График счастья. Как быстро "Слуги" отменят неприкосновенность и изменят Конституцию
Президент Владимир Зеленский и партия «Слуга народа» замахиваются на основы украинской политики и экономики. Речь идет об импичменте президента, сокращение количества народных депутатов и отмены их неприкосновенности. Кроме того, до конца года новые власти обещают решить проблему «евроблях» и открыть рынок земли. Фокус изучал график, согласно которому в Украине наступит всеобщее счастье и благоденствие
В ходе выборов президента и парламента со стороны Владимира Зеленского и его команды прозвучали предложения о снятии неприкосновенности с народных депутатов и принятии закона об импичменте президента. 21 июля, в день парламентских выборов, Зеленский заявил, что эти вопросы станут первыми, которые рассмотрит Верховная Рада IX созыва.
"Один из первых, потому что в первый день будет не один законопроект, я уверен – наконец-то мы должны снять с вами неприкосновенность", – сказал Зеленский на избирательном участке.
"Будет закон, и он был, мы подавали закон об импичменте. Будет закон об импичменте, один из первых законов, который внесет "Слуга народа". Я уверен, что это решение всей партии, каждого из нас. Мы обещали, и вы в повестке дня новой Верховной Рады обязательно увидите этот закон. Не дополнение, а закон об импичменте президента", – повторил он свое обещание вечером того же дня на брифинге.
В ходе подготовки к первому заседанию Верховной Рады IX созыва представитель президента в парламенте Руслан Стефанчук, который избран депутатом по списку партии "Слуга народа", заявил, что в первую очередь народные депутаты займутся рассмотрением экономических вопросов. Спустя неделю первоочередными стали называться законопроекты о лишении депутатов неприкосновенности и внесении изменений в регламент Верховной Рады. 26 августа, за три дня до первого заседания нового состава парламента, Стефанчук заявил о планах по сокращению количества народных депутатов до 300.
Основа основ
"Мы в течение выходных занимались законопроектами... Я вам анонсировал, что мы будем вносить много изменений в Конституцию, которые будут отвечать программе нашей партии. Мы это обещали, и мы это выполним. Мы обещали и вопрос сокращения депутатов, мы обещали отмену депутатской неприкосновенности", – утверждает Стефанчук.
Вопросы количественного состава Верховной Рады и депутатской неприкосновенности регламентированы Конституцией Украины. Для реализации предвыборных обещаний необходимо вносить изменения в Основной закон. Правом инициировать такие изменения обладают президент Украины и народные депутаты. Если изменения касаются фундаментальных разделов I ("Общие положения"), III ("Выборы. Референдум") и XIII ("Внесение изменений в Конституцию Украины"), в этих случаях инициатива может исходить от главы государства или двух третей от конституционного состава Верховной Рады. Внесение изменений остальных разделов Основного закона могут инициировать треть депутатов от конституционного состава или президент страны. Здесь процедура изменения упрощенная, законопроект должен быть принят простым большинством (226 голосов) на первой сессии, а потом двумя третями (300 голосов) от конституционного состава на следующей сессии. Для внесения изменений в I, III и XIII разделы законопроект должен быть принят не менее чем двумя третями от конституционного состава парламента. После этого принятый закон должен быть вынесен и одобрен на всеукраинском референдуме, который инициирует президент. После этого изменения считаются принятыми. Стоит отметить, что законопроект о внесении изменений в любой из разделов Основного закона должен получить заключение Конституционного суда относительно конституционности изменений. Депутатская неприкосновенность и количество парламентариев не относятся к фундаментальным разделам Конституции, и будут вноситься по упрощенной процедуре. В Верховной Раде VIII созыва был разработан законопроект о снятии депутатской неприкосновенности, документ получил выводы КС, но не выносился на голосование.
Депутат Верховной Рады VIII созыва Леонид Емец напоминает Фокусу, что законопроекты, поддержанные в первом чтении, переносятся на рассмотрение парламента нового созыва. В других случаях документы снимаются с рассмотрения.
"Законопроект о неприкосновенности не был проголосован в первом чтение, в новую Раду его необходимо вносить повторно", – утверждает Емец. Согласно процедуре, текст документа также необходимо направлять на экспертизу в КС.
Комплексный подход
С законом об импичменте президента ситуация иная. 6 июня 2019 года Верховная Рада VIII созыва приняла закон о спецкомиссиях, без которых невозможно начать процедуру импичмента, как гласит Конституция. Документ подписал спикер Андрей Парубий и отправил его на подпись президенту. В отведенный законом срок, Зеленский закон не подписал, но и не ветировал.
"В регламенте говорится, что после подписи спикера, президент должен в течение 15 дней подписать документ или наложить вето. Если документ не был подписан в указанный срок, он считается принятым и должен быть подписан. В этом месте начинаются разночтения, поскольку в законе не говорится, кем он должен быть подписан. Возникла интересная ситуация, когда закон принят, но не вступил в силу", – делится с Фокусом своими наблюдениями Емец.
Что касается сокращения числа народных депутатов, здесь также необходимо вносить изменения в Конституцию. Отметим, что 254 депутатов, которые предварительно составляют фракцию "Слуги народа", для голосования во втором чтении будет необходимо привлекать представителей других политических сил.
Депутат Верховной Рады VIII созыва Игорь Попов считает, что идея с сокращением парламента продиктована попыткой угодить избирателю. Но для ее реализации необходим поиск союзников в парламенте и комплексный подход.
"Кроме сокращения необходимо прописать вопросы неприкосновенности: как будут проходить выборы, будет мажоритарка или пропорциональная система. Если это двухпалатный парламент, то как формировать палаты? Необходимо провести обсуждение в экспертной среде, с конституционалистами. Если этого не решить, то ко второму чтению можно потерять голоса даже тех, кто голосовал в первом", – предупреждает Попов Фокус.
Поиск свидетелей
Заместитель главы офиса президента Руслан Рябошапка заявил о подготовке законопроекта о поощрении обличителей коррупции. Обличители смогут получать данные о состоянии рассмотрения предоставленной информации, бесплатную правовую помощь, государство обеспечивает им конфиденциальность, а также гарантирует награду в пределах 10% от суммы возмещенных государственному бюджету убытков или размера взятки. По словам Рябошапки, соответствующие законопроекты, подготовленные с учетом предвыборных обязательств президента Зеленского, будут внесены как неотложные для рассмотрения народными депутатами.
По словам Попова, этот закон необходим в первую очередь для проведения расследований. Поскольку, если нет показаний свидетелей, документально доказать коррупционную составляющую практически невозможно.
"Важно не столько 10% награды, сколько защита обличителей или заявителей, их семей и близких. Также есть угроза, что правоохранительные органы будут "сливать" данные оперативной работы "своим" подставным обличителям, тем самым плодя коррупцию. Кроме того, стоит указать, что 10% награды – от суммы возмещенных, а не причиненных убытков. Такой закон нужен, но его надо грамотно написать", – рассказывает Фокусу Попов.
Следует отметить, что в Верховной Раде VIII созыва был зарегистрирован законопроект о защите свидетелей и участников уголовного производства, так называемый "закон Окуевой". Документ предлагал регламентировать вопросы, касающиеся лиц, которые являются свидетелями преступлений, могут дать важные показания, или соучастников преступлений, готовых сотрудничать со следствием. Законопроект так и не был включен в повестку дня.
Последняя отсрочка
По словам Рябошапки, уже на первом заседании Верховной Рады IX созыва ожидается решение проблем собственников автомобилей на иностранной регистрации, так называемых "евроблях". Парламент должен в очередной раз отсрочить дату применения штрафов за нерастаможенное транспортное средство. Напомним, 16 мая 2019 года Рада продлила льготный период для легализации таких автомобилей до 24 августа.
"Отсрочено начало срока действия закона 2612, который должен начать процедуру по привлечению к ответственности и наложение штрафов за использование автомобилей в иностранной регистрации с нарушением таможенного режима. Он должен был вступить в силу 24 мая. Теперь он вступит в силу 24 августа 2019 года", – предупредила председатель парламентского комитета по вопросам налоговой политики Нина Южанина.
17 июля, за четыре дня до голосования на выборах в Верховную Раду, законопроект об отсрочке штрафов для собственников "евроблях" направил в парламент президент Зеленский. Документ не был рассмотрен профильным комитетом, голосование по нему не проводилось. Это означает, что законопроект необходимо регистрировать в Раде повторно, с соблюдением всех регламентных процедур. По утверждению начальника главного сервисного центра МВД Владислава Криклия, избранного народным депутатом по спискам "Слуги народа", эта отсрочка станет последней.
"Я так понимаю, сейчас остались незарегистрированными только те, кто не хочет, не может или не имеет документов. Вот они и стараются это оттягивать. Когда закончится период без штрафов, будем садиться и на цифрах смотреть количество регистраций. Если сейчас нет желающих регистрироваться, почему они должны появиться через полгода? Поэтому, я думаю, что это последняя отсрочка", – говорил Криклий в интервью.
Дела земельные
Президент Зеленский обещает открытие рынка земли в 2020 году, а до конца текущего года намерен провести земельную реформу.
"В этом году мы обязательно проведем земельную реформу, что уже в следующем году позволит создать рынок земли в 40 млн га, которая является одной из лучших в мире по своему качеству", – заявил президент на бизнес-форуме во время визита в Турцию.
28 августа президент группы Всемирного банка Дэвид Малпасс сообщил, что Зеленский подтвердил намерение провести земельную реформу.
Президент Украинской агарной конфедерации, депутат Верховной Рады VIII созыва Леонид Козаченко говорит, что для проведения земельной реформы, кроме политической воли, необходимо минимум год времени. За это время должны быть разработаны и приняты ряд законов и подзаконных актов.
"В первую очередь нужно принять закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. После него подготовить порядка 10-15 подзаконных актов. Если до конца года закон будет принят, через год можно говорить о запуске рынка земли", – говорит Фокусу Козаченко. Он напоминает, что в ходе работы Верховной Рады VIII созыва было подготовлено четыре законопроекта по этой тематике.
Напомним, 20 декабря 2018 года народные депутаты продлили мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения до 1 января 2020 года. Кабинету министров поручено до 1 марта 2019 года разработать и внести на рассмотрение парламента проект закона об обороте земель сельхозназначения. Однако правительство поручение не выполнило. 21 августа 2019 Окружной административный суд Киева открыл производство в деле о бездеятельности правительства относительно отсутствия законопроекта об обороте сельскохозяйственных земель. Подготовительное заседание назначено на 24 сентября.