В ЕБРР опасаются, что избирательная кампания 2019 года замедлит экономический рост Украины. И проблема заключается вовсе не в расходах на печать бюллетеней
В обнародованном в мае 2018 года докладе Regional Economic Prospects Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) прогнозирует, что в 2018 году экономика Украины вырастет на 3%, а в 2019-м сохранится аналогичная динамика.
Однако в этом же документе эксперты ЕБРР высказывают опасения, что крупные погашения госдолга 2018–2020 годов и предстоящие выборы в 2019-м представляют существенные риски для экономического роста Украины. В этом контексте позитивная динамика в 3% скорее выглядит оптимистическим прогнозом.
Не до реформ
По всей видимости, зарубежные доноры уже не верят, что украинские власти накануне выборов дадут старт важным реформам, которые пока так и не сдвинулись с мертвой точки. Их проведение не только разблокировало бы стоящее на паузе с весны 2017 года финансирование МВФ, но и в более долгосрочной перспективе улучшило бы инвестиционный климат и стимулировало экономический рост.
"Самый большой риск — прекращение сотрудничества с МВФ, ведь предвыборный процесс может помешать реализовать важные реформы"
"Самый большой риск — прекращение сотрудничества с МВФ, — считает Мария Репко, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии (ЦЭС). — Ведь предвыборный процесс может помешать реализовать такие важные реформы, как создание антикоррупционного суда, открытие рынка земли, приведение цен на природный газ к рыночным". По ее мнению, отсутствие поддержки МВФ в сочетании с высоким внешним долгом, выплаты по которому Украине предстоит осуществить в 2019–2022 годах, негативно скажется и на бюджетной, и на валютной стабильности. Напомним, главным камнем преткновения на пути к очередному траншу МВФ стало создание антикоррупционного суда в формате, который соответствует критериям Венецианской комиссии. Если бы в стране заработал этот орган, снижение уровня коррупции обеспечило бы равные условия для всех участников бизнеса. Тогда бы инвесторы охотнее вкладывали средства в украинскую экономику, стимулируя ее рост.
Следующее "больное место" — мораторий на продажу сельхозземель. Верховная Рада продлевает его из года в год, прикрываясь популистскими лозунгами о защите "народного добра", тогда как открытие свободного рынка сельскохозяйственных земель привлекло бы в Украину многомиллиардные инвестиции и ускорило бы экономический рост.
Счастья всем
Еще одну угрозу для стабильного экономического роста таит в себе популизм, который в Украине в канун выборов расцветает пышным цветом. Как отмечает Мария Репко, в предвыборные годы может расти соблазн наращивания бюджетных расходов за счет новых долгов, ведь депутатам нужны детские площадки, отремонтированные больницы, повышение социальных выплат и праздничные подарки избирателям. В такой ситуации вместе с ростом бюджетного дефицита в экономике будут накапливаться дисбалансы.
Искусственное повышение уровня жизни, не подкрепленное экономическим ростом, вряд ли будет устойчивым
Как отмечает Егор Киян, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), в последнее время все громче звучат предложения повысить минимальную заработную плату и другие выплаты, что не соответствует экономическому росту страны.
"Предвыборный популизм может законсервировать экономические дисбалансы или усугубить их. Например, необдуманное повышение социальных стандартов обескровит бизнес и замедлит рост экономики", — анализирует возможные последствия руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий.
Гражданам обольщаться предвыборной щедростью политиков уж точно не стоит — вряд ли искусственное повышение уровня жизни, не подкрепленное экономическим ростом, будет устойчивым.
"Теоретическая возможность принятия правительством популистских решений может облегчить жизнь украинцам в краткосрочном периоде, но лечь тяжелым грузом на плечи следующего руководства страны", — предупреждает Егор Киян. То есть следствием предвыборной "раздачи слонов" может стать высокая инфляция и нехватка ресурсов в будущем, с чем новоизбранной власти придется бороться путем закручивания гаек.
Скепсис инвесторов
Справедливости ради стоит отметить, что действующая власть едва ли может посостязаться в популизме с оппозиционерами, многие из которых, по данным последних соцопросов, пользуются высоким уровнем поддержки. По данным исследования, проведенного в апреле 2018 года группой "Рейтинг", на первом месте электоральных симпатий с почти 9% поддержки находится Юлия Тимошенко, комика Владимира Зеленского и рок-певца Святослава Вакарчука готовы поддержать 6%.
Инвесторы предпочитают переждать избирательный период, чтобы более точно определить последующий вектор развития страны, но отложенные инвестиции могут означать миллиарды долларов недополученного ВВП
Президент Петр Порошенко и глава Радикальной партии Олег Ляшко могут рассчитывать на 5%.
Подобные веяния менее чем за год до президентских выборов не могут не настораживать. "Заранее неизвестно, кто победит и сохранятся ли "гарантии безопасности" для бизнеса. Разумеется, такой риск учитывается бизнесом и иностранными инвесторами, которые с определенным скепсисом относятся к гарантиям и обещаниям и становятся менее договороспособными в вопросах реструктуризации займов и предоставлении новых кредитов", — говорит Виктор Шулик, директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating.
То есть под влиянием фактора неопределенности в ближайший год бизнес-активность в стране будет находиться на минимуме, а зарубежные инвесторы и международные доноры, вероятнее всего, продолжат держать паузу. Как отмечает Егор Киян, инвесторы предпочитают переждать избирательный период, чтобы более точно определить последующий вектор развития страны. Собеседник Фокуса также не исключает возникновения на рынке определенной асимметрии, вызванной перераспределением сфер влияния политических сил, перепродажей активов и т. п.
За подобное предвыборное охлаждение инвестиционного климата экономика может дорого заплатить. Как отмечает Александр Паращий, отложенные инвестиции могут означать миллиарды долларов недополученного ВВП.
Тревожный звонок
Пока в украинском политикуме нарастает неопределенность, а МВФ держит программу финансирования на паузе, конъюнктура международного рынка заимствований для Украины начала ухудшаться — с конца апреля украинские суверенные еврооблигации начали дешеветь и уже просели на несколько процентных пунктов. "Сейчас украинские еврооблигации находятся под влиянием глобального разворота интереса инвесторов в сторону от развивающихся рынков, — отмечает Мария Репко. — Если к этому добавятся опасения по поводу МВФ, Украину может ждать серьезная распродажа".
Справиться с долговой нагрузкой без траншей МВФ и новых размещений евробондов будет крайне сложно
Возможности новых заимствований на внешних рынках, о которых ранее заявляли в правительстве, тоже постепенно сужаются. "На рынке присутствует избыточная ликвидность из-за длительных стимулирующих политик центробанков крупнейших стран, поэтому у Украины все еще есть шансы перекредитовываться по нормальным ставкам, — говорит Виктор Шулик. — Но политика ФРС начинает меняться — деньги становятся более дорогими, а фактор предстоящих выборов еще более серьезно осложняет возможности привлечения публичных займов".
Справиться с долговой нагрузкой без траншей МВФ и новых размещений евробондов будет крайне сложно. Напомним, в 2019 году общие выплаты по госдолгу Украины составят около $7 млрд. Для сравнения: международные резервы НБУ к началу апреля 2018 года достигли почти $18,2 млрд.
"Если правительство осознает риск того, что в следующем году Украине будет практически невозможно привлекать долги за рубежом, то уже сегодня попытается создать запас на следующий год", — считает Александр Паращий. Впрочем, если сейчас проблему долгов власти оставят без должного внимания, после завершения избирательной капании может не остаться ничего лучшего, как объявить дефолт. Вряд ли это будет способствовать стабильному экономическому росту.
В ручном режиме
То, что каждые выборы в Украине создают риски для экономики, нельзя считать нормальной ситуацией. По мнению Виктора Шулика, проблема заключается не в избирательном процессе, а в том, что перманентные выборы не позволяют реализовать долгосрочную экономическую политику — от выборов к выборам начинается борьба за избирателя, которая выражается в изменении приоритетов государственной политики и смещении акцентов на социальную сферу. При этом условия ведения бизнеса меняются в угоду политической целесообразности, а инвесторы так и не получают железных гарантий возврата своих средств.
"Украина так и не перешла к долгосрочному бюджетному планированию. Все осталось на стадии разговоров. А это важный фактор для понимания стратегии развития государства, равно как и дееспособность и независимость системы принятия и выполнения судебных решений", — продолжает Виктор Шулик. Минимизировав влияние ручного управления экономикой, можно было бы нейтрализовать негативное влияние на нее избирательных кампаний, вне зависимости от того, каких "клоунов" СМИ называют в качестве проходных кандидатов.