Разделы
Материалы

"Гибридная война" вступает в непредсказуемые фазы, – Горбулин

Владимир Горбулин / Фото: uacrisis.org

Следует смириться с реальностью и думать о том, как не проиграть войну в целом

Западу нужно признать, что он предстал перед вызовом со стороны наследницы СССР – Российской Федерации, которая стремится разрушить его глобальный демократический проект. Об этом говорится в статье для "ЗН" советника президента Украины, директора Национального института стратегических исследований (НИСИ) Владимира Горбулина "Какой Феникс родится из пепла мировой гибридной войны?".

"Мирового порядка, который был до 2014 года, уже не существует – сегодня мы наблюдаем его своеобразные геополитические "фантомные боли". И "болит" то, чего на самом деле нет, или, как минимум, то, что радикально изменилось. "Болят" международное право и международная стабильность, понятные нам системы геополитических координат и геоэкономических отношений, а также многое другое. Все это или уже исчезло совсем, либо вот-вот исчезнет", – говорится в статье.

По убеждению академика, с этой реальностью всем, особенно на Западе, следует смириться и думать о том, как не проиграть войну в целом, ведь ставка в этой войне – "жизнь демократической модели как таковой".

Горбулин отмечает, что пожар гибридной войны пылает все ярче, а процессы, которые она запустила, входят в новые, непредсказуемые фазы — и мир идет путем стремительных трансформаций.

Директор НИСИ также обращает внимание на то, что в каком-то смысле нынешний "тупик" евроинтеграции – от Brexit до Каталонии – возник именно из-за того, что "под влиянием геоидеологических императивов холодной войны в основу европейской интеграции были положены приоритеты исключительно военно-политические и политико-экономические, тогда как культурно-гуманитарные факторы были вынесены "за скобки" интеграционной проблематики".

"В результате внешне успешные европейский и евроатлантический проекты оказались не способными сформировать перспективные ответы вызовам терроризма и мультикультурализма, миграции и популизма. В свою очередь на подобных "недоработках" Запада все активнее и эффективнее играет Россия, "оттеняя" их в т.ч. своими внутренними "духовными скрепами" и внешней новой версией геокультурного мессианства", – заявил он.

Горбулин также подчеркивает, что интеграционные союзы, построенные за время предыдущих 50-70 лет, оказываются малоэффективными в новых условиях.

"По сути, Россия, сумев очень точечно приложить свои усилия, смогла усилить серьезные внутренние противоречия и сыграть на них. Сначала Brexit, затем события в Каталонии, готовность Шотландии вновь поднять тему референдума о независимости, заявления Венеции и Ломбардии о необходимости предоставить им больше автономии – хотя почти во всех случаях проступает участие России (часто чрезмерно преувеличенное), однако это не отменяет самого главного: текущий европейский интеграционный проект оказывается неспособным ответить на внешнюю гибридную агрессию", – утверждает директор НИСИ.

Профессор указывает на то, что важной вехой в начале противостояния Запада и США в то время стала знаменитая речь сэра Уинстона Черчилля в американском Фултоне (5 марта 1946 года): "Именно с нее, по словам Рональда Рейгана (которому выпало начать финальный бой с СССР за будущее демократического мира), и родился современный Запад".

"Речь в Фултоне зафиксировала геоисторическую макрооценку, с которой все согласились: хоть война и закончилась, Запад предстал перед вызовом со стороны Советского Союза. И этот вызов – не краткосрочное неудобство, потому что в его основе принципиальные, глубинные противоречия, которые не могут быть решены мирным сосуществованием двух систем, поскольку одна из них – антигуманная и несправедливая", – пишет Горбулин.

Он также указывает на то, что многие слова из этой речи Уинстона Черчилля как будто про нынешний день: "в настоящее время война может постичь любую страну, где бы она ни лежала между западом и востоком", "по всему миру вдалеке от границ России созданы коммунистические пятые колонны, которые действуют в полном единстве и абсолютном подчинении директивам, которые они получают из коммунистического центра"," я не верю, что Россия хочет войны – чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин", "я вынес убеждение, что они [наши российские друзья] ничего не почитают так, как силу, и ни к чему не имеют меньше уважения, чем к военной слабости".

"Как предварительный вывод можно смело констатировать, что мы со всей очевидностью подошли к моменту, когда нам нужен "новый Фултон", - подчеркивает советник президента.

Хотя и добавляет, что наши западные партнеры в данный момент все еще надеются, что не повторят ошибок 1930-х годов (которые привели сначала ко Второй мировой, а за ней – и к "холодной войне").

"Угроза в том, что сегодня модель поведения Запада – это снова модель "умиротворения". Это снова попытка "закрыть глаза" и не прибегать к жестким действиям для своей защиты", – говорит он.

"Европу может охватить крупный пожар, но именно здесь и возникает главный вопрос: будет ли это пожар радикальной транс(ре)формации или пожар, который уничтожает демократический проект в целом (чего и хочет Россия)? Именно для того, чтобы второй сценарий не был реализован агрессором, Западу и нужен "новый Фултон". Более того, вполне возможно, что именно Запад теперь требует также того, чтобы "опустить железный занавес" – чтобы защитить себя на время от внешней угрозы, перевоплотиться и вступить в новый век холодной войны действительно готовым к защите демократических ценностей", – говорится в статье.