Разделы
Материалы

К чему приводит кадровый голод. Новая власть обещает сокращение и укрупнение министерств

Максим Мухин

Окружение президента Владимира Зеленского выступает с идеей радикального сокращения количества министерств. Секретарь СНБО Александр Данилюк предлагает оставить 12-13 министерств, ссылаясь на кадровый голод. Фокус разбирался, к чему может привести инициатива новой власти

Первым с идеей сокращения количества министерств выступил заместитель главы офиса президента Руслан Рябошапка 16 июля, за пять дней до внеочередных парламентских выборов.

"Количество министерств будет минимизировано. Но мы должны учитывать, что могут быть коалиционные переговоры с партнерами и, соответственно, формат Кабинета министров может меняться с учетом коалиционных договоренностей", – заявил Рябошапка.

Получив шанс сформировать однопартийное большинство по итогам выборов, "Слуга народа" не нуждается в партнерах и намерена формировать правительство самостоятельно.

29 июля секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Данилюк заявил, что видит в новом правительстве 12-13 министров. Одной из причин он называет кадровый голод.

"Во-первых, правительство должно быть компактным. Я – за небольшое количество министров. У нас в стране кадровый голод. Если у нас даже будет один или два слабых министра, не говоря о премьер-министре, это просто потянет вниз все правительство. Поэтому максимально 12-13 министров – это то, что я вижу. Надо уменьшать количество министерств. Например, я был всегда сторонником объединения Министерства экономики и Министерства финансов. Можно рассматривать объединение Минсоц и Минздрава", – утверждает Данилюк.

Напомним, советник президента по политическим вопросам Никита Потураев говорил о планах ликвидировать Министерство информационной политики, а также объединить Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания с Государственным комитетом телевидения и радиовещания.

Скамейка запасных

В подтверждение слов Данилюка о кадровом голоде говорит отсутствие информации о будущем составе правительства. Вскоре после парламентских выборов в СМИ был запущен слух о четырех вероятных кандидатах на пост премьер-министра. Обсуждались фамилии заместителя исполнительного директора от Украины в Международном валютном фонде Владислава Рашкована , председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрея Коболева, исполнительного директора "Нафтогаза" Юрия Витренко, председателя наблюдательного совета концерна "Укроборонпром" Айвараса Абромавичуса.

Кроме того, руководитель избирательного штаба партии "Слуга народа" Александр Корниенко сказал, что пост министра здравоохранения может занять основатель клиники "Борис" Михаил Радуцкий, а министра образования – эксперт Сергей Бабак. Оба были избраны по спискам партии "Слуга народа". Кроме того, периодически всплывает в информационном пространстве имя министра внутренних дел Арсена Авакова. Ему прочат как должность вице-премьера по вопросам силового блока, так и отсутствие в новом составе Кабинета министров. Достоверно известна только личность будущего министра иностранных дел. Владимир Зеленский подал на рассмотрение Верховной Рады кандидатуру заместителя главы офиса президента Вадима Пристайко.

Как создают министерства

Согласно закону о центральных органах исполнительной власти, решение о создании и ликвидации министерств принимает Кабинет министров.

Бывший заместитель министра Министерства регионального развития и строительства (2008-2010 гг.) Анатолий Ткачук объясняет Фокусу, что количество министерств зависит от двух основных факторов. Во-первых, от количества парламентских фракций в составе коалиции. Во-вторых, от политики, которую проводит государство.

"Есть сферы, которые формирует и управляет исключительно государство. Например, региональное развитие, оборону, внутренние и иностранные дела. Для реализации этой политики и создаются министерства. В теории, конечно можно объединить министерства, но это будет громоздкое образование без мобильности в принятии решений и тысячами человек персонала", – предупреждает Фокус Ткачук.

По его словам, в нынешнем Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ государственную политику представляет только региональное развитие, строительство относится к строительно-архитектурной инспекции, а ЖКХ – к органам местного самоуправления. При этом нет Министерства промышленной политики – в 2014 году Кабмин включил его в состав Министерства экономического развития и торговли, объединив тем самым три государственных сферы политики в одном министерстве.

Экс-президент Национальной академии государственного управления при президенте Василий Куйбида не исключает, что сокращение числа министерств приведет к сокращению направлений государственной политики. По его словам, о реформе правительства говорят не один год, но никто не проводит необходимую работу.

"За все время никто не провел инвентаризацию заданий государства, местного самоуправления и частного сектора. Исходя из этих данных, необходимо подбирать оптимальную структуру Кабинета министров. А не объединять и переименовывать, как это делается", – делится с Фокусом своими наблюдениями Куйбида.

Следует отметить, что с идеей о 12 министерствах выступал действующий премьер-министр Владимир Гройсман в ходе внеочередных выборов. Он прогнозировал, что в новом правительстве, которое будет сформировано после парламентских выборов, количество министерств может сократиться до 12 или даже 11. При этом Гройсман признавал, что в социальном блоке сейчас работают сразу три министерства и их работу можно оптимизировать. Точно так же, по его словам, можно оптимизировать работу вице-премьеров. На сегодняшний день в кабинете Гройсмана 19 министерств, первый вице-премьер и пять вице-премьеров, трое из которых не курируют работу министерств. Для сравнения, во втором правительстве Арсения Яценюка было 17 министров и три вице-премьера.