Разделы
Материалы

Командная забота. Для чего создается Министерство по делам ветеранов и кто его может возглавить

Анастасия Рымар
Фото: Большой Киев

Почему далеко не все участники боевых действий поддерживают идею создания в Украине Министерства по делам ветеранов и с чем связаны жаркие споры вокруг кандидатов на министерский пост, разбирался Фокус

27 февраля 2018 года Верховная Рада поддержала идею создания Министерства по делам ветеранов. Следует отметить, что первые шаги для появления нового ведомства делали парламентский комитет по делам ветеранов, участники боевых действий, представители ряда общественных организаций, которые по общему согласию пришли к мысли о необходимости единого центра, который бы на государственном уровне занимался проблемами ветеранов войны и их семьями. В настоящее время контроль над предоставлением услуг, выделением льгот и адресной помощи закреплен за разными министерствами и ведомствами. Часто функции дублируются, а чиновники толком не знают, что входит в сферу их компетенции.

Кому это нужно

На государственном уровне проблемами социальной защиты участников АТО/ООС занимаются более 20 министерств и ведомств, а также органы местного самоуправления. В итоге ветераны постоянно сталкиваются с бюрократической волокитой, скитаясь по различным учреждениям месяцами, если не годами.

"Старая система утратила свою актуальность, поскольку ориентировалась на людей пожилого возраста"

В Украине за четыре года появилось около 350 тыс. участников АТО/ООС. Средний возраст ветерана войны — 35 лет. "Старая система была создана в советское время и утратила свою актуальность, поскольку ориентировалась на людей пожилого возраста", — утверждает в разговоре с Фокусом участница проектного офиса министерства Александра Тарасова.

Помимо сосредоточения всех услуг в одном месте, важная задача будущего министерства — стимулировать ветеранов к активному образу жизни, дать им возможности для самореализации, а не поддерживать установившиеся правила, по которым участник боевых действий является пассивным реципиентом услуг.

По словам Тарасовой, в самом начале войны практически отсутствовало понятие комплексного подхода к адаптации и реабилитации ветеранов и членов их семей. Сейчас направления уже систематизированы — это медицинские услуги, сохранение психического здоровья, профессиональная адаптация и трудоустройство, уважение общества к живым и дань памяти погибшим воинам. Всеми этими вопросами будет заниматься новое министерство.

Как о необходимом новшестве в проектном офисе говорят о внедрении электронной системы "Е-ветеран". База данных будет "привязана" к порталу, в котором каждый ветеран сможет создать персональный электронный кабинет, заказать услуги, проследить за ходом их предоставления и т. д. Будет создаваться также единый реестр ветеранов и участников боевых действий, так как сейчас каждое ведомство называет свои цифры.

Долгий путь

Напомним: 24 мая 2017 года в Киеве состоялся круглый стол на тему "Пути совершенствования социальной защиты ветеранов войны. Актуальность создания единого координирующего органа — Министерства по делам ветеранов Украины". По итогам мероприятия было принято решение продвигать идею под эгидой профильного комитета Верховной Рады.

По всей Украине прошло много разных встреч с целью популяризации идеи по созданию министерства. 18 января 2018 года депутаты, входящие в парламентский комитет по делам ветеранов, участников антитеррористической операции и людей с инвалидностью, зарегистрировали постановление об обращении к Кабинету министров по вопросу создания нового ведомства, а 27 февраля это предложение нашло поддержку в сессионном зале.

Будет создаваться единый реестр ветеранов и участников боевых действий, так как сейчас каждое ведомство называет свои цифры

При комитете были созданы четыре рабочие группы по разным направлениям работы, куда вошли 80 представителей общественных организаций. Все наработки систематизировались проектным офисом, составленным из членов организации "Юридична сотня", Совета волонтеров Министерства обороны, собственно ветеранов. В конце мая 2018 года результаты подготовительной работы были вынесены на широкое обсуждение.

Активное участие в создании министерства принимают иностранные партнеры Украины, в особенности США. Кроме профильного министерства в Соединенных Штатах существует крупная ветеранская организация "Американский легион", пользующаяся большим авторитетом и оказывающая существенное влияние на все процессы, касающиеся ветеранов войны. Ее численность составляет около трех миллионов человек.

"Кроме постоянных консультаций, американцы готовы принять участие в обучении кадров и финансовой поддержке будущих проектов министерства", — утверждает Александра Тарасова.

Как отмечает руководитель общественной организации "Ветеранське братерство" Дмитрий Шатровский, опыт США достаточно хорош, но скопировать его не получится, поскольку главная проблема в нашей стране — коррумпированность чиновников.

Будущий начальник

С первого дня обсуждения идеи по созданию министерства велись жаркие дискуссии вокруг фигуры потенциального министра. Поскольку активнее всех этим проектом занимался председатель профильного комитета народный депутат Александр Третьяков (БПП), на этой должности большинство видело его. Однако Третьяков заявил, что он не имеет таких планов.

"Это политическая борьба, а вопрос простых людей, защитников Украины, интересует власть гораздо меньше сфер влияния в электоральном поле"

Но во фракции БПП нашлась другая кандидатура на пост будущего министра — народный депутат Ирина Фриз. "БПП ставит Фриз в Министерство ветеранов, взамен "Народный фронт" хочет видеть своего человека в Министерстве финансов. Это политическая борьба, а вопрос простых людей, защитников Украины, интересует власть гораздо меньше сфер влияния в электоральном поле", — делится с Фокусом своими наблюдениями Дмитрий Шатровский. Общественный активист добавляет, что 350 тыс. участников АТО — ресурс серьезный, и перед выборами президента Петр Порошенко собирается его "отжать" под себя.

При этом Шатровский поначалу считал, как и многие ветераны, что первым министром должен стать участник боевых действий. "После того как непосредственно столкнулся с кулуарными схемами, понял, что это будет "мальчик для битья". Теперь я не против кандидатуры хорошего менеджера. Но его заместители, главы профильных департаментов должны быть ветеранами", — говорит Шатровский.

Александра Тарасова считает должность министра политической, и по этой причине правильнее обсуждать задачи ведомства, а не личность его главы. "Ветераны часто говорят о том, что хотели бы видеть министром именно участника войны. Это понятно, поскольку доверять побратимам они привыкли, а вот власти — нет", — делится своими наблюдениями с Фокусом Тарасова.

По ее мнению, при начале работы министерства его главе больше всего понадобятся навыки государственного управления, опыт и умение договариваться и продвигать законодательные инициативы.

Наличие ресурсов

Но есть и немало противников создания нового министерства. Среди основных причин недовольства называются увеличение государственных расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов ведомства, рост численности чиновников, отсутствие кадров необходимой квалификации.

По общему мнению представителей ветеранских общественных организаций, кадровый состав министерства должен формироваться за счет конкурентоспособных ветеранов, имеющих образование и опыт работы. Для того чтобы они могли пройти конкурс, который предусматривает закон о госслужбе, профильный комитет Верховной Рады совместно с проектным офисом и Национальной академией госуправления при президенте Украины организовали курсы повышения квалификации для 100 ветеранов.

"Ведомство породит новый пласт чиновников, но если большинство из них составят ветераны, польза будет гораздо больше, чем ресурсные затраты на его создание"

"При отборе мы увидели большое количество ветеранов с соответствующей квалификацией, которые хотят работать в этом министерстве. На 100 мест прислали 497 анкет. Обучение уже прошли 40 человек, приступили к занятиям еще 60", — рассказывает Фокусу Тарасова.

"Мои друзья, некоторые даже с двумя высшими образованиями, не смогли попасть на курсы. Я вообще не вижу причины для нынешней украинской власти создавать эффективное ведомство для ветеранов, которых она опасается", — делится своими сомнения с Фокусом участник боевых действий, доброволец Павел. По его мнению, активные, образованные и сильные ветераны на данный момент не нужны, поскольку они будут влиять на процессы и мешать чиновникам работать по привычным для них схемам.

"На войне у большинства сформировалась четкая система ценностей и повышенное чувство справедливости", — продолжает Павел. Он утверждает, что власть научилась использовать в собственных целях "карманных ветеранов".

Тем не менее судьба Министерства по делам ветеранов решена. "Ведомство породит новый пласт чиновников, но если большинство из них составят ветераны, польза будет гораздо больше, чем ресурсные затраты на его создание", — заключает Дмитрий Шатровский.

До сих пор неизвестно, когда новое министерство приступит к работе. Отметим, что 15 сентября в Верховную Раду правительство намерено внести проект бюджета на 2019 год, в котором должны быть заложены и расходы на Министерство по делам ветеранов.