На удивление, самый громкий политический процесс года пока обходится без особых скандалов
"Признать отсутствие предусмотренных законом оснований для задержания 22 марта 2018 года Савченко Н.В. и освободить ее из-под стражи в зале суда", - эти слова судьи Сидорова группа поддержки Надежды Савченко встретила аплодисментами и громкими криками "ура!" Но радость была недолгой – вскоре выяснилось, что никто Савченко отпускать не собирается, а "освобождение из-под стражи" было формальностью, техническим решением, из-за того что в четверг ее задержали с нарушениями.
Несмотря на то, что Савченко продолжает уверять, что ее действия "одобряют 98% украинцев", поддержать ее в Шевченковский суд столицы пришли лишь пару десятков человек в основном старшего возраста.
Савченко продолжает уверять, что ее действия "одобряют 98% украинцев"
В ожидании начала суда один из них пытался прорваться в зал, куда пускают только журналистов, со словами "Я предоставлю документальные доказательства, кто в стране на самом деле террорист!" Другой наседал на полицию с упреками: "Как вы можете служить патриоту Армении Авакяну?!" Правоохранителей было немало, несколько автобусов, но ни одного инцидента в суде за целый день так и не случилось.
Сама Савченко, проведя ночь в СИЗО, выглядела бодро и вела себя довольно дерзко. Пока не началось заседание, она выступила с короткой речью ("Пока у нас при власти такие люди, патриоты будут сидеть в тюрьме!", "Как я провела ночь в СИЗО? Здесь хуже, чем у врага!.." и т. д.), потом пригласила журналистов задавать вопросы.
- Как вы относитесь к тому, что "Батькивщина", первым номером которой вы были на выборах, тоже проголосовала за ваш арест? – спросил один из них.
- А вы как проголосовали на выборах? – ответила Савченко своим вопросом.
- Как вы вообще попали в "Батькивщину"?
- А вот так, как вы за нее голосовали.
Подобный обмен репликами продолжался несколько минут.
Первое ходатайство от защиты Савченко – выпустить ее из прозрачной клетки и разрешить сидеть на лавке со своими адвокатами. Суд думал минут двадцать и согласился.
Прокуратура заявила главное ходатайство – об избрании Савченко меры пресечения в виде ареста. Основные мотивы – тяжесть совершенных ею преступлений, владение оружием и возможность уничтожить вещдоки, находясь на свободе. Кроме того, прокурор в очередной раз за последние дни перечислил подробности всех преступлений, которые, по его словам, совершила и намеревалась совершить Савченко, от перевозки оружия до обстрела Рады из минометов.
Савченко ответила, что "ДНР" и "ЛНР" не являются террористическими организациями, "это просто оккупированные территории, на которых проживают люди", далее опять рассказала о том, как игралась с украинскими спецслужбами и "создавала сюрреализм".
Почти все выступление Савченко сводилось к набору лозунгов, потому не все сразу поняли, что она решила объявить голодовку: "Если я останусь в тюрьме, я еще раз докажу народу Украины, что такое герой. Я выхожу на голодовку с сегодняшнего дня". Ее группа поддержки, которая вместе с частью журналистов разместилась в отдельном помещении и следила за происходящим в зале суда по телетрансляции, неистово аплодировала каждой третьей фразе своего кумира.
Адвокаты Савченко, в свою очередь, напирали на то, что в тексте врученного их клиентке подозрения есть масса правовых ошибок и логических нестыковок. Например, Виктор Чевгуз повторил тезис о том, что "ДНР" и "ЛНР" официально так и не признаны Украиной террористическими организациями. Дмитрий Бугай заявил, что изложенный прокуратурой план теракта в Раде априори нереален. А третий адвокат, Олег Соловей, и вовсе назвал Савченко "спартанцем, который не боится, а лишь спрашивает: сколько врагов?" Также защита напирала на то, что видеозаписи, которые в четверг транслировали в зале ВР, добыты незаконно – Савченко является народным депутатом, потому ее нельзя было скрытно снимать.
Адвокаты попробуют доказать, что сотрудники спецслужб сами пытались спровоцировать Савченко на военный переворот
Общая стратегия защиты понемногу вырисовывается – помимо генеральной линии о "создании сюрреализма", это еще и попытки обесценить доказательства следствия как собранные с нарушением закона и доказать, что сотрудники спецслужб, участвовавшие в операции, сами пытались спровоцировать Савченко на военный переворот.
Адвокаты в своих выступлениях делали непривычно сильный акцент на эмоции, но в то же время не стали прибегать к обычной для подобных ВИП-процессов тактике постоянного изматывания прокуратуры и суда с помощью бесчисленных ходатайств об их отводе и т. д. Савченко же была привычно резкой – и после очередной жаркой дискуссии с прокурорами на весь зал назвала одного из них "долбо*бом".
В совещательной комнате судья провел три часа. В это время сторонники Савченко беседовали друг с другом. Круг тем был очень широк: от возврата Крыма и Донбасса (которые Янукович, как оказалось, дал Путину в залог в обмен на кредит), обсуждения роли евреев в украинской политике и деле Савченко, до будущего Второго Пришествия и убийства Кеннеди (которого, оказывается, убили в отместку за Карибский кризис).
Савченко вернулась в зал раньше судьи – и опять выступила с речью. "На самом деле, депутаты испугались не терактов, а того, что я сказала, что депутаты должны выбираться и отзываться народом", - уверяла она. Кроме того, Савченко обратилась к Путину с призывом освободить украинских пленных, причислив его к "демократическим политикам", но позже употребив уже слово "диктатор".
Свое решение судья оглашал более часа, итог предсказуем – следующие два месяца Надежда Савченко проведет за решеткой (хотя защита уже в понедельник подаст апелляцию). Но из политической жизни страны она вряд ли исчезнет, особенно с учетом объявленной голодовки.