Разделы
Материалы

Миссия выполнима. Геннадий Зубко о децентрализации власти

Дмитрий Синяк
Фото: Александр Чекменев

Куратор реформы децентрализации власти вице-премьер-министр Геннадий Зубко о богатых селах, спецфонде на деньги Януковича, саботаже Центризбиркома и коррупции на местах

Три года назад Верховная Рада приняла концепцию реформы децентрализации власти, перестраивающей всю систему управления государством. Ответственность за реализацию преобразований возложили на Минрегионстрой, который в феврале 2014-го возглавил Владимир Гройсман. Спустя девять месяцев на смену ему пришел Геннадий Зубко, ранее работавший первым заместителем главы Администрации президента Петра Порошенко. Благодаря близости к премьеру и главе государства все начинания министра находят не только политическую, но и финансовую поддержку. Ведь от успеха реформы, которую курирует Зубко, во многом зависят результаты будущих президентских и парламентских выборов. К тому же децентрализация должна продемонстрировать западным партнерам, что миллионы евро влиты в Украину не зря.

КТО ОН

Вице-премьер министр — министр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины

ПОЧЕМУ ОН

Отвечает за внедрение в стране децентрализации

Тени исчезают в полдень

Насколько концепция реформы, принятая три года назад, соответствует сегодняшним реалиям?

— Концепция — это не четкая формула. Да и реформа непростая, так что корректив много. Три года назад 70% налогов шло в центр, а затем распределялось между регионами, конечно же, не без коррупционной составляющей. Раньше сельскому или городскому голове нужно было ждать принятия бюджета страны, чтобы посмотреть, на какие средства он может рассчитывать. А потом ему приходилось бегать по всевозможным коридорам и выбивать деньги — на дороги, на дополнительную поддержку образования и здравоохранения, на социальную защиту. Сейчас 65% налогов остается на местах, доля местных бюджетов в главном финансовом документе страны составляет 50%, а собственные поступления громад за три года выросли вдвое.

Значит, где-то эти поступления уменьшились. Ведь экономика Украины стагнирует.

— Прежде всего рост доходов произошел за счет уменьшения теневого сектора. Вот, например, акцизный сбор местное самоуправление раньше не интересовал. Единственный вопрос, который их волновал при открытии МАФа или магазина, — какую выгоду можно получить от этого. А сколько бутылок водки продаст в этом МАФе предприниматель, было уже неважно. Сейчас, когда акцизный сбор наполняет региональные бюджеты, местная власть заинтересована не в личных дивидендах, а в увеличении числа рабочих мест, а также в росте продаж подакцизной продукции. Вторым фактором роста доходов громад стал элементарный переучет недвижимости. Оказалось, что множество земельных участков используется бесплатно. Тот, кто использует их, много лет назад заплатил взятку какому-то чиновнику, и все. Сейчас местное самоуправление заинтересовано в заключении арендных договоров и взимании арендной платы.

О каких конкретно суммах идет речь?

— Если в 2014 году доходы местных бюджетов составляли 69 млрд грн, в 2015-м — 98 млрд, в прошлом —147 млрд, то на этот год запланировано 175 млрд. Причем растут бюджеты не только сел, но и больших городов. Например, в прошлогоднем бюджете развития Львова было около 900 тыс. грн. А в нынешнем году запланировано 1,8 млрд грн.

На что громады тратят заработанные деньги?

"Кто такой сельский голова? Ни за что не отвечающий хранитель печати и получатель средств из района"

— Наиболее распространенные проблемы — нехватка детских садов и катастрофическое состояние дорог. Поэтому тратят в основном на две эти статьи. Многие громады также занимаются модернизацией школ и больниц, развивают программы энергоэффективности, благодаря которым можно существенно уменьшить расходы на коммунальные платежи. В этом им часто помогают зарубежные партнеры Украины.

Кто и как контролирует эффективность использования на местах средств, поступающих от налогов?

— В целом ряде случаев мы можем говорить о неэффективности использования средств, о росте коррупции на местах, что подтверждается задержаниями полицией должностных лиц местного самоуправления. Тем не менее лучшей модели управления государством нет. Она прозрачнее, чем та, по которой Украина жила 25 лет.

За децентрализацию заплатит… Янукович

Сейчас уже очевидно, что внесение изменений в Конституцию при нынешнем составе Верховной Рады невозможно. А значит, нельзя будет ввести институт префектов, упразднить районные администрации и тому подобное. Не кажется ли вам, что в таком виде реформа становится ущербной?

— Изменения в Конституцию будут. У реформы, несмотря ни на что, немало сторонников в парламенте. Вы же видите, как оперативно принимаются законы, касающиеся децентрализации власти.

Последний из них был принят 232 голосами. Для изменения Конституции нужны 300 голосов.

— Рассчитываем в основном на сознательных депутатов-мажоритарщиков, а также на местное самоуправление, которое их поддавливает. Увидев первые успехи реформы, лидеры местного самоуправления по всей стране требуют от своих депутатов голосовать за конкретные законопроекты. По нашим подсчетам, реформа требует пересмотра около ста законов. Но главное — изменения в Конституцию. В Украине есть уже 7 громад, полностью покрывающих территорию своих районов. Чем занимаются в этих районах райгосадминистрации? Ведь у них теперь нет полномочий, зато есть зарплаты, ресурсы, связи, и это порождает путаницу, дублирование функций и ненужное противостояние. То, что райгос­администрации как часть устаревшей системы уходят в прошлое, и то, что на смену им должен прийти институт префектов, понимают даже противники реформы в Верховной Раде.

Насколько остро стоит проблема отсутствия государственного надзора за решениями органов местного самоуправления? Ведь с прокуратуры эти полномочия сняли, а префекты так и не появились.

— Контроль за решениями местного самоуправления действительно потерян. Чтобы исправить эту ситуацию, мы подготовили законопроект, который даст возможность проверять законность постановлений органов местного самоуправления районным и областным государственным администрациям. Но только до тех пор, пока не будут приняты изменения в Основной Закон. Такой вариант решения этой проблемы положительно оценили в Совете Европы, основном органе ЕС, занимающемся проблемами местного самоуправления.

Чтобы принять изменения в сто законов, может понадобиться несколько лет. Между тем за три года реформа охватила лишь 6% населения Украины.

— До начала реформы в стране было около 12 тысяч громад. Около 1700 громад объединились. Они охватывают 20% жителей сельских территорий Украины. Это, согласитесь, не так уж мало. Кроме того, около 10 тысяч громад находятся в процессе объединения. Есть еще одна важная деталь. До сих пор в процессе объединения громад не участвовали города областного значения. Их в Украине 180, и именно там проживает большинство населения страны. Демотивировала городские громады необходимость идти на новые выборы в случае присоединения к ним громад окрестных сел. Но недавно был принят закон, позволяющий большим городам объединяться с сельскими громадами без проведения перевыборов. В связи с этим количество вовлеченного в реформу населения вскоре увеличится в разы.

В нынешнем году объединившимся громадам пообещали 1,5 млрд грн на реализацию инфраструктурных проектов, но из них 1 млрд грн должны поступить за счет конфискации активов Януковича и его соратников. Какова вероятность того, что обещанные деньги будут?

— Такая финансовая политика государства может нанести большой вред реформе. Она неминуемо повлияет на принятие решения о добровольном объединении новыми громадами. Если наполнения спецфонда за счет конфискованных активов Януковича не произойдет, нам нужно будет пересматривать бюджет уже после первого полугодия и таки находить необходимые средства. За ремонт дорог, создание энергоэффективных объектов, обустройство центров предоставления административных услуг надо платить.

Кто не с нами

В прошлом году Центральная избирательная комиссия не назначила выборы более чем в сорока громадах, готовых к объединению. Речь шла о непонимании реформы или о саботаже?

— Гораздо больше меня удивило то, что ЦИК в прошлом году провела выборы в обычных сельсоветах, хотя было ясно, что они скоро уйдут в прошлое. Ведь кто такой глава сельсовета? Ни за что не отвечающий хранитель печати и получатель средств из района на зарплаты и коммунальные расходы. Верховная Рада не обязывала ЦИК проводить выборы в сельских советах именно 4 декабря. Их можно было назначить, например, на весну 2017 года, а в первую очередь направить средства на выборы в громадах с новой формой управления. Но особенно ярко саботаж проявился в отказе проводить выборы в громадах, принадлежащих к разным районам, — несмотря на соответствующее разъяс­нение профильного комитета Верховной Рады, направленное в ЦИК. Чтобы решить эту проблему, народные депутаты приняли отдельный закон.

Кто стоит за этим саботажем?

— Политические партии, желающие сохранить старую систему управления страной. Ведь она давала возможность получать прогнозируемые результаты на выборах. Достаточно было плотно работать с председателем сельсовета, чтобы одержать победу в том или ином селе. Кроме того, сельский голова очень зависим от админресурса. Если он не послушает указаний из района, ему дорогу не починят и школу не отремонтируют. В прошлом году у меня были жаркие споры как с главой ЦИК Михаилом Охендовским, так и с его заместителем Жанной Усенко-Черной, не желающими вообще проводить какие бы то ни было выборы в объединенных громадах. Я несколько раз встречался с ними, но всегда безрезультатно. И только когда главе ЦИК позвонил премьер-министр, когда к нему обратились депутаты и общественность, он согласился назначить первые выборы. Но только не в громадах, которые принадлежат к разным районам. Тут он отказал наотрез.

Теперь, когда Верховная Рада приняла соответствующий закон, члены ЦИК пишут на своих Facebook-страницах об отсутствии денег на выборы.

— Сейчас все свободные средства правительства направлены на проведение выборов 30 апреля, которые пройдут в 47 объединенных громадах. Далее нам нужно вносить изменения в бюджет. Думаю, что это произойдет после 1 июля. Но деньги в любом случае найдем. Мы имеем право на них хотя бы потому, что вместо100 млн грн, согласно нашему бюджетному запросу, мы получили от Министерства финансов только 50 млн грн.