Именем открытых списков. Когда украинцы смогут голосовать без "гречки" и торговли проходными местами
Два года для разработки, три недели для рассмотрения правок и семнадцать попыток для того, чтобы собрать необходимое число голосов. В результате этих титанических усилий Верховная Рада явила стране Избирательный кодекс. Но за судьбоносным решением кроется немало правовых подвохов
На исходе своей каденции Верховная Рада Украины VIII созыва приняла Избирательный кодекс. В один документ депутаты объединили сразу пять законов: о выборах президента, о выборах народных депутатов, о местных выборах, о Центризбиркоме и о Государственном реестре избирателей. Главная новация документа — избрание народных депутатов по открытым партийным спискам. Она стала переворотом в подходах к формированию отечественного законодательного органа. Открытые списки — обязательная часть избирательной реформы, но недостаточная. Эксперты убеждены: кодекс нуждается в принципиальной доработке.
Голоса "декабристов"
Два года назад в беседе с представителями общественных организаций, лоббировавших законодательную норму об открытых списках, спикер Рады Андрей Парубий был скептичен: "Смысла выносить его в ближайшее время на голосование нет — провалят. Большинству депутатов нужна мажоритарка, а партиям — закрытые списки".
Судя по тому, с каким отчаянным упорством Парубий продавливал Избирательный кодекс во время финального голосования 11 июля 2019 года, можно заключить, что позиция политикума относительно избирательной реформы осталась неизменной. Но поменялась конъюнктура.
В последнее время словосочетание "открытые списки" превратилось в магическое предвыборное заклинание, которое повторяют все кому не лень. Хотя, напомним, проект Избирательного кодекса, содержащий эту норму, был подан в парламент еще осенью 2015-го. А фракции, объединившиеся в парламентское большинство, даже зафиксировали обещание внедрить систему голосования по открытым спискам в своем коалиционном соглашении. Модный мем подхватил и новый президент Владимир Зеленский. Только вот странно: его представитель в ВР Руслан Стефанчук предположил, что глава государства, скорее всего, ветирует кодекс, который якобы принят с нарушениями регламента. Отметим также, что партия "Слуга народа" официально пока не высказалась ни относительно новаций, заложенных в документе, ни о других его особенностях.
Законодатели, восторженно кричавшие "Ура!" в день "исторического голосования", стыдливо умолчали о том, что списки "откроются" только 1 декабря 2023 года. Именно с этой даты начнет действовать закон, если его таки подпишет глава государства. А это значит, что и следующий созыв украинского парламента, скорее всего, будет формироваться по старинке. Дело в том, что согласно Конституции парламент избирают сроком на пять лет. Но в Основном Законе есть также норма о том, что очередные выборы в ВР должны происходить в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Рады. Поскольку сейчас у нас внеочередные выборы, то пятилетний срок новоизбранного парламента истечет летом 2024 года. Соответственно, тогда же должны состояться новые выборы, но это будет противоречить Конституции, предполагающей их проведение в октябре. Если же выборы назначить на октябрь 2024-го, то срок депутатских полномочий превысит пять лет, что также нарушит нормы Основного Закона. Словом, следующие выборы после нынешних, по мнению большинства экспертов, должны состояться в октябре 2023 года по той же смешанной системе, предполагающей, что половину состава ВР будут избирать в мажоритарных округах.
"Депутаты сознательно зафиксировали в документе дату 1 декабря 2023-го. Таким был компромисс. Иначе спикеру и инициаторам принятия кодекса не удалось бы собрать голоса", — не сомневается Юлия Кириченко, руководитель Центра политико-правовых реформ (ЦППР). Согласно Конституции, следующие очередные выборы должны состояться в октябре пятого года работы парламента, то есть не позже 30 октября 2023-го, за месяц до того, как Избирательный кодекс вступит в силу, объясняет Фокусу эксперт. Следовательно, первые выборы без мажоритарной составляющей могут пройти лишь в 2028 году. В ЦППР настаивают: Верховная Рада следующего созыва должна внести изменения в кодекс и дать старт избирательной реформе с 2020 года.
Депутат Александр Черненко, соавтор и один из архитекторов нового избирательного законодательства, в беседе с Фокусом признает, что пакет документов, принятый в предпоследний день работы Рады, стал "символическим жестом" уходящего депкорпуса. В проект кодекса внесли 4568 правок, в том числе таких, которые нивелируют инновационный эффект документа. Но в целом, считает Черненко, он может положить начало избирательной реформе, сдвинув камень с мертвой точки. В то же время парламентарий уверен, что запустить систему открытых списков быстро не получится — слишком много организационной и разъяснительной работы для этого необходимо провести. Действительно, сегодня ни граждане, ни партии, ни большинство обладателей мандатов, голосовавших за нововведение, толком не знают механизма действия открытых списков.
Как это работает
Перед парламентскими выборами, в которых будут задействованы открытые списки, территорию страны разобьют на 27 округов. Их границы, за редким исключением, совпадут с границами областей. Лишь Киев и Днепропетровскую область разделят на два округа. В каждом округе партия предложит свой региональный список. Сколько регионов — столько и списков. На избирательном участке граждане получат два бюллетеня: голосовать будут и за партию в целом, и за конкретного выдвиженца в ее региональном списке. Одна из важных идей нового кодекса — развить внутрипартийную конкуренцию, ведь теперь кандидаты будут соревноваться не только с другими партиями, но и с коллегами по списку.
Сложный для понимания рядового избирателя момент — подсчет голосов. Распределять мандаты будет ЦИК. Вначале она подсчитает, какая политсила преодолела пятипроцентный барьер, суммируя голоса, полученные каждой партией во всех регионах. Затем вычислит избирательную квоту, разделив на 450 (число депутатов в парламенте) общее количество голосов, отданных за партии, преодолевшие барьер. При явке 50% цена мандата (так эксперты называют избирательную квоту) составит приблизительно 25 тыс. голосов. Следовательно, количество голосов, набранное партией в регионе, будет делиться на это число. Если, к примеру, за партию проголосовали 50 тыс. человек, то она получает два мандата в этом округе. И достанутся они кандидатам в партийном региональном списке, собравшим больше голосов, независимо от того, на первом месте он стоял или на пятнадцатом. Вот она, партийная демократия в действии: лидеры политсил соревнуются наравне с рядовыми партийцами в одном из региональных списков.
Впрочем, для партайгеноссе все же предусмотрены льготы. Если полученные партией голоса разделить на цену мандата, круглое число может не получиться. Эти "остатки", которых в масштабах страны может быть несколько десятков тысяч голосов, ЦИК распределит по специальной формуле. В итоге партийная верхушка общенационального списка получит "компенсационные мандаты". Проект закона предусматривал от двух до пяти компенсационных мандатов, но во втором чтении Рада решила, что их будет до десяти. "Количество таких мандатов исчисляется с помощью специальной компьютерной формулы в два клика, — говорит Черненко. — Инсинуаций здесь быть не может".
Чтобы открытые списки дали ожидаемый эффект, необходимо минимизировать влияние на выборы денежных мешков. Иначе инновация превратится в "мягкий" вариант той же мажоритарки, предупреждает Алексей Кошель, руководитель Комитета избирателей Украины. "Из-за укрупнения округов возможностей для подкупа избирателя становится меньше, но они остаются. Если не поставить законодательные ограничения, кандидаты, имеющие много денег, вновь будут "засевать" гречкой электоральное поле", — считает Кошель.
Под давлением улицы. У ВР не раз собирались пикетчики, требовавшие от парламентариев принять новые избирательные правила
Не списками едиными
С введением в действие Избирательного кодекса по открытым спискам будут избирать не только парламент, но и областные советы, а также советы городов с населением свыше 90 тыс. человек. В меньших населенных пунктах на местных выборах останется мажоритарка.
Этим исчерпываются революционные изменения. В другие законы, входящие в пакет Избирательного кодекса, депутаты внесли косметические правки. Так, в законе о выборах президента законодатели привязали залог, который вносит кандидат, к прожиточному минимуму. На сегодня это примерно те же 2,5 млн грн, которые вносили кандидаты и на минувших выборах главы государства. Предвыборные дебаты претендентов на главный пост страны будут теперь обязательным номером программы. Правда, парламентарии не предусмотрели санкции для тех, кто проигнорирует этот пункт закона.
Незначительные изменения законодатели внесли в раздел, посвященный политической рекламе. Например, длительность предвыборного телеролика ограничили 30 сек., запретив использовать в кадре детей и профессиональных актеров и предусмотрев максимальный хронометраж рекламы, который партия вправе разместить на одном телеканале. "У нас выборы давно являются не состязанием политиков, программ и идей, а соревнованием режиссеров, клипмейкеров и пиарщиков. Сожалею, что в кодексе не удалось поставить более жесткие ограничения относительно политической рекламы", — признается Фокусу Черненко.
Правозащитников же не устраивает то, что новый кодекс оставил без права голоса на местных выборах переселенцев из Крыма и Донбасса. Татьяна Дурнева из ГО "Общественный холдинг "ГРУППА ВЛИЯНИЯ" уточняет: речь идет не только о внутренне перемещенных лицах, но и о внутренних трудовых мигрантах. "Эти люди могут представить целый пакет документов, который даст основания зафиксировать их избирательный адрес не по месту прописки, а по фактическому месту жительства. Многие из них давно укоренились на новом месте, внедрены в жизнь громады и должны иметь возможность участвовать в формировании местной власти", — настаивает эксперт. К слову, согласно опросам КМИС, проведенным в мае 2019 года, 71% украинцев согласны с тем, чтобы переселенцы с оккупированных территорий имели право голосовать на местных выборах.
Еще одна категория граждан, чьи избирательные возможности фактически не улучшились, — украинцы, пребывающие за границей. В новом кодексе предусмотрено, что они могут подать электронное заявление об участии в голосовании, засвидетельствованное цифровой подписью. Но для того чтобы добраться до избирательной урны, многим все равно придется преодолеть сотни километров. "По самым скромным подсчетам, свыше 2,5 млн "заграничных" украинцев не голосуют, потому что ехать до участка, расположенного в посольстве или консульстве, далеко и дорого. Им нужно разрешить голосовать по почте, этот механизм давно практикуют многие демократические страны", — настаивает Алексей Кошель.
Словом, без внесения принципиальных изменений в новый кодекс избирательная реформа будет неполноценной. Но возьмется ли Рада следующего созыва за усовершенствование Избирательного кодекса, а не за декорирование просчетов, сознательно допущенных их предшественниками? Пока что ведущие политсилы, претендующие попасть в парламент, по этому поводу молчат.