Анастасия Белоус: "Настоящий профессионал определяется не количеством успешных проектов, а тем, сколько раз он сумел подняться после неудач"
Анастасия Белоус — топ-менеджер в сфере управления, развития и продвижения бизнеса. Уникальный набор знаний, профессиональных навыков и более чем десятилетний опыт помогли Анастасии основать и успешно вывести на рынок более 35 сервисов, платформ и продуктов для разных индустрий. Наиболее известные из них — dating, social media, wearables, medicine и marketing
Доверяя ей свою судьбу, крупнейшие мировые компании полагались на экспертизу Анастасии. Залогом их успеха стал именно ее профессионализм. Это крупные компании США, Германии, Шотландии, Австралии, Украины. Проекты, которыми руководила Анастасия (такие как СОО в компании TN Labs, Noosphere Ventures), стали многомиллионными, прибыльными стартапами и компаниями. Она является почетным приглашенным экспертом на The European Summit (Испания, Португалия, Чехия), Collision Conference (США), Webmaster Access conference (Нидерланды) и Affiliate World (Таиланд и США). На этих и других мероприятиях Анастасия Билоус делится своей экспертизой с ведущими коллегами со всего мира.
Анастасия, кто вы по образованию?
– Я окончила Днепропетровский национальный университет по специальности "Управление персоналом и экономика предприятий". Затем по грантовой программе обучалась логистике в Германии. Моей специализацией было администрирование транспортных узлов. Это довольно интересно, но в моей жизни особо не пригодилось. Третье образование — Master of Business Administration, которое я получала в Украине.
В принципе все эти специальности востребованы. Каким было ваше становление как профессионала в своей сфере?
– Вы правы. Экономисты, менеджеры, управленцы востребованы в любой сфере. А для меня все срослось довольно необычно. Сначала я попала на стажировку в США в огромный гостинично-ресторанный комплекс с развитой развлекательной инфраструктурой. Туда я поехала для офлайн-маркетинга. Онлайн-маркетинг как таковой тогда отсутствовал, он только начинал появляться. Использовались уличные баннеры, наклейки на транспорте, листовки, плакаты и т. д. Я попросила у руководства бюджет на развитие онлайн-маркетинга. Откровенно, они в это не очень верили.
Каким был ваш первый бюджет?
– На развитие онлайн-маркетинга мне выделили тысячу долларов в месяц. На тот момент это был экспериментальный проект. Передо мной не ставили определенные цели. Я сделала ставку на промоушен конкретных мероприятий, для того чтобы проследить эффективность своей деятельности. Когда после замера мы увидели, что средняя Revenue в день с этих мероприятий выросла, их посетило большее количество людей, то пришли к выводу, что онлайн-маркетинг себя оправдывает. Мы проводили различные кампании, использовали промокоды, чтобы видеть, сколько людей привлекает онлайн-маркетинг. Это работало. Однако дольше по этой визе я не могла оставаться в Америке. В то время я уже участвовала в различных форумах, где меня заметили и пригласили на должность онлайн-маркетолога в Берлин. Это был достаточно успешный стартап. И хотя я была только онлайн-маркетологом, все же хотелось вникнуть в тонкости производства проекта. Так я стала продакт-маркетинг-менеджером, который вел обе части: производство самого продукта и продвижение его продаж офлайн и онлайн. Мне все нравилось в работе, но хотелось вернуться в Украину. Тогда я получила предложение о работе в паблик-компании Cupid PLC, куда пришла в качестве менеджера, отвечающего за развитие мобайл-направления. Этого направления не было вообще в компании, и мне пришлось строить его с нуля.
Ваш старт был довольно удачным. А были ли у вас провальные проекты?
"Маркетинг и пиар способны на многое, но необходимо быть честным. От этого зависит твоя репутация"
– Безусловно. Наверное, любого успешного человека в профессиональном плане определяет не количество успешных решений или задач, а то, сколько раз он сумел подняться после неудач. В момент моего старта IT было новым направлением. Оно и сейчас развивается очень динамично. Чтобы не выпасть из потока, нужно ежедневно быть в курсе всех происходящих в этой сфере событий и новостей.
Кроме собственного опыта, были ли у вас учителя или наставники?
– Мне повезло. В жизни я сталкивалась со многими умными, способными, талантливыми людьми. Знакомилась на конференциях, где была спикером или слушателем, во время рабочих командировок, посещения фабрик и заводов, бизнес-встреч для обмена опытом и знаниями. Кроме того, моими коллегами были настоящие профессионалы. На самом деле их много. Я благодарна President at Together Networks Владимиру Левыкину, которого считаю примером и отличным советчиком по многим вопросам.
Есть ли негласные правила в вашей работе?
– Думаю, они больше общечеловеческие. Не обещать того, что нельзя сделать, не говорить о нереальных сроках, уважать других, помнить о том, что как руководитель ты ответственен за жизни, судьбы людей — не только сотрудников, но и членов их семей. В любой ситуации нужно оставаться человеком. Как тренер я преподаю в IT-школе менеджеров, желающих повысить квалификацию и дорасти до уровня руководителя. Я веду блоки, связанные с soft skills (гибкие навыки). Мы говорим о мотивации, о делегировании, о методах борьбы со стрессом и профессиональным выгоранием. Я считаю, что любой руководитель должен помнить о команде и о здоровом климате в ней. Также для меня очень важны честность и уважение к людям, с которыми работаешь, партнерам, клиентам. Продавать нужно то, что реально есть. Маркетинг и пиар способны на многое, но необходимо быть честным. От этого зависит твоя репутация.
Что можете пожелать начинающим менеджерам?
– Нужно помнить, что IT — это динамика. И если вы стремитесь вырасти в этой сфере до уровня руководителя, нужно быть активным, читать новости, слушать подкасты, встречаться с людьми, ездить на конференции слушателем, выступать, посещать школы развития, курсы, читать литературу. Одним словом, совершенствоваться, развиваться, быть в курсе всех тенденций. Лень здесь недопустима.
В чем заключается специфика вашей работы сегодня?
– На данный момент я отвечаю за сферу инноваций. Создание новых продуктов, услуг, сервисов, привлечение новых партнеров и клиентов для развития и продвижения того или иного бизнеса. Когда ко мне приходит человек, он ожидает решения своей задачи. И тогда мы начинаем обсуждать все детали и возможные пути решения, оговариваем сроки, ресурсы, финансы. Тот, кто ко мне приходит, знает, что любой вопрос будет решен. Отдельно хотелось бы сказать о качестве. Я работаю на результат, работаю качественно. Вообще в понятие "профессионализм" входит честность, соблюдение сроков, адекватная ценовая политика, глубокое понимание бизнеса клиента.
Получается, нужно быть компетентной во всех сферах деятельности ваших клиентов?
– Конечно. Работая на своей позиции, я часто сталкиваюсь с медицинскими, страховыми компаниями, банковскими учреждениями, фаундерами небольших стартапов, собственниками крупных корпораций. И каждый заказчик для меня равен, независимо от того, какую прибыль он принесет моей компании. Если делаешь свою работу качественно, любой заказчик вернется не раз.
Расскажите о вашем опыте работы с инвестициями.
– Я работала в компании Noosphere Ventures, штаб-квартира которой находится в Menlo Park (штат Калифорния). Инвестиционная деятельность велась там так: любой желающий мог подать заявку по установленному нами формату. Она попадала ко мне и обрабатывалась. Если заявка была корректной и входила в портфель наших интересов, начинался процесс дью-дилидженса, который тоже организовывала я. Это процесс включает в себя несколько блоков: операционные вопросы, маркетинг и бизнес-стратегию, финансы и статистику, технические вопросы. По каждому из блоков привлекались определенные топ-специалисты отрасли, которые являлись экспертами в сфере этого конкретного стартапа. Авторы стартапа должны были ответить на все наши вопросы, предоставить необходимую информацию. После обработки полученной информации, сбора мнений всех экспертов я должна была дать свое обоснованное заключение: рекомендую ли я к инвестиции тот или иной стартап. После глубокой детализации по каждому пункту окончательное решение принимал совет директоров. Далее я отвечала за адаптацию стартапа к нашей корпорации: юридическое оформление, введение стартапа в нашу инфраструктуру, привлечение необходимых специалистов. Потом вносила те или иные предложения для продвижения стартапа.
Вы были членом жюри в стартап-соревнованиях?
– Да, я активно и регулярно участвую в различных конкурсах и стартап-баттлах. Мне это интересно, потому что там часто можно познакомиться с потенциальными звездными идеями. Также мне нравится общаться с другими членами жюри, обмениваться опытом, знаниями. Кроме того, понимаю, что мое присутствие на подобных соревнованиях играет немаловажную роль. Чаще всего я не просто ставлю оценки, а всегда стараюсь дать обратную связь каждому участнику, объяснить, что мне понравилось, а что нет, обосновать свое мнение. Такое полезное общение с представителями жюри дороже денег.
Таким образом, вы делаете собственный вклад в украинскую инфраструктуру стартапа, помогаете развиваться этому рынку!
– Да, и не беру за это денег. Это мое волонтерское волеизъявление.
А как вы оцениваете состояние украинского стартап-рынка?
– Это интересный рынок по многим причинам. Многие наши выходцы иммигрировали в США, Голландию, Германию, Швейцарию, Австралию, Канаду. Они сейчас делают проекты там, тем не менее и сами фаундеры, и большинство технической команды находятся в Украине. Я считаю это прекрасным пиаром для Украины. Но мне бы хотелось, чтобы Украина продавала не свои "мозги", а свои продукты и сервисы, получая финансовую выгоду. Также есть специалисты, которые живут и работают в Украине, не выходя с украинскими проектами на международный рынок. Я вижу много интересных моментов. Но пока мы чаще копируем успешные идеи других стран и локализируем их, делаем более дешевыми. Они имеют право на жизнь, но это не инновации. Третьи делают что-то уникальное. Среди них Petcube, Readdle и некоторые другие. В любом случае рынок стартапов растет.
Какова, по вашему мнению, общая тенденция украинского стартапа?
"В понятие "профессионализм" входит честность, соблюдение сроков, адекватная ценовая политика, глубокое понимание бизнеса клиента"
— Среди украинских стартаперов и предпринимателей я вижу огромный дефицит знаний бизнес-стороны. Кроме создания приложения и его запуска, мало кто думает о бизнес-модели, воронке привлечения и удержания клиентов, о способах коммуникации с клиентом для улучшения продукта и т. д. На этапе формирования идеи должно быть четкое понимание маркетинг-плана, бизнес-воронки, построен драфтовый бизнес-план на год. После этого выстраивается UI/UX проекта, а далее нужно приступать к его технической реализации. К сожалению, в Украине в большинстве случаев происходит наоборот. В свое время я много ездила по университетам страны, где слушала инновационные идеи преподавателей и студентов относительно каких-то разработок. Получалось так, что практически никто не знает, как превратить идею в бизнес. Идея без маркетинг- и бизнес-стратегии — это всего лишь идея, это не проект.
Чем конкретно вы занимаетесь сейчас?
– Я занимаю должность Chief Strategy Officer в Австралийской компании New Media Services, специализирущейся на предоставлении всевозможных видов услуг. Сейчас, как и в последние годы, моя главная задача — стратегия бизнеса: куда мы хотим прийти через 5–10 лет, какие сервисы запустить, какие продукты придумать, на какие рынки выйти, найти новых клиентов, партнеров и т. д.
А куда вы лично хотите прийти? Какой видите вершину своего успеха?
– С каждым годом я ставлю перед собой новые задачи. Здесь нет никаких лимитов. Я еще не достигла своего олимпа. Однозначно мечтаю о собственном бизнесе. У меня было несколько проектов, которые удалось успешно реализовать. Все они оказались прибыльными. На данный момент собственных проектов у меня нет, но я о них задумываюсь. И, конечно, хочу продолжать работу в корпоративном мире. Планов и замыслов много. А вообще, мне кажется, выше только небо!