Разделы
Материалы

Полиорганная недостаточность. Что смерть Гандзюк говорит нам о состоянии украинского государства

Ольга Чёрная, Залина Крюкова, Татьяна Катриченко
Фото: УНИАН

Нападение на Екатерину Гандзюк имело все шансы пополнить статистику нераскрытых преступлений. Но стараниями общественных активистов и журналистов вылилось в громкий политический скандал с отставкой генпрокурора

Резонансные убийства происходят в Украине с печальной регулярностью. Страна каждый раз ужасается жестокости преступления, получает от власти порцию заверений в том, что совершившие его непременно понесут наказание, и переключается на новые информационные раздражители. Особо неравнодушные граждане в лице отдельных журналистов и общественных активистов пытаются проводить собственные расследования и устраивать акции с требованием ответа на вопрос "Кто убил имярек?". Но до сих пор они не приносили ощутимых результатов.

Нападение на херсонскую активистку Екатерину Гандзюк могло стать очередным замятым делом. Тем более после вылитого на нее литра серной кислоты Гандзюк хоть и получила ожоги 35% тела, но выжила. Поначалу события вокруг инцидента развивались в привычном для украинской правоохранительной системы русле. С самого начала полиция квалифицировала произошедшее как хулиганство. Позже переквалифицировала дело на "тяжелые телесные повреждения с целью запугивания". И только под давлением общественности начала расследовать "покушение на убийство".

Что-то пошло не так

Первого подозреваемого в нападении на Гандзюк, произошедшем 31 июля, задержали уже через три дня. "Это непосредственно тот человек, который осуществил преступление", — уверял народный депутат Антон Геращенко, входящий в ближайшее окружение министра внутренних дел Арсена Авакова. При этом он потребовал, чтобы пикетировавшие управление МВД в Херсоне люди, критиковавшие полицию за бездеятельность, принесли извинения.

Сотрудники херсонской полиции уже готовились к поощрению киевского начальства. Но в дело вмешались столичные журналисты. Денис Казанский и Марьяна Пьецух, которые ездили в Херсонскую область для проведения собственного расследования, смогли установить алиби задержанного. Им удалось найти людей, которые подтвердили, что в момент покушения на общественную деятельницу арестованный по подозрению в этом Николай Новиков, ранее судимый житель Херсона, находился за полтора часа езды до места происшествия.

К тому же близкие Гандзюк, которые видели нападавшего, сказали, что это не Новиков. "По какой причине это произошло — неясно. Но все выглядит так, будто полиция заинтересована в том, чтобы повесить преступление именно на Новикова", — написал Казанский в своем блоге о неудачной попытке правоохранителей поймать преступника по горячим следам.

Не уберегли. Екатерину Гандзюк похоронили среди борцов за Украину — возле погибших воинов АТО

Подобные действия отечественных "пинкертонов" вполне вписываются в традиционный сценарий расследования похожих дел, когда полиция не утруждается поисками настоящих преступников. По словам Татьяны Печончик, главы правления Центра информации по правам человека, более 90% нападений на активистов в регионах не расследуются вообще. "То есть не ищут не то что заказчиков, но даже исполнителей. В некоторых случаях общественности известны имена нападавших, а правоохранительные органы бездействуют", — рассказала Фокусу руководительница организации, которая документирует все нападения на активистов, начиная с 2014 года, и следит за их расследованием.

Правозащитники подозревают, что правоохранители сознательно саботируют расследования. Иногда местные силовики покрывают нападавших, а в некоторых случаях даже напрямую причастны к инцидентам. Поэтому не проводят своевременные следственные действия, не допрашивают свидетелей, перебрасывают дела из одного ведомства в другое.

Не на ту напали

Вскоре полиция задержала пятерых подозреваемых, двоих из которых поместили в СИЗО, а остальных посадили под домашний арест. Среди них выявили непосредственного организатора преступления — Сергея Торбина, который, впрочем, своей вины не признавал. Потрясением для многих стало то, что нападавшие были бойцами 5-го батальона Украинской добровольческой армии. Кто-то из друзей Гандзюк разместил в соцсетях фото грамоты, врученной активистке командиром батальона от имени всех бойцов "за помощь и поддержку добровольцев".

Столь заметному прорыву в расследовании предшествовала волна пикетов и массовых акций с требованием найти тех, кто изувечил Гандзюк. Все это имело широкий медийный резонанс. Инициаторы покушения на Гандзюк, по всей видимости, недооценили масштаб ее личности. Они, скорее всего, рассчитывали на то, что очередное нападение на "местную деятельницу" затеряется в ряду многочисленных историй с избиениями, запугиванием и даже убийствами, происходящими в разных уголках Украины в последнее время. Но, во-первых, у Екатерины Гандзюк, попавшей в общественно-политическое движение еще во времена Оранжевой революции, когда ей было 18 лет, — огромное число друзей и симпатиков. А во-вторых, она обладала не только обостренным чувством справедливости и активной гражданской позицией.

Иногда местные силовики покрывают тех, кто нападает на активистов, а в некоторых случаях даже напрямую причастны к инцидентам

Вдобавок к этому нападение на Гандзюк стало последней каплей, переполнившей чашу терпения общественных активистов, уставших требовать от власти обратить внимание на проблему множащихся преступлений против них. "В прошлом году я лично встречалась с руководством МВД и приносила список нападений на активистов, — говорит Татьяна Печончик. — Мы криком кричали, что эта проблема усугубляется и надо что-то предпринимать. В ответ — тишина. За последний год проблема стала заметна не только правозащитникам, но и журналистам, министру иностранных дел Великобритании, послам европейских стран и США. Об этом пишут даже турецкие газеты".

Впрочем, в полиции заверяли, что расследование дела шло в штатном режиме. "Заказчик обязательно будет установлен и задержан. У нас есть все необходимые доказательства о пособниках, исполнителях и организаторах. Сейчас мы отрабатываем версии в направлении установления заказчиков и посредников в совершении этого преступления", — говорил 19 октября Вячеслав Аброськин, первый заместитель председателя Нацполиции Украины.

Однако бывшие коллеги Аброськина к перспективам расследования дела относятся достаточно скептически. "С точки зрения защиты общества нынешняя власть настолько слаба, что преступность не чувствует сопротивления. Правоохранительная система на самом деле способна работать, там есть профессионалы, но нет политической воли", — подчеркивает Валерий Кур, полковник милиции в отставке, первый руководитель Киевского подразделения по борьбе с организованной преступностью.

Неожиданный поворот

"Я бы не стала все дела о нападениях на активистов стричь под одну гребенку. Возможно, в этом деле откроются очень влиятельные заказчики, и ситуация окажется более серьезной, чем просто активистская деятельность. Ведь Екатерина Гандзюк была и. о. управляющего делами исполкома горсовета и советником мэра. У нее были реальные полномочия и, очевидно, они реально мешали людям, которые заказали это нападение", — убеждена юрист-криминалист Анна Маляр. По ее мнению, при расследовании дела могут открыться страшные вещи.

Не дожидаясь подобных "открытий" от правоохранительных органов, журналисты вновь проявили инициативу. Вечером 5 ноября, на следующий день после смерти Гандзюк, в СМИ появилась информация о человеке, передававшем деньги за выполнение заказа организатору преступления Сергею Торбину. Им якобы оказался Игорь Павловский — помощник народного депутата Николая Паламарчука, входящего в парламентскую фракцию Блока Петра Порошенко.

Первыми об этом сообщила на Telegram-канале The Newsroom журналистка Оксана Денисова. Павловский — один из руководителей формирования по охране общественного порядка "Черный туман", которое зарегистрировано в Новой Каховке (Херсонская область) и объединяет бывших бойцов добробатов, участников боевых действий. "Другие местные ветеранские объединения приписывают "Черному туману" "крышевание" интересов Паламарчука", — написала в своей статье по этому поводу Денисова.

Уйти, чтобы вернуться. Уйдя в отставку, генпрокурор Луценко может отмежеваться от нынешней власти и пойти на выборы в парламент самостоятельно

Нардеп Паламарчук в конце 1990-х работал начальником криминальной полиции Херсонской области, потом руководил милицией Полтавской области, возглавлял ГУ МВД Автономной Республики Крым, был замминистра внутренних дел Украины. После Оранжевой революции уволился из МВД в чине генерал-майора милиции. В нынешнем парламенте Николай Паламарчук занимает должность первого заместителя Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.

Корреспонденту Фокуса Паламарчук сообщил, что Гандзюк не знал, никакого отношения к тому, что с ней произошло, не имеет и о том, чем мог заниматься его помощник в свободное от работы время, не знает. На днях стало известно, что парламентарий уже уволил своего помощника. Но что интересно, Игорь Павловский и ранее попадал в поле зрения правоохранителей, они опросили его по делу о нападении на активистку и отпустили.

Многосерийная отставка

Сразу же после смерти Екатерины Гандзюк более 80 общественных организаций подписали заявление, в котором выразили возмущение состоянием расследования нападений и убийств общественных активистов. Кроме того, они потребовали отставки руководителей правоохранительных органов Херсонской области, а также министра внутренних дел Арсена Авакова и генпрокурора Юрия Луценко.

На следующий день, 6 ноября, Юрий Луценко, который пришел на заседание Верховной Рады вместе с другими руководителями силовых ведомств для отчета по делу Гандзюк, заявил о намерении уйти в отставку. Мотивировал он это тем, что создатели временной следственной комиссии в парламенте по вопросу покушения на Гандзюк преследуют лишь одну цель — политический пиар. Последовавшие за этим события, впрочем, засвидетельствовали, что на самом деле политическим пиаром не прочь побаловаться и сам генпрокурор. Проголосовать как за назначение, так и за отставку главы ГПУ Верховная Рада может только после соответствующего представления, внесенного в парламент президентом. Однако в обход всех законодательных и регламентных норм спикер Андрей Парубий поставил вопрос об отставке Луценко на "рейтинговое" голосование. На кнопку "за" нажали лишь 38 депутатов.

Все пятеро подозреваемых в покушении на активистку — бойцы 5-го батальона Украинской добровольческой армии

Эту незатейливую комбинацию разыграли, чтобы продемонстрировать смелость и независимость генпрокурора, осадить оппонентов и заодно переключить внимание с дела Гандзюк.

"Это был цирк, фарс, истерика, но не реальное осознание — какая катастрофа случилась в результате бездействия прокуратуры и МВД", — комментирует псевдоотставку Татьяна Печончик. Персональную ответственность за все нерасследованные, спущенные на тормозах и нераскрытые преступления в стране, по ее мнению, несут Юрий Луценко и Арсен Аваков. "Если они не уйдут в отставку, то люди на выборах должны дать оценку политическим силам, которые формируют большинство в ВР и которые назначали этого генпрокурора и этого министра внутренних дел", — убеждена правозащитница.

Подсказка, где искать

На самом деле Екатерина Гандзюк была весьма открытым и публичным человеком. Все свои оценки, мысли и переживания она выражала прямо и без обиняков. Достаточно почитать ее страницу в Facebook, чтобы понять, против кого она "воевала" и кому могла перейти дорогу. У Гандзюк был публичный конфликт с начальником управления защиты экономики в херсонской областной Нацполиции Артемом Антощуком. Прошлой осенью она обвинила его в вымогательстве 3% от якобы существующих откатов бюджетных средств в Херсонском горсовете. И даже судилась с ним по этому поводу. Не сложились у Гандзюк отношения и с местными активистами, которых она называла "сепаратистами" и "пророссийскими провокаторами". Вообще, активистка за словом в карман не лезла и была беспощадна в словесных перепалках.

Но нападению подверглась наверняка не за слова, а за действия. Какие? Над этим, собственно, и обязаны поломать голову силовики. Сама Гандзюк говорила: "Я почти уверена, что у заказчика в гардеробе висит форма с погонами. Возможно, даже не одна". Именно с правоохранителями у активистки, по ее же признанию, был системный мировоззренческий конфликт. Именно от них она получала угрозы и предупреждения. И именно они посылали к ней людей с предложениями.

"У нас в регионах вместо децентрализованных громад образовались феоды. В обмен на лояльность центру им разрешено создавать на местах любые объединения с криминалом, правоохранителями, политиками разного толка, людьми, с которыми не так давно было стыдно стоять рядом. Фактически они имеют мандат на подобные объединения, лишь бы местный феодал гарантировал результат на выборах", — описала происходящее в стране Екатерина Гандзюк в интервью "Украинской правде", которое дала спустя полтора месяца после нападения, находясь в одной из киевских больниц.

Тогда все еще верили, что ей удастся выздороветь. Ведь на это были брошены все силы медиков. Но старания врачей оказались безрезультатными. По их словам, причиной смерти Екатерины Гандзюк стала полиорганная недостаточность, которая развилась вследствие обширных ожогов, полученных ею в результате нападения. Результаты деятельности правоохранительных и прочих органов, функционирующих в Украине, заставляют заподозрить аналогичный диагноз и у нашего государства. Увы, он бывает смертельным не только для людей.