До сих пор ни одна избирательная кампания в Украине не обходилась без технических кандидатов. Не станут исключением и эти выборы. Но использовать данный инструмент борьбы будут лишь политики старой формации. С их уходом "техники" канут в Лету
Выдвижение технических кандидатов на выборах — одна из наиболее часто применяемых избирательных технологий в Украине. За годы независимости ни один мало-мальски рейтинговый претендент на президентскую булаву, депутатский мандат либо мэрское кресло не избежал соблазна использовать эту технологию против конкурентов. Для технических кандидатов изобрели даже специализации. Среди них есть спойлеры — их задача оттягивать голоса конкурентов в одной электоральной нише. Есть те, кого нанимают для озвучивания определенных тезисов, которые не может произнести вслух респектабельный лидер. А есть кандидаты, миссия которых сводится к выполнению юридических задач вроде представительства в избирательных комиссиях. Нередки случаи, когда один "техник" выполняет все три задачи одновременно.
Игра на повышение ставок
Расцвет технических кандидатов наблюдался на президентских выборах 2004 года. Тогда Центризбирком зарегистрировал 24 претендента на пост главы государства, многие из которых выполняли вспомогательную роль в сольной партии Виктора Януковича. Так, кроме Романа Козака, который по сто раз на день напоминал избирателям с экрана телевизора о том, что "дружина пана Ющенка – американка", политологи зафиксировали еще с десяток технических кандидатов. В их числе были Дмитрий Корчинский, Андрей Чорновил, Александр Ржавский, Юрий Збитнев, Александр Яковенко, Василий Волга и ряд других персонажей, чьи имена мало кому известны. По поводу тогдашнего кандидата в президенты Игоря Душина мнения разделились: кто-то записал его в "подтанцовку" Януковича, а кто-то считал, что он искренне пытается заявить о своей политической силе — Либерально-демократической партии.
На выборах 2010 года часть "техников" работала против Юлии Тимошенко. Например, Лидия Вона — с расчетом на то, что избиратель не разберется, кто такая "вона". Против лидера "Баткивщины" на тех выборах работала и Инна Богословская.
Тогда же произошел случай, свидетельствующий о том, что бывают ситуации, когда кандидат с явными признаками технического вдруг показывает неожиданно высокий результат. Участие Сергея Тигипко в президентской гонке 2010 года политологи расценивали как технический проект избирательного штаба Юлии Тимошенко. Считалось, что его роль состоит в том, чтобы "откусить" часть электората Виктора Януковича. Но Тигипко, набрав 13,5%, занял третье место в первом туре выборов. Во втором, отказавшись от предложения Юлии Владимировны стать в случае ее победы премьер-министром, он "слил" свои голоса Януковичу.
Молодые политики не станут использовать "марионеток" на выборах. У опытных же тяжеловесов этот элемент предвыборной борьбы входит в набор must have
На выборах 2014-го объявился персонаж "Звездных войн" Дарт Вейдер. Центризбирком отказал Дарту Алексеевичу в регистрации кандидатом в президенты, мотивировав это тем, что участие его в выборах приведет "к унижению украинского общества, дискредитации страны в глазах мировой общественности и нивелированию поста президента Украины". Зато на парламентских выборах в том же году ЦИК зарегистрировал 13 человек с таким именем и фамилией. На местных выборах 2015 года заявления о регистрации кандидатами в депутаты местных советов подали уже 44 Дарта Вейдера. Один из них даже прошел в городской совет Одессы.
Однако теперь украинцы, натренированные многочисленными выборами, не так просто ведутся на откровенных "техников". Да и спонсоры таких кандидатов, которые раньше без оглядки тратили на их продвижение миллионы, принялись тщательнее считать деньги. Традиционная роль "говорящей головы" на рынке политуслуг теперь не котируется. Такой кандидат должен быть публичным и узнаваемым, обладать харизмой, иметь хоть какую-то программу, которую способен донести до избирателей. Немаловажно и то, что у него должна быть собственная точка зрения на самые важные темы в стране, а на вопросы "чей Крым?" и "кто начал войну на Донбассе?" он должен отвечать без заминки.
"Технический кандидат — недешевое удовольствие. Если это качественный продукт, то стоит около $1 млн. Иногда может потянуть на $3 млн. Все зависит от его способностей", — рассказывает Фокусу политтехнолог Тарас Березовец.
По мнению же руководителя аналитического центра "Третий сектор" Андрея Золотарева, технический кандидат — всегда лотерея. "Тут нужно смотреть социологию, фокус-группу. Нужно понимание, на ту ли лошадку вы ставите. Если у вас в стратегии избирательной кампании значится "запустить пару технических кандидатов", но при этом они никому не известны, у них нет лидерского и электорального ресурса, то толку, конечно, не будет", — отмечает эксперт.
Непроходной — не значит технический
На сегодня о желании баллотироваться в президенты заявили более двух десятков кандидатов. Помимо Петра Порошенко, Юлии Тимошенко, Олега Ляшко, Анатолия Гриценко и прочих известных политиков, попробует свои силы соратник Михеила Саакашвили Юрий Деревянко, бывший главный налоговик страны Роман Насиров, беглый олигарх Александр Онищенко, негласный хозяин "Буковеля" Александр Шевченко, социалист Илья Кива, журналист Дмитрий Гнап и прочие.
Можно ли их всех назвать техническими кандидатами? Эксперты убеждены: любой уважающий себя политик обязан участвовать в выборах, как и в спорте, подтверждая собственную квалификацию с прицелом на взятие новых высот. Потому далеко не каждый непроходной кандидат работает у кого-то на "подтанцовке".
Выборы как звездные войны. В 2014 году ЦИК отказала Дарту Вейдеру в регистрации кандидатом в президенты, а в парламент баллотировались 13 Вейдеров
"Пока я не вижу в нынешней кампании явных технических кандидатов. Все заявившие о желании участвовать в забеге выполняют собственные задачи. Далеко не каждый стремится победить. Кто-то хочет подороже себя продать во втором туре, поддержав победителя и получив партийные места в будущих парламентских списках. Кто-то хочет попробовать, испытать себя — способен или нет. Проверить потенциал", — считает политтехнолог Сергей Гайдай. По его мнению, предугадать успешность того или иного технического кандидата сложно. Как и оценить его эффективность. "У нас нет никаких критериев для этого. Они либо выполняют свою роль, либо нет", — говорит Гайдай.
Тарас Березовец приводит единственный успешный кейс, когда технический кандидат (в данном случае партия) не только выполнил среднюю норму оттянуть 3% от лидера, но и существенно превзошел этот результат.
"Самый успешный технический проект, который в свое время был задействован, — это Коммунистическая партия работников и селян на парламентских выборах 2007 года. Это был технический проект "Батькивщины". Он забрал свыше 10% рейтинга КПУ. Технический кандидат успешен, если он отбирает хотя бы 3% у кандидата, против которого работает. Но в силу дороговизны и неэффективности технические кандидаты отходят в прошлое", — убежден технолог.
Среди потенциальных участников грядущей президентской гонки трудно определить чисто технических кандидатов. У каждого из них свои задачи. Тот же Олег Ляшко, отмечают политологи, прежде всего будет критиковать Юлию Тимошенко, для виду бросая колкости в адрес других оппонентов.
Особняком стоит Роман Безсмертный, которого называли серым кардиналом еще во время работы в администрации Леонида Кучмы. Его сложно отнести к спойлерам или к кандидатам, которые отрабатывают чей-то сценарий. Эксперты считают, что он решил выйти из "зоны комфорта" политтехнолога и партийного функционера в публичную плоскость, стремясь навязать оппонентам новый уровень дискуссии и политической борьбы.
"В силу дороговизны и неэффективности технические кандидаты отходят в прошлое"
Попробовать силы в президентском забеге могут и представители шоу-бизнеса. Первым о таком желании заявил певец Иво Бобул, но позже назвал это шуткой. Эксперты считают, что хорошие шансы собрать электоральный урожай есть у певца Святослава Вакарчука и у комика Владимира Зеленского. "Комики и артисты попадают в определенные ожидания избирателей. Все хотят новых, но не голосуют за неизвестных. А эти оба попадают под историю "известные, но новые". У каждого есть опыт в политике. Один сыграл президента в сериале, второй был депутатом парламента", — отмечает Сергей Гайдай.
Меньше технических, больше прагматических
Если десять лет назад без технических кандидатов невозможно было представить ни одной избирательной кампании, то сейчас, утверждают эксперты, эта технология останется прерогативой политиков старой формации. Так, например, Тарас Березовец убежден, что молодые политики не станут использовать "марионеток" на выборах. Для опытных же тяжеловесов этот элемент предвыборной борьбы по-прежнему входит в must have набор. "Эту технологию используют "олдскульные" политики вроде Тимошенко или Бойко. Технические кандидаты им нужны для того, чтобы "мочить" оппонентов и для представительства в комиссиях. У политиков старой школы есть набор вещей, которые у них в "мастлисте". Например, борды. Современные политики молодого поколения отказываются от них. А у той же Тимошенко технологический дискурс завис на уровне 90-х годов, она продолжает его использовать. Технический кандидат в этот обязательный набор тоже входит", — уверен Тарас Березовец.
По словам эксперта, в штабах лидеров идут переговоры с техническими кандидатами, задача которых — заработать во время кампании минимальный уровень популярности и в нужный момент "слиться" под лидера — голосами, бюджетом и членами избирательных комиссий.
Активно ведут набор спойлеров и в Администрации президента. При этом одному из главных фаворитов гонки — действующему президенту Петру Порошенко — выгодно, чтобы технических кандидатов было как можно больше. В таком случае ни один из его соперников (а судя по результатам социологических опросов, его опережает несколько кандидатов) не сможет собрать "контрольный пакет" голосов избирателей — 51%.
По мнению Андрея Золотарева, президентская команда постарается максимально очернить главного конкурента — Юлию Тимошенко. Разумеется, чужими руками. "Судя по всему, Банковая выпустит ряд спойлеров-торпед против Тимошенко, которые будут озвучивать негатив, связанный с 90-ми годами, с ЕЭСУ, Лазаренко, с газовыми соглашениями", — отмечает политолог.
Количество желающих посоревноваться за главный государственный пост в стране может достичь 50 человек
А вот в том, повлияют ли существенно на ход кампании технические кандидаты, мнения экспертов расходятся. "Они не могут существенно повлиять на общую картину выборов. Их задача — работа на понижение рейтинга основных кандидатов и представительство в избирательных комиссиях. На этом их функция исчерпывается. Кто-то просто зарабатывает деньги, а надеется получить дивиденды на парламентских выборах", — говорит эксперт.
Андрей Золотарев тоже считает, что кардинально изменить электоральный расклад спойлеры вряд ли смогут. "Расчет только на "отщипывание" небольших процентов сторонников у конкурента. Присутствие того же Ляшко сильно нервирует технологов "Батькивщины", но не меняет текущих раскладов. Он стабилизировался на хороших показателях, но дальше не растет. "Откусит" немного, и что дальше? Это просто политическая реальность, которую нужно принять", — подчеркивает политолог.
Зато Сергей Гайдай уверен, что целостность картинки, нарисованной социологами, может нарушиться в зависимости от количества фамилий участников гонки. "Каждый из крупных кандидатов берет какие-то проценты просто потому, что он существует. И в зависимости от того, сколько людей включены в анкету, меняются результаты поддержки", — отмечает политтехнолог.
В одном можно не сомневаться: список кандидатов в президенты, которые задекларировали свое участие, поменяется не раз. Эксперты прогнозируют, что количество желающих посоревноваться за главный государственный пост в стране может достичь 50 человек. Так что нас ждет очередная драматическая и нескучная кампания.