Разделы
Материалы

Феодальная моя Украина. Какого результата ждать на выборах в мажоритарных округах

Андрей Капустин
Фото: Сергей Харченко, Александр Синица

Новый парламент — всегда надежда на новые лица и новые перспективы для страны. Однако они могут обернуться разочарованием из-за старых правил, по которым проходят нынешние выборы

В 1993 году один из отцов-основателей современной украинской журналистики Александр Кривенко написал программную статью-манифест "Маргинальная моя Украина". Сегодня, 26 лет спустя, и заголовок статьи, и ее содержание актуальности, увы, не потеряли. Мало того, вслед за Кривенко впору уже говорить: "Феодальная моя Украина". К этому побуждает нынешняя предвыборная кампания в Верховную Раду.

Напомним, что в 1994 году депутатов Верховной Рады выбирали исключительно в мажоритарных округах. В 1997 году Леонид Кучма ввел смешанную систему. Это дало возможность его политической силе — блоку "За Единую Украину" — в 2002 году количественно переиграть "Нашу Украину" Виктора Ющенко. Хотя последняя провела в парламент по партийному списку почти в два раза больше депутатов, чем "ЗаЕдУ", пропрезидентская фракция все равно оказалась многочисленнее за счет вошедших в нее мажоритарщиков. Тогда-то и стартовала тотальная феодализация страны, при которой вассалы получили свои первые феоды.

Виктор Ющенко, помня о рисках, которые несет мажоритарка, ввел чисто пропорциональную систему. Иное дело, что в силу бездарного правления ему это не помогло. А Янукович, став полноправным сюзереном, прекрасно понимал, что подконтрольные одинокие вассалы — это мощный инструмент в парламентских играх мятежных баронов, и феодализацию возобновил. В 2012 году украинский парламент вновь избирали по смешанной, или пропорционально-мажоритарной, системе.

Для Порошенко феодализация страны обернулась победой на досрочных парламентских выборах в 2014 году. Проиграв по спискам "Народному фронту" Яценюка (БПП "Солидарность" в парламент провел 63 депутата, а "Народный фронт" — 64), Порошенко сумел нарастить свою фракцию в ВР за счет депутатов-одномандатников до 132 штыков.

Не секрет и то, что ежегодно перед обсуждением бюджета для мажоритарщиков наступает жаркая страда. За голосование в поддержку главной сметы страны они требуют от Кабмина деньги на нужды своих округов. В результате подконтрольный электорат, уплативший в казну налоги, получает не государственные программы, а отца-благодетеля, сумевшего "выбить" у столичных злодеев-бюрократов "пару копеек" на местные нужды. А тамошние СМИ рассказывают жителям округа о добре, которое они получают от "отца-благодетеля", что отражается в результатах голосования на очередных выборах.

Понятно, что не всегда. Ибо ветры революций некоторых феодалов из кресел выносят. Но на их место приходят другие, и система остается незыблемой.

Секонд-хенд и контрафакт

На нынешних выборах в 199 одномандатных округах ЦИК зарегистрировала 3110 кандидатов-мажоритарщиков (всего в выборах участвуют 5870 человек). В среднем почти по 16 человек на округ. Чтобы разобраться, кто эти люди, нужно изучить более трех тысяч резюме, выставленных на сайте ЦИК. Работа емкая, но благодарная. Ибо дает ответы на многие вопросы, подтверждающие порочность мажоритарной составляющей украинских выборов.

Начнем с того, что в новый состав ВР баллотируются 305 действующих депутатов. То есть в досрочно распущенный в силу профнепригодности парламент, которому доверяет около 4% населения, хотят вернуться 70% депутатов. По мажоритарке идут 190 кандидатов, уже вкусивших депутатского хлеба. Среди них Евгений Червоненко, Сергей Кивалов, Борис Колесников, Елена Бондаренко, Сергей Пашинский, Владимир Литвин, Михаил Гаврилюк, Николай Княжицкий. В этом же списке — подследственный депутат нынешнего созыва ВР Борислав Розенблат и любитель прятаться за колоннами сессионного зала Дмитрий Добкин, а также член "молодой команды" экс-мэра Киева Черновецкого Олесь Довгий и многие другие представители старой законодательной гвардии.

Кроме того, по мажоритарным округам в парламент рвутся "хозяева Закарпатья" — три брата Балоги и их двоюродный брат Петевка, две сестры Савченко, брат Виктора Медведчука — Сергей, два брата Барны и любители охотиться на экзотических животных, герои журналистских расследований о депутатах-коррупционерах братья Дубневичи. Плюс ветераны движения вроде подзабытых Юрия Кармазина, Людмилы Супрун и прошедшего люстрацию в мусорном баке экс-нардепа Виталия Журавского.

Думается, часть этих бывших и нынешних феодалов в ВР таки пройдет. Интересно, в проходные части списков каких партий они смогли бы попасть, если бы мажоритарная система была отменена?

Но пока гибридные выборы процветают. Одна только промывка мозгов путем клонирования срочно созданных общественных организаций, фондов, ЧП или АО, эксплуатирующих бренд "Слуга народа", чего стоит. Подобно поддельным китайским найкам, ролексам или армани на украинский рынок выброшены контрафактные "Зе-Слуга народа", "Слуга народа-Зе" и прочий политтехнологический хлам. Помимо этого, успели наклепать четыре клона с названием "Голос", один контрафактный УДАР, одно ЧП "За життя" и одно ООО "Батькивщина-Кривой Рог". Странно, правда, что нет ни одной подделки под "Европейскую солидарность" или "Украинскую стратегию" Гройсмана.

Еще один показатель мажоритарного псориаза — однофамильцы. Их используют все для того же — заведомого обмана избирателя, которому подсовывают клоны конкурентов в борьбе за обладание феодом. В надежде, что избиратель по запарке проголосует не за того.

На сегодня в мажоритарных округах по всей Украине насчитывается в общей сложности 35 наборов "однофамильцев". Из них 26 двойных, четыре тройных и еще один набор с четырьмя клонами. Лидером в этом "виде спорта" выступает Одесская область, где наборы однофамильцев представлены в семи из одиннадцати округов. А призовое место принадлежит округу №133, где среди 46 кандидатов можно обнаружить сразу четыре комплекта однофамильцев и одинокого Александра Зелинского в придачу.

Кстати, изучение этого феномена выявило еще одну пикантную подробность. Понятно, что за просто так клоны в округах не возникают. Особенно, когда речь идет о "парашютистах", десантированных, скажем, из Луганской области в ту же Одессу. "Хорошую фамилию", а в придачу к ней еще и подходящие имя-отчество, в нужный момент можно неплохо капитализировать.

Причем как во время подачи документов на регистрацию, так и при снятии с нее. В первых числах июля ряды клонов начали резко редеть: однофамильцы стали подавать заявления об отказе баллотироваться. В результате этой зачистки, скажем, депутат Алексей Гончаренко, против которого выставили еще двух Гончаренко, остался в гордом списочном одиночестве. Такая же история — и с депутатом Микитасем, баллотирующимся в Чернигове, и днепровским политиком Загидом Красновым. Во сколько обходится услуга по регистрации-снятию, досконально неизвестно. Но, судя по массовости этого мажоритарного развлечения, достаточно, чтобы ее оказывать.

Гендерный дисбаланс

Не менее любопытны результаты анализа гендерно-возрастного среза мажоритарщиков.

В одномандатных округах баллотируются 97 пенсионеров, среди которых девять человек — в возрасте более 70 лет. От 71-летнего кандидата из Киева, баллотирующегося в Донецке, и 77-летнего — из Хмельницкой области, решившего попытать счастья в Чернигове, до аксакалов украинской политики: 80-летнего президента запорожского предприятия "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева и 81-летнего экс-мэра Киева Александра Омельченко.

Но все же наиболее многочисленная группа — это кандидаты в возрасте от 35 до 50 лет. Их всего 1794 человека. Возрастной диапазон 492 соискателей депутатского звания — 25–35 лет. 58 кандидатов пребывают в возрасте до 25 лет, 15 из них — всего 21 год. Кстати, больше всего молодежи баллотируется в Киеве: 63 кандидатам, зарегистрированным в мажоритарных округах столицы, от 25 до 35 лет.

Однако к самым неутешительным выводам приводит изучение гендерного фактора.

По словам председателя Центр­избиркома Татьяны Слипачук, на этих выборах в ВР баллотируется 77,5% мужчин и 22,5% женщин. Что на фоне аналогичных показателей прошлых лет выглядит не так уж и удручающе. Однако глава ЦИК дала информацию "в среднем по палате", сведя воедино партийные списки и мажоритарщиков. Но если партии еще как-то стремятся соблюдать гендерный баланс, то в мажоритарных округах с этим все намного хуже. В них женщины составляют всего 15% от общего числа кандидатов. А в 15 округах не зарегистрировано вообще ни одной представительницы прекрасного пола. Самой "женоненавистнической" можно считать Волынскую область, в двух округах которой (всего их на Волыни пять) не зарегистрировано ни одной женщины. А в остальных баллотируются всего четыре.

Примечательно также, что в мажоритарных округах баллотируются 2028 беспартийных кандидатов. Это показатель, свидетельствующий о гибридности отечественного партстроительства. Партии — давно предметы купли-продажи. И, скажем, если бы партию "Голос" создавали с нуля, то она по закону не могла бы принять участие в выборах, не имея года партийной "выдержки". Но в Украине партию можно купить "под ключ", а потом провести партийный съезд и, соблюдя все формальности, просто ее переименовать, для чего в партийном супермаркете Мин­юста предложен выбор из 352 политсил. Кстати, это относится не только к "Голосу", а и к партийному симулякру, "Партия Шария", которую ЦИК была вынуждена зарегистрировать, отказав при этом в регистрации ее "лидеру". И 64% беспартийных кандидатов — это очень четкий ответ на партийную гибридность.

Причем в округах имеются кандидаты от таких "мощных и рейтинговых" политических сил, как "Цыганская партия Украины", "Морская партия", традиционно представленная только Сергеем Киваловым, а также не значащаяся в реестре Минюста партия "Бджола".

От мастера маникюра до фотографа ЗАГСа

Ну и, наконец, вишенка на торте маргинализации Украины, уходящая корнями к ленинскому тезису о том, что государством может управлять даже кухарка. В высший законодательный орган большого европейского государства помимо 1087 представителей бизнеса различных калибров решили выдвинуться: три медсестры, трое начальников рынков, четыре водителя, восемь студентов, пять зав­складами (включая завскладом киевской гостиницы "Украина"), бортпроводник и авиадиспетчер, осмотрщик вагонов, заведующая детским садом, воспитатель-методист детского сада и сторож яслей. Достаточно широко представлен общепит: администратор ресторана, работник ресторана, заведующий кофейни, официант и старший смены из черниговской пиццерии, который вместе с 60-летней буфетчицей одной из киевских больниц почему-то баллотируется в Харькове. А еще два электромонтера, электрослесарь, слесарь-монтажник и механик. В борьбе за депутатский мандат также участвуют автозаправщик, обивщик мебели, мастер маникюра, две детсадовские учительницы музыки, заведующий мясным цехом, прораб и беспартийная уборщица из Киева, баллотирующаяся в Донецкой области.

Отдельная история с представителями охранного бизнеса, коих немало как в списке партии "Опозиційна платформа — За життя", так и в одномандатных округах, где в общей сложности их набралось 14 душ, от начальников служб до простых охранников. Причем трое из них баллотируются в 189-м округе Хмельницкой области. А еще трое — в соседнем округе №192. Понять конечную цель этой политтехнологической схемы возможным не представляется. Поскольку в округах нет ни однофамильцев, ни каких-то конкурентов.

Ну а приз зрительских симпатий уходит 44-летнему уроженцу Херсона, фотографу Центрального ЗАГСа Киева со средним специальным образованием, который решил воплотить свою мечту писать законы, зарегистрировавшись кандидатом в одном из округов Луганской области.

В том, что феодально-мажоритарный Карфаген должен быть разрушен, несмотря на мощное сопротивление, сомнений, похоже, нет. Поскольку история показывает, что открытое издевательство над обществом в Украине может заканчиваться для власти плачевно. Вопрос лишь в том, когда именно это произойдет. Немало экспертов прогнозируют Верховной Раде девятого созыва недолгую жизнь. Ее миссия сводится к принятию ряда базовых законов, включая новый Избирательный кодекс, в котором уже не будет места мажоритарке. На это должно потребоваться не более года. После чего этот парламент должен отойти в небытие. С тем чтобы в Украине смогли начать играть по новым правилам. В том числе и избирательным.