, чувствовали себя максимально свободными, но, как оказалось, они находились в большой опасности.

Возможности и ответственность

У себя на странице в Facebook вы перепостили цитаты многих политиков. Объясните, например, что значит для вас выражение "Каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает".

"Очень тяжело прошел процесс ликвидации старой милиции и создания Нацполиции. Людей устраивал тот порядок, который был раньше, но нам удалось сообща изменить эту ситуацию к лучшему"

— Все наделенные властью люди — представители общества. Наше общество не идеально, у него есть определенные проблемы, которые отчасти схожи с болезнями. Украине нужно жесткое реформистское правительство. Если брать примеры из истории, то наиболее адаптирован к современным украинским реалиям Уинстон Черчилль, учитывая войну на востоке страны. Внутренняя собранность, присущая этому человеку, позволила ему достичь результатов, которые в конечном итоге подняли Великобританию, несмотря на то, что она была разгромлена.

В работе вы придерживаетесь жесткой линии руководства?

— Моя жесткость в менеджменте заключается не в тирании, а в контроле выполнения поставленных задач. Я считаю, что это неплохо. В то же время я слушаю людей, которые что-то генерируют, самосовершенствуются и мыслят категориями развития, а не категориями стереотипов "а раньше было так".

Древнегреческий философ Платон утверждал, что все люди разные и что высшая справедливость такова, что у каждого должно быть свое место, поскольку у всех свои достоинства и слабости. А ответственность человека заключается еще и в том, чтобы осознать себя, каково его истинное место по природе. Как думаете, вы на своем месте?

— Думаю, на своем, но хочу развиваться. Дело в том, что чем выше ты поднимаешься, тем шире становятся два поля. Первое — это возможности. Второе — ответственность. В данном случае я бы начинал со второго. Человек, который осознает всю ответственность за занимаемую позицию, должен с пониманием этого реализовывать перечень полномочий, которые определены ему этой позицией.

Каким вы видите идеального главу Нацполиции?

— Идеального в этом мире ничего не бывает, но однозначно это человек, который понимает всю глубину проблем, возникших перед обществом в период становления Нацполиции. Это должен быть человек, который готов на самопожертвование, который должен соотносить себя лично с каждым из 130-тысячной команды Нацполиции, который при необходимости с открытым забралом бросится в огонь не только ради борьбы с преступностью, но и ради решения любой проблемы, которая может поставить под сомнение эффективность работы Нацполиции.

В вашем понимании, лидер — это кто?

— Тот, кто может аргументировано объяснить, куда, зачем и как мы идем. Я отношу себя к числу тех людей, которые готовы ради процесса на жертвы.

Вы часто говорите про жертвы. Не кажется ли вам, что это очень опасная стезя? Если вдруг не получится, то вы можете начать винить окружающих в том, что вас не услышали, хотя вы положили столько сил на это.

— Я часто об этом говорю, но я бы не хотел вырывать из контекста эти слова. Уверен, что изменить сложившуюся ситуацию в штатном режиме не получится. Жертвовать чем-то придется, но я бы не стал фатализировать жертву как понимание прямой потери, а скорее говорил бы о неотъемлемой части обязанностей, которые необходимо на себя брать в связи с большей ответственностью. Первый вопрос, который возникает при ЧП, всегда адресуется главе Нацполиции, поэтому объективно в слово "самопожертвование" я вкладываю не личную боль или терпение, а готовность этого человека отказаться от обыденного образа жизни в пользу достижения целей.