2 сентября генеральный прокурор Руслан Рябошапка освободил от должности заместителя генпрокурора-главного военного прокурора Анатолия Матиоса. Это кадровое решение следует понимать в контексте президентского законопроекта о реформировании органов прокуратуры, которым предусматривается увольнение всего прокурорского состава. Фокус разбирался, какой вид примут органы прокуратуры после реформы
Генеральный прокурор Руслан Рябошапка подписал приказ об увольнении Анатолия Матиоса с должности заместителя генерального прокурора-главного военного прокурора. Матиос направлен в распоряжение Министерства обороны, которое примет решение о дальнейшем прохождении им воинской службы.
Матиос через Facebook благодарит коллег, с которыми вместе нес службу в военной прокуратуре. Он также рассказывает о своем рапорте, поданном на имя генпрокурора, и предупреждает о негативных последствиях ликвидации военной прокуратуры. По словам Матиоса, документ остался без внимания.
О предстоящей ликвидации военной прокуратуры Рябошапка заявил до своего назначения генпрокурором. Его заявление вызвалj волну критики со стороны военных прокуроров и военнослужащих. 7 августа на странице Генпрокуратуры в Facebook было размещено коллективное обращение военных прокуратур, в котором говорится о недопустимости ликвидации ведомства в период вооруженной агрессии РФ. Аналогичное сообщение появилось на странице пресс-центра военно-морских сил вооруженных сил Украины. На сегодняшний день обе публикации отсутствуют.
Пройденный этап
29 августа президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду законопроект о первоочередных мерах по реформированию органов прокуратуры. Документом предлагается ликвидировать военную прокуратуру и исключить ее из системы прокуратур. В настоящее время военная прокуратура продолжает выполнять свои функции. Об этом Фокусу рассказал первый заместитель военного прокурора Центрального региона Максим Крым.
"Никаких поручений мы не получали, органы военной прокуратуры действуют в рамках действующего законодательства", – утверждает Крым.
Бывший заместитель военного прокурора Центрального региона Анатолий Маркевич считает, что ликвидация военной прокуратуры в период боевых действий будет ошибкой.
"С начала боевых действий на Донбассе мы уже сталкивались с подобной ситуацией. В 2014 году военной прокуратуры уже не было, в местах боевых действия местная милиция и прокуратура прекратили выполнять свои функции. Это привело к полному беззаконию на указанных территориях. Боевые действия не закончились, мы постоянно ждем эскалации конфликта, поэтому отказываться от военной прокуратуры преждевременно", – говорит Маркевич Фокусу.
Он напоминает, что у военной прокуратуры нет функции следствия, которая передана Государственному бюро расследований (ГБР). Территориальные управления ГБР находятся на расстоянии 250-300 км от зоны боевых действий.
"В свое время Матиос запретил следователям с опытом расследований проходить конкурс в ГБР, а в самом бюро нет кадров с необходимым уровнем подготовки. Кроме того, вряд ли сотрудники ГБР будут выезжать на преступления за 250-300 км", – отмечает эксперт.
Давай по-новому
Законопроект президента предлагает кардинальные изменения в системе органов прокуратуры. Так, предлагается переименовать Генпрокуратуру в Офис генпрокурора, региональные прокуратуры – в областные, а местные – в окружные. Предельная численность прокуроров составит 10 тыс. человек против 15 тыс. на сегодняшний день.
Генпрокурор получает право на неограниченное количество заместителей – в действующем законе их у него четверо. После публикации приказа генпрокурора об утверждении новой организационной структуры органов прокуратуры все прокуроры будут считаться предупрежденными о возможном предстоящем увольнении. Прокурор может сохранить должность, если пройдет аттестацию, состоящую из тестирования и собеседования, которые будут проводить кадровые комиссии. Примечательно, что до 1 сентября 2021 года останавливается деятельность Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуратуры (КДКП) и Совета прокуроров. Это органы прокурорского самоуправления, которые, среди прочего, принимали решения по кадрам.
Руслан Рябошапка во время выступления в Верховной Раде при назначении на должность генпрокурора предупредил, что на определенном этапе КДКП и Совет прокуроров могут тормозить перезагрузку прокуратуры.
"Органы прокурорского самоуправления – Квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров и Совет прокуроров – являются важными элементами для обеспечения независимости прокуроров. Но на определенном этапе эти органы могут стать, собственно, тормозом для осуществления обновления или перезагрузки прокуратуры. Очевидно, что после того как органы прокуратуры пройдут эту перезагрузку, когда будет сформирован новый состав новыми прокурорами этих органов прокурорского самоуправления, тогда они смогут эффективно работать снова", – утверждает Рябошапка.
Согласно законопроекту, прокуроры будут подавать декларацию добропорядочности и родственных связей. Вместо академии прокуратуры предлагается создание тренингового центра.
Бывший заместитель генерального прокурора Алексей Баганец отмечает, что в президентский законопроект заложена угроза, что все кадровые решение в органах прокуратуры будет принимать один человек.
"Логично, что генпрокурор должен отвечать за кадры, но получится ситуация, что он единолично будет формировать прокурорский состав. Сейчас этим занимаются КДКП и Совет прокуроров. По моей информации, на сегодняшний день открыто более 1,5 млн уголовных производств, для каждого из них нужен процессуальный руководитель, то есть прокурор. Представьте ситуацию, что случится, когда прокуроров начнут увольнять, а назначение затянется. Первыми ощутят на себе потерпевшие стороны", – делится наблюдениями с Фокусом Баганец.
По его словам, перезагрузка системы прокуратуры в Украине необходима, но все будет зависеть от честности и эффективности отбора кадров.
"Важно, чтобы не получилось, как при бывшей власти, когда через закон о люстрации прокуратура потеряла большое количество опытных и ценных кадров", – напоминает Фокусу Баганец.
2 сентября на встрече президента Зеленского с руководством Верховной Рады, Кабинета министров и правоохранительных органов, генпрокурор Рябошапка назвал основные задачи, стоящие перед его ведомством. Среди них – перезапуск, обновление и очищение Генпрокуратуры, системный перезапуск всей системы уголовной юстиции и защита интересов бизнеса, работающего на законных основаниях.