Разделы
Материалы

Худой Peace *

Нет, политкризис явно не окончился в ночь на Троицу, как о том поспешно заявила «большая тройка» Ющенко, Янукович и Мороз. Не теперь, но через неделю, месяц, а к осени  —  так уж точно  —  опять полыхнет политвойна. Долгожданное перемирие вовсе не решило основных проблем, а лишь приберегло их «на потом»

* Peace [pi:s] - мир (англ.)

Во вторник в коридорах парламента царило подзабытое оживление – впервые за 66 дней Верховная Рада снова оказалась в сборе. Возвращение под купол депутатов от оппозиции, в последние два месяца игнорировавших заседания, стало возможным после договоренностей, которые достигли в ночь с 26 на 27 мая Президент, глава правительства и спикер парламента. Согласно им внеочередные выборы народных депутатов состоятся 30 сентября, а стороны конфликта обязались выполнить ряд условий, которые, по их мнению, помогут урегулировать кризис.

Цена компромисса

О чем договорились Ющенко-Янукович-Мороз

Согласившись на такой, во многом вынужденный, союз, каждая из политических сил имела свои резоны, поэтому нет однозначного ответа на вопрос, кто выиграл, а кто проиграл в результате договоренностей. С одной стороны, Президент подтвердил несостоятельность двух своих предыдущих указов, о чем постоянно заявляла коалиция. Но сделал он это "добровольно", не дожидаясь решения Конституционного суда или провала избирательной кампании, поскольку было очевидно – 24 июня выборы не состоятся. А это могло нанести имиджу Виктора Ющенко гораздо больший урон, нежели "обнуление" предыдущих указов. Во-вторых, главе государства удалось настоять на том, что досрочные выборы пройдут без соответствующих решений КС, чего требовала радикально настроенная часть коалиции.

Назначение даты выборов на 30 сентября многие расценили как серьезный проигрыш пропрезидентских сил, пребывающих сейчас на вершине популярности. Но в стане оппозиции из отсрочки выборов не делают трагедии. Задержка с датой может сослужить дурную службу разве что раздираемой внутренними противоречиями "Нашей Украине", в то время как Блок Юлии Тимошенко или "Народная самооборона" с каждым днем активной избирательной кампании будут только прирастать в рейтинге.

Проведение выборов осенью и легитимизация главой государства принятых парламентом социальных законопроектов, безусловно, на руку Партии регионов. В оставшиеся до перевыборов месяцы политического безвременья, когда Верховная Рада фактически прекратит свое существование и большинство политических лидеров лишится доступа к парламентской трибуне, правительство и премьер в глазах избирателя останутся единственным органом, радеющим за народное благополучие. Тем более что ощутимый эффект от повышения зарплат и пенсий как раз и ожидается к осени. А тут еще "битва за урожай", подготовка к отопительному сезону – из всего этого "регионалы" и сотоварищи попытаются выжать максимальное количество электоральных дивидендов. Но это, по сути, единственное, что получила коалиция в результате "ночных переговоров".

А вот изменения состава Центризбиркома, на которых так настаивали коалицианты, может сыграть с ними злую шутку. Несмотря на то, что председатель действующей комиссии Ярослав Давидович больше симпатизировал президентской стороне, партии коалиции имели в ЦИКе, пусть шаткое, но большинство. Поэтому БЮТ и "нашеукранинцы" с легкостью согласились на формулу, согласно которой коалиция и оппозиция вносят по семь своих представителей в Центризбирком, а председателем комиссии станет компромиссная фигура.

Кроме того, Мороз и Янукович, решившись на вынужденное соглашение с Президентом, не были безоговорочно поддержаны всеми представителями своих фракций и рискуют получить в партийных рядах мощную "фронду". Намеки на таковую звучали в депутатской среде уже во вторник, на первом объединенном заседании Рады.

Как "убить" парламент

Способ, предложенный БЮТ и НУ:
1. Не менее 151 депутата от БЮТ и НУ пишут заявления о выходе из фракций.
2. ЦИК "обнуляет" избирательный список "Нашей Украины".
3. Съезды этих политсил прекращают полномочия нардепов, написавших заявления.
4. Президент издает третий указ о досрочных выборах.

Способ, предложенный коалицией:
1. Не менее 151 депутата от БЮТ и НУ пишут заявления о выходе из фракций.
2. ЦИК "обнуляет" избирательный список "Нашей Украины".
3. Каждый депутат лично зачитывает заявление на сессии Верховной Рады.
4. Парламент голосует за прекращение полномочий каждого из депутатов, написавших заявление (не менее 228 голосов "за").
5. Президент издает третий указ о досрочных выборах.

Однако открыто недовольство ночным компромиссом первых лиц пока выражает лишь Компартия. Хотя многие соратники коммунистов по коалиции, с которыми общались корреспонденты Фокуса, заверили, что возмущения КПУ – скорее отработка имиджа, чем реальные эмоции.

Ведь и сейчас рейтинги коммунистов выглядят намного привлекательней той же СПУ, а, критикуя своих коллег по коалиции, они тем более будут выглядеть самой последовательной антипрезидентской силой, что может привлечь к партии дополнительных избирателей.

Технология суицида
То, что это будет именно "суицид", то есть самороспуск, решил, как известно, правящий триумвират. Почетное право уничтожить Верховную Раду V созыва отвели оппозиции: "нашеукраинцы" и бютовцы сдают 151 мандат – и в парламенте возникает "некомплект". Но уже здесь все оказалось не слава богу – в парламенте яростно начали спорить о том, как это будет. Оппозиционеры и коалиционеры разработали минимум два способа коллективного "харакири" и стоят каждый на своем.

Способ, предложенный коалиционерами, выполнить заметно сложнее – если вообще возможно. К тому же коалиция усомнилась, что БЮТ и НУ вообще смогут найти в своих рядах 151 потенциального парламентского "самоубийцу". Юлия Тимошенко в ответ бездоказательно заявила, что Партия регионов изыскала $120 млн. для подкупа депутатов из оппозиции, дабы те не спешили расставаться с мандатом.

Но, кроме подкупа, если он имел место, были задействованы также и способы психологического влияния на нестойкие депутатские души. Так, по информации Фокуса, секретариат Верховной Рады подготовил каждому парламентарию памятку, где перечислено все, что теряет нардеп после сложения полномочий. А это зарплаты, льготы, служебное жилье и другие прелести жизни, положенные народному избраннику по статусу.

5 вещей, которые страна узнала за время кризиса:

Но и способ парламентского суицида – не главная проблема сторонников парламентской "перезагрузки". Остается вопрос с "обнулением" избирательного списка "Нашей Украины". Центральная избирательная комиссия, как известно, не согласилась "зачистить" хвост списка НУ, потому что не получила на это добро одного из участников блока – Партии промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха, занявшего сейчас сторону коалиции. А если этого согласия и не будет, то места ушедших по собственной воле депутатов из "Нашей Украины" автоматически займут не прошедшие в 2006-м в парламент "списочники" и Верховная Рада опять станет легитимной. Впрочем, для устранения этой проблемы у "Нашей Украины" есть целых два варианта – дождаться решения Киевского апелляционного суда, который обяжет ЦИК "обнулить" список блока, не настаивая на согласии "отщепенцев" Кинаха. Или эту процедуру исполнит уже новый состав ЦИКа. Тем временем главу комиссии Давидовича "Наша Украина" уже успела обвинить в соучастии в "политическом рейдерстве", подозревая его в затягивании процесса ротации.

1001 способ "кинуть"
Как показали уже первые события, последовавшие после "договора трех", – оглашать окончание кризиса еще рано. Нынешнюю "мировую" многие эксперты восприняли со скепсисом, который можно описать двумя словами: "Опять кинут!".

Несмотря на заявления оппозиционных политиков, в частности лидера "Нашей Украины" Вячеслава Кириленко, о том, что действия их противников в целом не показывают желания "торпедировать договоренности", у коалиции остается много искушений и возможностей сделать это чуть позже – после необходимых голосований в парламенте. Практически все они связаны с избирательной процедурой – на этом поле у коалиции есть пространство для маневров.

Взять хотя бы ситуацию с реестром избирателей. Наблюдая в его создании едва ли не панацею от всех возможных фальсификаций, коммунисты и социалисты прекрасно понимают техническую сложность его формирования. Большинство экспертов сходятся в том, что создать полноценный реестр к сентябрю нереально по объективным причинам, что, впрочем, не помешает потом коалиции обвинить секретариат Президента в срыве договоренностей. В итоге вполне вероятна ситуация, когда накануне всенародного волеизъявления станет понятно, что с электронным реестром проводить выборы невозможно, а формировать обычные списки будет уже поздно.

Обновленный ЦИК – тоже не гарантия благополучных выборов. Даже наличие в нем прежних центризбиркомовцев не гарантирует, что комиссия примется за работу слаженно, а половина ее участников не уйдет по обыкновению на "больничные". Как следствие – многие технологические моменты в организации выборов могут оказаться под угрозой срыва, а это, в свою очередь, даст поводы для обжалования как избирательных процедур, так и в целом итогов выборов.

Но даже если выборы состоятся и их результат не будет подвержен сомнению, это не означает, что новый парламент заработает без проблем. Роспуск Верховной Рады путем сложения полномочий 151 народным депутатом может создать неприятный прецедент, после которого к этому способу сможет прибегнуть любая политическая сила, имеющая соответствующее количество мандатов.

Единственной, пускай и временной, страховкой от подобных злоупотреблений, остается то, что после досрочных выборов Верховная Рада не может быть распущена в течение года. Но и полноценно работать в такой ситуации она тоже не будет способна.

Поэтому, очевидно, "худой мир", который был достигнут на Троицу, решил лишь толику сиюминутных проблем, не устранив их источника. Как и раньше, скажем, в стране нет вразумительного распределения властных полномочий (изменения к тому же закону о Кабинете Министров вовсе не были включены в пакет договоренностей!). Остается непонятной судьба недееспособного и дискредитированного Конституционного суда, зависли в воздухе права, полномочия и состав Совета национальной безопасности и обороны Украины. Страна до сих пор не нашла ответа, кто сейчас Генеральный прокурор. А значит – новая война может полыхнуть в любой точке и в любое время.

После голосования в парламенте большинство политиков уйдет на летние каникулы, оставив кризис, несмотря на жаркие дни, в "замороженном" состоянии. Чтобы опять вернуться к привычному состоянию конфликта, только уже в формате избирательной кампании.