Дефицит вагонов и локомотивной тяги – давняя проблема «Укрзализныци», решением которой занимается уже не первое поколение управленцев компании. Но если с локомотивами ситуация осложнена высокой стоимостью и специфическими требованиями к технике, то с вагонами, казалось бы, все должно быть относительно просто. Однако, каждый год с наступлением сезона сбора зерновых, дефицит ощущается все острее, а позитивной динамики в решении вопроса не наблюдается.
С целью преодоления трудностей с задействованием минимального количества инвестиций, менеджмент "Укрзализныци" предложил очень интересную, но сырую схему закупки новых вагонов. Предполагается покупка в лизинг, но, фактически, за деньги грузоотправителей при посредничестве специализированной лизинговой компании. Механизм должен работать по следующему сценарию:
- Заинтересованное лицо покупает вагоны и предоставляет их в товарный кредит лизинговой компании;
- Фирма передает предметы лизинга "Укрзализныци" в залог, согласно положениям договора;
- УЗ платит лизинговой компании, которая, в свою очередь, выплачивает деньги владельцу вагонов;
- По завершении выплат, "Укрзализныця" выкупает (получает в собственность) вагоны и может распоряжаться ими по своему усмотрению.
На данном этапе речь идет о закупке зерновозов, но планы УЗ грандиозны. Предприятие надеется в перспективе создать собственную лизинговую компанию и обновить парк на десять тысяч вагонов, чтобы обеспечить нормальные условия для всех видов грузов, будь то стандартные или негабаритные перевозки, сыпучие, наливные грузы, "скоропорт" и т.д.
Описанная схема удобна железнодорожному монополисту, поскольку позволяет инвестировать в транспортный парк постепенно, но быстро получить в пользование огромное количество новых вагонов. Однако, специалисты УЗ только сформулировали мысль и не дали точного описания процедуры, не раскрыли выгоды для бизнеса, что породило у проекта массу сторонников и противников. Причем оба лагеря численны.
Плюсы и минусы государственно-частного партнерства с УЗ – мысли вслух.
Представители многих известных грузовладельцев выступили против инициативы, поскольку не получили ответы на несколько важных вопросов:
- Каков срок возврата инвестиций?
- Возможна ли ситуация, в которой вагоны не будут поданы фактическому владельцу?
- Почему УЗ не предлагает снижение стоимости перевозки для "спонсоров"?
- По какой причине "Укрзализныця" не предлагает подобный механизм для закупки локомотивной тяги, дефицит которой ощущается еще острее?
Если по последнему вопросу комментариев специалистов найти не удалось, то ответы, пусть и не точные, на все остальные, кажется, есть у менеджмента УЗ.
Так, по просчетам финансистов предприятия, срок окупаемости вагонов варьируется от пяти до семи лет. Соответственно, таков срок возврата инвестиций. С коррупцией в "Укрзализныце" развернута серьезная борьба, поэтому риски, связанные с нечестным распределением вагонного парка постепенно снижаются. А вот тарифы уменьшаться не будут. Такое решение в УЗ объясняют банальной привязанности "таксы" к зарегулированным тарифам и постоянным ростом расходов компании в связи с повышением цен и инфляцией.