Разделы
Материалы

Здравствуй, оружие! По каким каналам поступает в Украину вооружение и техника иностранного производства

Максим Мухин
Фото: Генеральный штаб ВСУ / YouTube

Министр обороны Степан Полторак прогнозирует закупку 20 новых типов вооружений для украинской армии в 2019 году, в том числе - из Канады и США. Фокус узнавал, как выглядит процесс приобретения нового оружия и с какими трудностями приходится сталкиваться во время закупок

Посол Украины в Канаде Андрей Шевченко подтвердил, что в текущем году ожидается поставка канадских снайперских винтовок для потребностей Вооруженных сил Украины (ВСУ). Дипломат отмечает, что необходимо искать различные формы сотрудничества с Канадой в оборонном сегменте.

"Мы смотрим на это, как на совместную инвестицию в безопасность и новые технологии, в чем Канада тоже заинтересована. Рынок оружия любит тишину, поэтому не могу сказать больше, но мне кажется, что у нас есть все шансы уже в скором времени увидеть первые практические результаты сотрудничества", – рассказывает Шевченко в интервью агентству "Укринформ".

В подтверждение своих слов, что рынок вооружений любит тишину, посол не говорит, на каких условиях будет происходить передача оружия. Остаются неизвестны также и компании-подрядчики.

Напомним, в 2018 году две канадские компании заявляли о готовности поставлять для потребностей ВСУ вооружение собственного производства. В феврале представитель Colt Canada Алекс Пэйн сообщил о планах компании заключить контракт на поставку 100 тыс. штурмовых винтовок. Однако сумма сделки не называлась. Заявление Пэйна прозвучало после встреч с чиновниками украинского правительства. А летом прошлого года компания PGW Defense Technologies подтвердила договор на поставку в Украину cистем снайперской винтовки LRT-3. При этом называлась сумма в $770 тыс. Правда, до настоящего времени поставка не осуществлена.

Более того, в 2018 году членами канадского парламента поднимался вопрос о безвозмездной передаче Украине военного оборудования на $9,5млн. Речь идет о закупленном в свое время оружии и техники, которое планировалось передать для сил самообороны курдов в Ираке. В октябре Канада приостановила поставки оружия в регион.

"Вместо того, чтобы просто занимать этим оружием пространство на складах, его могут использовать Вооруженные силы Украины, которые неоднократно делали запросы на получение такого оборудования. Это стало бы настоящей помощью нашим украинским союзникам, которые борются за свою свободу и независимость", – пишет в колонке, опубликованной The National Post, депутат от оппозиционной Консервативной партии Джеймс Безан.

В 2019 году Украина сможет закупить до 20 новых типов вооружений, которых раньше не было в распоряжении ВСУ

Суть в том, что в 2017 году правительство Канады внесло Украину в так называемый Контрольный перечень стран, которым разрешены поставки автоматического оружия, что можно называть отменой эмбарго. В октябре 2018 года оружейное эмбарго для Украины полностью отменили США. Спустя пару месяцев специальный представитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер объявил о поставках дополнительного военного оборудования в начале 2019 года. Отметим, что бюджет США на 2019 год предусматривает $250 млн на военную помощь Украине.

В начале 2019 года бывший посол США в Украине, директор Атлантического совета Джон Хербст рассказал, что Украине должны передать десантные катера Mark V PT, вооруженные ракетами Hellfire. И кроме этого, противокорабельные ракеты Harpoon, которые, по сведению Хербста, хранятся на складах с 1970-х годов.

За оружием на рынок

Министр обороны Степан Полторак предполагает, что в 2019 году Украина сможет закупить до 20 новых типов вооружений, которых раньше не было в распоряжении ВСУ. Это заявление министр сделал, комментируя переход в 2019 году на среднесрочное бюджетное планирование.

"Передачу военного оборудования от одного государства другому можно условно выделить в два типа – помощь по военно-техническому сотрудничеству и закупки за бюджетные средства", – рассказывает Фокусу эксперт по военной логистике Проектного офиса реформ Министерства обороны Артур Переверзев.

Если речь идет о военной помощи, то, как правило, это непубличный процесс и его детали вряд ли станут известны. В случае покупки вооружения или заключается контракт с коммерческой компанией, или делается правительственный запрос по принципу government to government.

"Но и здесь не все так просто. Например, в США купить некоторые технологии, даже у коммерческих компаний, невозможно – действует принцип защиты технологий. Поэтому по таким вопросам обращаются в Госдеп, который выносит свой вердикт. США уже давно настаивают, чтобы в процесс покупок вооружений для Украины был убран посредник в лице спецэкспортера "Укрспецэкспорт", а все контракты производились напрямую конечным потребителем. То есть, вооруженными силами или другими силовыми структурами. Это объясняется защитой технологий и разработок", – объясняет Фокусу Переверзев.

Отметим, что в конце декабря 2018 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, позволяющий Минобороны без посредников закупать необходимое оборудование за границей. Запрос будет формироваться по государственному оборонному заказу. Это позволит ускорить процесс закупки и сэкономить на посреднических услугах. Примечательно, что согласно действующему законодательству, Минобороны не может заниматься внешнеэкономической деятельностью. Поэтому предстоит отмена этой нормы.

"В этом году на развитие вооружений и военной техники заложено 16,97 млрд грн, вот из этой суммы и надо рассчитывать свои желания"

Руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко утверждает, что в случае закупок военного оборудования и вооружения для зарубежных партнеров важно отсутствие коррупционных схем.

"Если мы говорим о Канаде или США, то для них не существует каких-либо скрытых схем. Более того, отменив эмбарго на поставку оружия в Украину, для нас открыли рынок других государств-союзников США", – напоминает Фокусу Мусиенко.

Переверзев добавляет, что первым примером закупок по принципу government to government было соглашение на поставку вертолетов французской компании Airbus Helicopters для потребностей Министерства внутренних дел.

На свой карман

Начиная с 2014 года объем военной помощи США Украине оценивается более чем в $600 млн. Она включает в себя, в том числе, внедорожники HMMWV, контрбатарейные радары AN/TPQ-36/49, малые разведывательные БПЛА RQ-11B Raven, два катера типа Island, средства защищенной связи. Проходит оценочный процесс возможности получения фрегатов типа Oliver Hazard Perry. В декабре 2017 года правительство США дало разрешение на продажу крупнокалиберных винтовок Barrett M107A1 на сумму $41,5 млн. В апреле прошлого года в Украину доставили первые ПТРК Javelin – 37 пусковых установок и 210 ракет к ним.

По словам Мусиенко, США тем самым преследуют две цели – во-первых, оказывают политическую поддержку Украине, во-вторых, избавляются от конкурентов на рынке вооружений.

"Как правило, контракты заключаются на поставку, обучение и гарантийное обслуживание. Но после окончания гарантийного срока данное оборудование должно обслуживаться у продавца, там же покупаются запчасти к нему. Бизнес и ничего более", – рассказывает Фокусу Переверзев.

"Мы можем хотеть многого, но все упирается в наши финансовые возможности. В этом году на развитие вооружений и военной техники заложено 16,97 млрд грн, вот из этой суммы и надо рассчитывать свои желания. Более того, потребность армии в том или ином оборудовании определяет Генштаб Вооруженных сил. Понятно, что с нашими возможностями говорить о новых кораблях или самолетах не стоит. Разве что это будет безвозмездная помощь. Думаю, вполне вероятно говорить о беспилотных системах, комплексах РЭБ, контрбатарейных радарах", – делится с Фокусом своими соображениями Мусиенко.

Напомним, согласно данным государственного концерна "Укроборонпром", в 2018 году Вооруженные силы Украины получили 2,5 тыс. единиц высокоточного вооружения.