Разделы
Материалы

Судоходное место. Керченский пролив ждет приезда европейских наблюдателей

Екатерина Мацегора
Пожар на российских танкерах в Керченском проливе / Фото: РИА Новости

Сегодня в ПАСЕ проходят срочные дебаты по ситуации в Азовском море и Керченском проливе. А в конце минувшей недели стало известно о согласии Владимира Путина на предложение Ангелы Меркель допустить немецких и французских наблюдателей в Керченский пролив. Фокус разбирался в перспективах поступивших предложений и путях выхода из сложившейся ситуации

О соглашении, достигнутом между Меркель и Путиным, заявил 18 января во время пресс-конференции министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. По его словам, присутствие в Азовско-Черноморском регионе французских и немецких наблюдателей следует согласовать с украинской властью, но при этом Кремль "не видит возможности для участия Украины в любых форматах по Керченскому проливу".

Лавров давал пресс-конференцию по итогам визита в Москву министра иностранных дел Германии Хайко Мааса, который последовал в Киев и в тот же день провел переговоры с министром иностранных дел Павлом Климкиным. Информация, которой Маас и Климкин поделились с прессой в пятницу вечером, ситуацию не прояснила.

Напомним, 10 декабря 2018 года Украина обратилась к ЕС с просьбой поддержать идею о создании мониторинговой миссии в Керченском проливе. Брюссель обещал рассмотреть это предложение. А 28 декабря пресс-служба германского правительства распространила совместное заявление федерального канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона, в котором изложены требования к России обеспечить свободный и беспрепятственный проход через Керченский пролив для всех судов и освободить находящихся в плену украинских моряков.

Чей Крым

Украина поддерживает германско-французскую инициативу, но предупреждает о просторе для манипуляций Кремля в деле мониторинга ситуации в Керченском проливе. На совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Германии Климкин сказал следующее: "Попытки России затянуть специалистов Германии и Франции в Керченский порт и таким образом политически пытаться легализовать оккупацию Крыма, невозможны по определению. Для нас недопустима сама идея получения согласия оккупанта на доступ к оккупированной территории. Такой мониторинг должен базироваться на четкой политической позиции относительно неправомерности узурпации Россией суверенных прав Украины. Мы понимаем, что принципы свободы и безопасности навигации важны, но это два фундаментально различных решения".

"Попытки России затянуть специалистов Германии и Франции в Керченский порт и таким образом политически пытаться легализовать оккупацию Крыма, невозможны по определению"

Павел Климкин

Климкин напоминает, что в Керченском проливе и Азовском море действует свобода навигации в соответствии с принципами международного права. Соответственно, прежде чем выводить дискуссию на политический уровень, необходимо провести консультации на уровне экспертов по ряду юридических и технических аспектов.

Маас выражает обеспокоенность положением в Азовском море: "Я четко дал понять российской стороне, чего мы ожидаем: Россия должна обеспечить свободный проход Керченским проливом. Мы слышим, что это уже произошло, и хотим, чтобы это было обеспечено на длительной основе. Кризис, который был в декабре, в таком виде не должен больше повториться".

К слову, выступая в Москве перед журналистами, Маас обращал внимание на то, что Германии и Франции нужно ознакомиться в целом с ситуацией в акватории пролива.

Вдогонку

В пятницу вечером на странице Климкина в Facebook появилась запись о том, что ситуация в районе Керченского пролива крайне опасна и требует активного вмешательства и контроля со стороны международного сообщества. "Именно острая реакция наших иностранных партнеров принудила Россию прекратить в последние недели блокирование навигации в Керченском проливе. Не стоит забывать, что Москва любит применять тактику выжидания: нанеся удар, она на некоторое время затихает, оценивая реакцию, и если реагирование не было решительным, опять нападает. Реакция на морскую провокацию должна быть решительной и эффективной, а международный контроль в акватории – строгим и постоянным", – пишет министр.

Он также отметил, что организовать контроль происходящего в Керченском проливе просто: поскольку там действует свобода навигации, германским и французским кораблям не понадобится разрешение ни со стороны Украины, ни со стороны России. Однако Климкин опасается, что Кремль попытается "заговорить" контрольную миссию, превратив в итоге весь процесс контроля в обычную формальность. В свою очередь Киев будет настаивать, чтобы мониторинг базировался на том, что Крым принадлежит Украине, и что полуостров незаконно аннексирован Россией. Кроме того, контроль должен охватывать подходы к Керченскому проливу со стороны Черного и Азовского морей.

Взгляд со стороны

24 января свободный проход судов через Керченский пролив обсуждают в Парламентской ассамблеи Совета Европы в рамках зимней сессии. Повлиять на Россию могут только жесточайшие санкции. Пока этого не произойдет, сохранится напряженность в Азовском море и Керченском проливе

Критически оценивает новые дипломатические инициативы бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко.

"Пока что идет речь об общетеоретических рассуждениях. Они не имеют под собой никакого основания. Практических последствий разговоры о приезде наблюдателей из Германии и Франции могут и не иметь. Поэтому не стоит говорить об этой теме в совершенной форме", – утверждает Огрызко в разговоре с Фокусом.

При этом он считает, что ПАСЕ даст Украине возможность в очередной раз серьезно обратить внимание европейских партнеров на агрессивную политику России в Черноморско-Азовском регионе. "Важный политический момент – это донесение Западу правды о ситуации в акваториях. В практическом плане дебаты в ПАСЕ выльются в очередную резолюцию, которая будет использоваться в международных судах. Но позиция России не изменится. Представителей РФ на зимней сессии в ПАСЕ не будет. В Москве резолюцию расценят, как сотрясание воздуха", – рассказывает Фокусу экс-министр иностранных дел.

Огрызко убежден, что повлиять на Россию могут только жесточайшие санкции. До тех пор, пока этого не произойдет, украинские моряки будут находиться в плену и сохранится напряженность в Азовском море и Керченском проливе.

Фокус попытался узнать официальную позицию Министерства иностранных дел. Но к моменту сдачи материала представитель МИДа Екатерина Зеленко не смогла прокомментировать происходящее вокруг договоренностей Путина и Меркель.