Разделы
Материалы

Кто посчитает чужие деньги. В конкурсе законопроектов о финансовой полиции — три проекта на одно место

Максим Мухин
ukranews.com

4 апреля на сайте Верховной Рады был опубликован законопроект о правовых основах организации и деятельности финансовой полиции. Это уже третий документ подобного рода, предлагающий создать единый орган борьбы с финансовыми преступлениями

Авторами последнего законопроекта стали группа народных депутатов во главе с Татьяной Остриковой ("Самопомич"). Еще два законопроекта о Национальном бюро финансовой безопасности (НБФБ) зарегистрировали группа депутатов во главе с Андреем Журжием ("Самопомич") и председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина (Блок Петра Порошенко). Аппарат Верховной Рады отметил проект Южаниной как основной, два других — как альтернативные.

Новый орган финансовых расследований должен заменить налоговую милицию, которую "случайно" ликвидировал парламент

Создание отдельного органа финансовых расследований — один из пунктов коалиционного соглашения. О его необходимости политики стали говорить в 2014 году, после ликвидации Министерства доходов и сборов. В том же году правительство Арсения Яценюка направило в парламент проект закона о службе финансовых расследований. Планировалось, что новое ведомство объединит в себе полномочия налоговой милиции, Министерства внутренних дел и Службы безопасности по вопросам экономических преступлений. Документ был подвергнут критике членами профильного парламентского комитета и затем отозван. Следующую попытку предприняли депутаты Верховной Рады VIII созыва в 2016 году. Законопроект о создании финансовой полиции был зарегистрирован группой народных депутатов в основном из состава фракций, входящих в коалицию. Исключением можно назвать "Батькивщину". В марте 2018 года документ был включен в повестку восьмой сессии, но до сих пор не рассматривался комитетами.

Что это такое

Новый орган финансовых расследований должен заменить налоговую милицию, которую "случайно" ликвидировал парламент. Напомним: принимая Налоговый кодекс на 2017 год, народные депутаты по технической ошибке исключили из документа раздел о налоговой милиции. В феврале 2017-го, во избежание юридической коллизии, председатель профильного комитета Южанина предложила парламенту вернуть полномочия налоговой милиции до принятия закона о службе финрасследований. Предлагаемые поправки были включены в проект закона о налогообложении наследства.

Министр финансов Александр Данилюк на своей странице в Facebook призвал тогда депутатов не поддерживать данную инициативу.
"Если парламент поддержит эти изменения, орган, который годами "кошмарил" бизнес, будет вновь легитимизирован", — пишет министр, уточняя, что законопроект о финансовой полиции будет доработан в скором времени.

Южанина на своей странице в Facebook усомнилась, что документ будет оперативно подготовлен, поскольку есть разные мнения о стадии его готовности. "По данным министра финансов, он был почти на стадии регистрации в Верховной Раде, но буквально вчера поступила информация о том, что Кабинет министров создал рабочую группу для подготовки законопроекта о финансовой полиции (или службе финансовых расследований)", — пишет Южанина.

При рассмотрении документа в сессионном зале между ними возникла перепалка.

Между тем законопроект о налогообложении наследства был принят без поправок Южаниной. В марте Кабинет министров поддержал законопроект Министерства финансов о создании службы финансовых расследований. Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что будет просить парламент поддержать документ после того, как он будет одобрен Национальным советом реформ при президенте (совещательный орган с рекомендательными функциями. — Фокус).

Законопроект был возвращен на доработку, поскольку не учитывал позиции МВД, не показывал аналитической работы будущего органа, не обсуждался с общественностью.

Во время ежегодного послания к парламенту осенью прошлого года президент Петр Порошенко подчеркнул, что вопрос создания службы финансовых расследований (СФР) давно перезрел. Создаваемый орган должен заняться аналитической работой, а не давлением на бизнес, считает глава государства. "Конечно, новая служба должна иметь весь спектр полномочий для противодействия экономической преступности. Как правоохранительный орган демократического общества СФР будет полностью независимым в своей деятельности, но будет находиться под полным парламентским контролем", — утверждал Порошенко.
В итоге глава государства поручил Южаниной разработать соответствующий законопроект.

Три варианта

Предлагаемый Южаниной проект наделяет будущее НБФБ правом борьбы с уклонением от уплаты налогов и контрабандой, а также расследованием дел о хищении государственных средств. Проверки бизнеса возможны только в случае установления фактов неуплаты части налогов. Структура имеет свое силовое подразделение, подотчетна парламенту. Директор бюро назначается и увольняется президентом. Председателя бюро должна выбирать конкурсная комиссия, в состав которой входит по три человека от Верховной Рады, Кабмина и президента. Треть от общей численности парламента может рекомендовать президенту уволить директора НБФБ. В документе не говорится о ликвидации экономических структур СБУ и МВД. Но, по словам Южаниной, эти вопросы необходимо решать путем внесения изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Планируемая численность будущей структуры — до четырех тысяч сотрудников.

В альтернативных законопроектах будущий орган предлагается наделить исключительно аналитическими функциями без силовых структур. Руководство будет назначать правительство по рекомендации министра финансов. Кандидаты проходят отбор конкурсной комиссии из девяти человек. В варианте финансовой полиции Остриковой: по три от общественного совета при созданном органе, Кабмина и экспертов международных организаций по вопросам борьбы с нелегальными финансами. В проекте Журжия — три члена общественного совета, по одному от двух профильных комитетов Рады, министра финансов, агентства госслужбы, съезда адвокатов и всеукраинской конференции прокуроров. Предельная численность служащих НБФБ в проекте Журжия — до 3 тыс., в проекте Остриковой — до 1,5 тыс.

Следует отметить, что проект Южаниной зарегистрирован в Раде 19 марта 2018 года. Альтернативный проект Журжия появился на следующий день после поста на Facebook народного депутата Мустафы Найема (БПП), в котором он критикует инициативу главы профильного комитета.

Два начала

"Мы писали свою модель НБФБ, учитывая европейский опыт, по которому уже прошли Литва и Румыния. Директора назначает президент — это говорит, что бюро будет удалено от исполнительной власти, то есть сможет проверять работу министерств и министров. Это своего рода финансовое Национальное антикоррупционное бюро. Коллеги писали свой проект как замену налоговой милиции, мы же пошли дальше — решили перескочить этот этап и создать единый орган, который будет работать на аналитических данных", — поясняет Фокусу свою идею Южанина.

"Бюро будет удалено от исполнительной власти, то есть сможет проверять работу министерств и министров"

В свою очередь, народный депутат Журжий отметил, что за основу его законопроекта был взят документ, который разрабатывал министр финансов в 2017 году. "Там было много доработок, но основу мы взяли из того проекта, приняв во внимание замечания Нацсовета реформ", — говорит Фокусу народный депутат.

По словам народного депутата Остриковой, законопроекта, разработанного Министерством финансов, не существовало. Документ на самом деле был ее инициативой, с незначительными правками министра. "В 2016 году я зарегистрировала законопроект о финполиции. В то же время ко мне обратился министр Данилюк с предложением поспособствовать с его продвижением в Раде. Напомню, что фракция "Самопомич" тогда уже ушла в оппозицию, надеяться на поддержку коалиции было смешно. В министерстве поменяли названия органа на Службу финрасследований, поменяли состав конкурсной комиссии по отбору руководства будущего ведомства. Также прописали должность министра, не уточнив какого, который должен координировать работу службы. В моем случае был указан министр финансов", — рассказывает Фокусу Острикова. Она отмечает, что проект Журжия, по сути, является проектом, который был передан в Министерство финансов.

"Поняв, что это предприятие безнадежно, я в течение двух лет собирала выводы от СБУ, МВД, Кабмина, профильных юристов и экспертов. В результате был написан новый законопроект о финполиции, в котором были учтены все положительные инициативы Южаниной. Мы предлагаем, чтобы финполиция была центральным органом исполнительной власти, но без силового блока. Это исключит попытки влияния на силовиков разными органами власти. Мы приняли во внимание решение Конституционного суда, что полномочия президента нельзя расширять более, чем это указано в Основном Законе", — рассказывает Острикова.

"Мы приняли во внимание решение Конституционного суда, что полномочия президента нельзя расширять более, чем это указано в Основном Законе"

На просьбу Фокуса дать комментарий по поводу законопроекта Остриковой о финансовой полиции Южанина ответила отказом, мотивируя это тем, что еще не до конца изучила документ. Но депутат отметила, что присутствует "конфликт интересов" с альтернативным проектом Журжия.

"У нас конфликт интересов с РПР (Реанимационный пакет реформ. — Фокус), у них грант на этот проект, деньги заплачены за то, что писали для Данилюка. Мы же писали свой документ сами и бесплатно. Поэтому сейчас многие эксперты активно критикуют наши предложения. Мы уже три недели пытаемся разъяснить, донести наши инициативы до общественности и бизнеса", — утверждает Южанина.

Ходят слухи

С прошлого года время от времени всплывают слухи о возможной отставке министра финансов Александра Данилюка. В июле 2017 года Печерский районный суд Киева обязал Генеральную прокуратуру открыть против министра уголовное производство по факту уклонения от уплаты налогов. В сентябре производство было закрыто "ввиду отсутствия состава уголовного правонарушения". Сразу несколько депутатов из фракции "Народного фронта" off record говорили Фокусу, что законопроект Южаниной о НБФБ — это еще одна попытка указать на непрофессионализм министра. Конфликт между политиками давно перешел в публичную плоскость.

"Вспомните, как летом прошлого года Журжий показывал письмо членов комитета Южаниной к премьеру Гройсману с обвинением Данилюка в непрофессионализме. Понаблюдайте за интервью Южаниной, она редко упускает возможность "укусить" министра. Конфликт начался не с поправок о налоговой милиции, а после голосования о НДС-облигациях, которые она готовила. Тогда в сессионном зале Гройсман по совету Данилюка высказался против них, в итоге их провалили", — делится своим мнением собеседник Фокуса.
"Южанину называют близкой к Игорю Кононенко (заместитель председателя фракции БПП. — Фокус). В свою очередь, Данилюку покровительствует Гройсман, он ему полностью доверяет", — объясняет Фокусу депутат, пожелавший остаться не названным.

"Южанину называют близкой к Игорю Кононенко. В свою очередь, Данилюку покровительствует Гройсман"

Несколько дней назад парламентский фотокорреспондент Богдан Бортаков разместил у себя на Facebook фотографию переписки в корпоративном чате одного из народных депутатов. В ней собеседники обсуждают вопрос неучастия в голосовании за законопроекты, поданные Министерством финансов.

О конфликте с Данилюком Южанина говорить отказывается. Она рассчитывает, что законопроект о НБФБ будет рассмотрен и принят до конца года. "У нас есть поддержка половины фракции БПП и "Народного фронта". Еще половина внефракционных высказывается в его поддержку. Закон нужно принимать в этом году, поскольку орган заработает только через девять месяцев", — говорит она Фокусу.

Правда, существует вероятность, что документ могут отложить до выборов. Все три объемных документа могут зависнуть в профильном комитете — по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности.