Проректор Киевского национального университета им. Тараса Шевченко по научно-педагогической работе Владимир Бугров объяснил Фокусу, почему выпускники школ продолжают идти на филологов и юристов, а химики и биологи у них больше не в почете
КТО ОН
Проректор КНУ им. Тараса Шевченко, выпускник философского факультета КНУ
ПОЧЕМУ ОН
Представляет вуз, в который в 2017 году абитуриенты подали больше всего заявлений о поступлении, в системе образования работает более 20 лет
Абитуриенты хотят быть экономистами и юристами, несмотря на то, что рынок труда перенасыщен этими специалистами. В чем, по-вашему, основная причина?
— Самая большая беда в том, что нет системного взгляда на проблему. Отсутствие профориентации в школе создает псевдоконкурс в высшее учебное заведение. Этот псевдоконкурс оборачивается тем, что человек согласен на что угодно, лишь бы куда-то поступить. К примеру, когда я был школьником, нас водили на заводы, в райисполкомы и показывали, как работает тот или иной человек на своем месте. Сейчас же нашему бизнесу поскорее нужен работник, "вести" его со школьной скамьи никто не хочет. Работодатели говорят, что получают некачественных выпускников школ и университетов. Сами при этом практически ничего не делают, чтобы объяснить, в чем суть той или иной профессии. Должна быть система, в рамках которой родителям и школьникам рассказывали бы, мол, смотрите, через 5–7 лет будет востребована специальность по нейромаркетингу, ее вы можете освоить в таких-то вузах. А через 8 лет — другая специальность, ее преподают в таких-то вузах.
Есть мнение, что вузы заинтересованы в сохранении статус-кво, когда абитуриенты продолжают поступать на популярные специальности и за счет этого вуз выживает. Это правда?
— Вузы действительно заинтересованы в том, чтобы выжить. Ставки преподавателей финансируются в зависимости от количества студентов, и я не осуждаю коллег из других вузов. Когда-то в Украине было всего 4 юридических факультета, а теперь их больше 90. Выпускников выходит много, а качественных специалистов мало. Точно так же журналисты — было два журфака, теперь около сотни. Так часто поступают непрофильные вузы. Допустим, аграрный университет открывает юрфак. Но мы должны вернуться к пониманию, что хотя дипломы одинаковые, содержание-то их разное. Надо, чтобы студенты уяснили, что там халтурят, что им нужно качество, так как завтра придется трудоустраиваться.
Существует немало университетов, которые дают в своем роде отсрочку от взрослой жизни. Человек поступает, четыре года сидит в университете, получает диплом, и все. Не происходит ли таким образом девальвация самого понятия "высшее образование"?
"Нашему бизнесу поскорее нужен работник, "вести" его со школьной скамьи никто не хочет"
— Абсолютно согласен, мы тоже говорим о том, что идет девальвация образования. Мы общаемся с работодателями. Проводя отбор даже среди наших студентов, они указывают на недостатки. Изучив их мнение, потребности, меняем образовательные программы. Вместе с тем мы не можем закрыть чужой вуз, это функция государственных институций. Обществу мы объясняем, в чем отличие качественного образования от некачественного.
Если Минобразования закроет ряд региональных вузов, это пойдет на пользу?
— Нужно не закрывать, а создавать условия для объединения усилий, укрупнения вузов. Весь мир движется по пути концентрации ресурсов. В Германии университеты в одном городе объединяются, потому что, аккумулируя ресурсы, они становятся более конкурентными на рынке образования и труда. Наше Минобразования делает при помощи существующей системы отбора (абитуриентов. — Фокус) очень умный шаг. Автоматизированное распределение подталкивает вузы к работе по анализу образовательных программ, их конкурентности. Подталкивает к объединению тех, кто не очень конкурентен, потому что к ним не идут абитуриенты.
Если после школы человек не пойдет в вуз, а отправится на рынок труда за опытом, параллельно получая образование в другой форме, — он, по-вашему, конкурентоспособный?
— Опыт всегда единичен, тогда как знания являются обобщенными, дают понимание алгоритмов решения задач. Нужно соединять эти две составляющие — получать общие знания и потом апробировать их на конкретной ситуации.
Образование — не только трансляция знаний, это также социальная среда, отношения между преподавателями и студентами. Это красочно показано в фильмах про американские студенческие братства. А ведь так и в жизни. Когда я еду в другой город Украины, я всегда звоню сокурснику, чтобы встретиться, потому что есть точки соприкосновения. Образование — в том числе и социальная коммуникация.
Есть ли взаимосвязь между рынками труда и вузами?
— Таких связей множество. Мы работаем с большим и средним бизнесом. Но отсутствие системного подхода бьет по всем. Сегодня мы имеем саморегулируемый рынок только в сфере IT. Вот здесь уже складывается нормальная ситуация, хотя коллизий тоже предостаточно. На вручении студенческих билетов руководитель одной фирмы сказал студентам, мол, программируйте с самого начала, не отвлекайтесь на алгоритмы, математику и т. д. А потом встает руководитель исследовательского центра "Самсунг", наш выпускник, и заявляет: "Я вас призываю с самого начала изучать математику и алгоритмы, потому что при изменении языков программирования это всегда вам пригодится".
"Образование — в том числе и социальная коммуникация"
Второй вопрос — а много ли я знаю программистов в возрасте старше 40 лет? Нет. Потому что это динамичная отрасль, где есть понятие выгорания. Человек должен настолько быстро идти за технологиями, что после 40 волей-неволей выбирает что-то более спокойное: сервис или менеджмент. Это как в спорте, где нельзя все время держаться наверху.
Как думаете, в ближайшие лет пять картина по самым популярным специальностям изменится?
— Боюсь, что нет. Эту картину соотношения тех, кто идет на популярные и естественнонаучные специальности, мы наблюдаем на протяжении последних 15 лет. Проблема возникает со школьной скамьи. Чтобы человек ориентировался на химию, физику или биологию, в школе нужны хорошие лаборатории.
Об избытке гуманитариев на рынке труда говорят постоянно, но это никого не останавливает. Возможно, туда идут те, кто сознательно понимает, что это им не пригодится?
— Первокурсники (философского факультета. — Фокус) мне абсолютно спокойно говорят, что пришли сюда за качественными знаниями, а кем они будут дальше — профессионально займутся философией или чем-то другим, — время покажет. Точно так и после юридического факультета необязательно становиться юристом. Мы не должны зацикливаться на привязке между образованием и профессией. Сегодня образование возвращается к тому, каким оно было в XIX веке, по крайней мере на уровне бакалавриата. Оно должно быть достаточно широким, чтобы человек мог адаптироваться.
Входящий в систему высшего образования абитуриент не видит себя на выходе. Задача высшего учебного заведения провести человека по этому пути. А уже общество и работодатели должны показать, что такое перспектива, как быть успешным, как себя реализовать и что такое качественное образование, которое позволяет претендовать на достойную позицию и вознаграждение.