Разделы
Материалы

Рада трудоустроить: в кризис место депутатского помощника становится особенно ценным

В кризис место депутатского помощника становится особенно ценным, ведь по этому рынку финансовые трудности не ударили. Как и раньше, здесь все зависит только от щедрости работодателя

Народный депутат – не только штатный сотрудник Верховной Рады, но и, по сути, предприятие – каждый из 450 парламентариев создает вокруг себя рабочие места. Никакой кризис не страшен помощникам украинских законодателей – людей не сокращают, зарплаты не урезают, а некоторые работодатели с мандатом даже повышают своему персоналу оклады из личных ресурсов. Но попасть в плотные ряды помощников сложно – штаты укомплектованы.

17 на четверых
"Какой смысл уменьшать количество сотрудников, если создает рабочие места государство, а не я?" – говорит Фокусу замглавы регламентного комитета бютовец Валерий Камчатный.

Такого же мнения придерживаются и другие его коллеги. Еще прошлой весной депутаты увеличили так называемый фонд заработной платы (деньги, помимо личной зарплаты, ежемесячно выделяемые каждому нардепу на организацию деятельности) с 12 тыс. до 17 тыс. грн. По идее, эта сумма должна делиться на четыре части, поскольку именно такое количество помощников-госслужащих разрешено нанимать одному парламентарию на бюджетные деньги согласно закону о статусе народного депутата. Еще 27 помощников нардеп может привлечь на общественных началах, то есть бесплатно.

"Когда кризис только начался, были разговоры о сокращении одного-двух официальных помощников, однако депутаты свои привычки менять не собираются", – вспоминает угасшую инициативу один из подчиненных депутата Верховной Рады.

– Строго говоря, и 17 тысяч гривен никогда никому не хватало. Настоящие запросы на зарплаты намного выше, – защищает интересы подопечных г-н Камчатный. – Поэтому не исключаю, что депутаты побогаче, которые ранее занимались бизнесом, доплачивают своим помощникам.

Один из нардепов рассказал Фокусу, что только своему юрисконсульту он платит за услуги 18 тысяч в месяц.

Верхний предел зарплаты устанавливает лично депутат-работодатель. Однако ее минимальный уровень зависит от ранга и выслуги лет помощника, который, кстати, автоматически с удостоверением получает и статус госслужащего. При переходе на другую работу бывший депутатский помощник получает существенную добавку к зарплате.

"В любом случае на руки помощник должен получать не менее 2300 гривен", – рассказывает замглавы регламентного комитета.

Сам Валерий Камчатный трудоустроил четырех законных помощников, двое из которых работают в Киеве, двое – в харьковской общественной приемной. Все – за 17 тыс. бюджетных гривен, поскольку, по словам депутата, он не имеет возможности им доплачивать из личного бюджета.

"Но, честно говоря, хочется больше сотрудников. Я, например, вожу машину сам, и у меня нет личного водителя. Поэтому, можно сказать, что я на этом экономлю", – отмечает депутат.

Расширять штат своих помощников за госсчет действительно не каждому депутату по силам, вернее, не каждому по рангу. Увеличивать количество своего персонала могут главы комитетов и руководство Верховной Рады.

Корочка как пистолет
Если у депутата нет ни одного человека в штате личных сотрудников, это вовсе не свидетельствует о его способности экономить государственные средства.

"Сэкономленные на помощниках средства можно перебросить на покрытие других расходов по деятельности, например, на оплату коммунальных услуг для своего офиса. Но эти деньги нардеп ни в коем случае не имеет права использовать в личных целях", – констатирует Валерий Камчатный.

Правда, Фокусу не удалось найти ни одного депутата, не имеющего помощников. Гораздо легче отыскать тех, при ком состоят десятки человек персонала.

Депутат от БЮТ Святослав Олийнык рассказал Фокусу, что сразу после вступления в статус изучил закон и понял: четырьмя сотрудниками ему никак не обойтись.

– Я опытный бюрократ, выстроил систему по принципу работы в прокуратуре. Два специалиста пишут законы и депутатские запросы, они же работают в комитете. Один человек занимается судебными делами и запросами в Генпрокуратуру. Еще один – мониторит информацию. Особое место занимает работа в моем округе в Днепропетровске. Там работают 2 человека и по 3 в каждом районе. В главном офисе, что интересно, у меня трудятся только мужчины, женщины не прижились, – шутит нардеп. – И ни о какой экономии в период кризиса речи не идет – я вынужден увеличить зарплаты своим сотрудникам.

По словам г-на Олийныка, помимо того, что ему выделяет государство на обеспечение депутатской деятельности, он из своего кармана выкладывает 10–20 тыс. долларов в месяц, из них 10 тыс. идет на зарплаты сотрудникам, в том числе личному водителю. Правда, откуда такие доходы, народный депутат не уточняет.

Однако, судя по рассказам людей, приближенных к народным избранникам, не все они готовы доплачивать зарплаты из собственного кармана.

– Щедрых депутатов очень мало, – признается одна из помощниц парламентария, которая сменила несколько работодателей-нардепов. – Или если уж они платят деньги, то за каждый доллар изматывают все нервы.

Многих из тех, кто годами не за страх, а за совесть трудится у народного избранника, как правило, греет мысль о том, чтобы самому когда-то занять это место.

Регионалка Елена Бондаренко раньше сама была штатной помощницей народного депутата от Партии регионов Бориса Колесникова. Вспоминает, что зарабатывала тогда 1200 грн. Теперь у народной избранницы четыре собственных помощника. "Один – в моем округе и три в Киеве – они занимаются перепиской, законодательной деятельностью и фракционными делами", – рассказывает г-жа Бондаренко.

Помимо такого узаконенного сосуществования депутата и его персонала встречаются в Верховной Раде и совсем экзотические варианты – когда, например, помощника одалживают в постоянное пользование другому нардепу.

Фокусу рассказали и иные примеры – о квалифицированных кадрах, которые работают удаленно, но не менее качественно, и стряпают парламентариям законопроекты. Причем депутат не платит им ни копейки. Расчет идет по бартеру – депутат лоббирует интересы бизнесмена в Верховной Раде, а он, в свою очередь, частично компенсирует такую услугу заработной платой для помощника.

– Это при том, что есть масса народа, готового работать на депутатов и вовсе без зарплаты, за корочку, – рассказывает Фокусу помощник известного парламентария. – С помощью этого удостоверения они добывают себе больше денег, чем могли бы заработать официально. Устраивают, например, встречи с нардепом, получая от этого процент. В общем, как в известном анекдоте про милиционера, который, получив пистолет, за зарплатой уже не приходил.