Разделы
Материалы

В депутаты любой ценой. Как пройдут выборы по новому Избирательному кодексу

Диана Давитян
Фото: Getty Images

Фокус разобрался, как будут проходить следующие выборы, если Избирательный кодекс примут во втором чтении

"Ура! Еще не победа, но серьезный шаг вперед", — написал на своей странице в Facebook Леонид Емец ("Народный фронт") после принятия в первом чтении проекта нового Избирательного кодекса. Он, его коллега из Блока Петра Порошенко Александр Черненко и спикер парламента Андрей Парубий являются авторами кодекса. Свой проект депутаты зарегистрировали еще в октябре 2015-го, но к его рассмотрению Верховная Рада приступила только теперь. Да и то в день голосования поддержка депутатами законопроекта стала сюрпризом. Причем не только для авторов документа, но и для большинства парламентариев, в том числе для тех, кто проголосовал за. "Поддержавшие проект кодекса хотели выглядеть красиво в глазах своих избирателей. Они нажали "за", надеясь, что голосов не хватит. Это был пиар-ход", — объясняет Фокусу Леонид Емец. В итоге депутаты, сами того не ожидая, набрали нужные для принятия законопроекта голоса — ровно 226, как в аптеке.

"Это голосование было ошибкой, потому что поддержки у такого закона в парламенте нет", — говорит Валерий Писаренко, депутат от группы "Видродження". Писаренко — автор альтернативного избирательного кодекса, который в день голосования поддержали 102 парламентария. Его вариант, как и проголосованный, преду­сматривает введение открытых партийных списков на выборах. "Депутатами станут наиболее рейтинговые кандидаты от партий, преодолевших проходной барьер. Результаты выборов Центральная избирательная комиссия будет устанавливать в четыре шага, исходя из рейтинга кандидата и партии в регионе, а также в масштабах всей Украины", — говорит Писаренко.

Гудбай, мажоритарка

Главное изменение, которое предлагается в проголосованном варианте кодекса, — отмена мажоритарной избирательной системы. Вместо нее депутаты хотят ввести голосование по открытым партийным спискам. "Это ударит по власти, которая потеряет контроль над процессом", — уверен Емец. По его словам, то, в каком порядке будут стоять кандидаты в списках, станут решать сами избиратели, а не партийные руководители. "Закон полностью убирает коррупционную составляющую по мажоритарке. Теперь купить избирателя за лавочку, гречку или просто за деньги станет невозможно. Исчезает коррупция и в партийной системе, ведь покупка места в списке теряет смысл", — убежден депутат.

Отмену мажоритарки и открытые партийные списки поддерживают западные союзники Украины

На практике осуществить задуманное несложно. Если парламентарии поддержат законопроект во втором чтении, то уже на ближайших выборах в Верховную Раду система заработает так: территорию Украины разделят на 27 региональных округов по областям, кроме Киева, Днепра и Южного округа, куда войдут Херсонская область, АР Крым и Севастополь. В каждом из них партии предлагают свои списки кандидатов. Во время выборов вы получаете два бюллетеня: первым голосуете за партию, вторым — за кандидата от этой партии, которого хотите видеть в парламенте. При этом отдавать или нет голос за конкретного кандидата — дело добровольное, если оставить бюллетень незаполненным, голос уйдет выбранной вами партии. "Идея очень простая: человек голосует за партию, которая впоследствии будет нести ответственность за действия своих депутатов. Параллельно избиратель сможет выбрать кандидата, которого хочет видеть депутатом от этой партии. Например, я проголосовал за "Самопомич" и за Острикову, чтобы она была депутатом из моей области в этой партии", — разъясняет Фокусу Егор Соболев, депутат от "Самопомочи".

Непростые вычисления

Сложнее работает схема распределения голосов, несмотря на то, что проходной барьер снизили с 5% до 4%. Для начала Центральная избирательная комиссия вычисляет количество голосов, необходимое для получения одного мандата. Затем сумму голосов, отданных за партию в каждом региональном округе, делят на эту квоту, тем самым определяя численность кандидатов, проходящих в парламент от этой партии.

Если кандидату не хватает 5–10 голосов до нормы, необходимой для попадания в парламент, депутатом он не становится. Зато его голоса переходят партии. После этого ЦИК снова пересчитывает голоса партий и делит их на количество кандидатов, которые выигрывают выборы. Только теперь в ВР проходят кандидаты не из региональных, а из общенациональных списков. Их партии сформируют отдельно на случай, если их представители из регионов не наберут необходимого количества голосов, а сама политсила в масштабах страны преодолеет 4-процентный барьер.

Противники такого подхода считают, что эта система усложнит процедуру выборов, из-за чего люди перестанут на них ходить. "Опять нет никакой альтернативы метровым рулонам бумаги с сотнями названий партий и фамилиями кандидатов. Более того, вместо привычной и понятной всем "галочки" нужно вписать цифру. В одну графу — номер партии, а во вторую — номер кандидата от партии. В реальности окажется, что у половины избирателей почерк непонятный, кто-то номер забудет или цифру перепутает. И мы снова увидим в Верховной Раде тех, за кого люди не голосовали, — секретарей, охранников, родственников политиков и кнопкодавов", — считает автор альтернативного избирательного кодекса Валерий Писаренко.

Впрочем, Леонид Емец успокаивает, мол, как только кодекс станет законом, парламентарии запустят масштабную разъяснительную кампанию для людей. Пока же, говорит он, нужно сосредоточиться на принятии документа в целом.

Второго шанса не будет

Новая система может усложнить процедуру выборов, из-за чего люди перестанут на них ходить

Вероятность, что законопроект пройдет второе чтение, ничтожно мала. В этом единодушны опрошенные Фокусом депутаты, утверждающие, что во второй раз наобум за этот закон голосовать никто не будет. "Думаю, во втором чтении голосов не найдется, потому что мажоритарщики давным-давно подкупили свои округа через государственный ресурс, который им выделяется. Этим людям абсолютно невыгодны новые изменения в избирательной системе, ведь тогда они не попадут в парламент", — объясняет Фокусу Сергей Евтушок, народный депутат от "Батькивщины".

А вот Соболев убежден, что протолкнуть законопроект в первом чтении удалось благодаря поддержке людей, которые пришли под стены ВР и требовали принять Избирательный кодекс. "Люди должны понять, что правила выборов, депутатская неприкосновенность, референдумы, декларации чиновников — это их инструменты управления государством, которые им даются, чтобы они были не рабами, а гражданами, управляющими своим государством", — говорит депутат.

Если влияние толпы у Рады на депутатов действительно было, то для принятия законопроекта во втором чтении активистам придется приложить значительно больше усилий. "Пусть люди идут в приемные депутатов, приходят к парламенту, пусть журналисты включаются в освещение этого вопроса. По сути, это один из ключевых законов, от которого зависит будущее нашего государства. Или мы делаем качественно новым украинский парламент, или же все остается таким, как сейчас", — говорит Леонид Емец.

Сдержанного оптимизма к подготовке законопроекта ко второму чтению добавляет то, что отмену мажоритарки и открытые списки поддерживают западные союзники Украины. Представительство ЕС в нашей стране моментально отреагировало на принятие проекта нового избирательного кодекса в первом чтении. "Это очень хорошая новость после длительного периода застоя на этом фронте. Избирательный кодекс, который сейчас рассматривается Радой, является хорошей основой для реформирования избирательной системы страны. Призываем всех депутатов, в частности проевропейских, к завершению работы над этой ключевой реформой и принятию до конца этого года согласованного и сбалансированного Избирательного кодекса", — отмечают в ЕС. Прислушаются ли украинские парламентарии к мнению Евросоюза, станет понятно уже на следующей пленарной неделе, когда авторы кодекса планируют представить документ ко второму чтению.