Разделы
Материалы

Соблазняющая беззащитность. Зачем Зеленскому нужны депутаты без неприкосновенности

Ольга Чёрная
Фото: Вадим Сарахан

Утратив депутатскую неприкосновенность, народные избранники рискуют превратиться в сотрудников законодательного департамента Офиса президента

По иронии судьбы автором первого закона, который приняла новая Верховная Рада, стал Петр Порошенко. Будучи президентом, он внес в парламент предложение об изъятии из Конституции положений о депутатской неприкосновенности. Документ получил положительный вывод Конституционного Суда, но Верховная Рада прошлого созыва так и не проголосовала за него.

Нынешняя Рада приняла законопроект за основу в первый же день своего заседания, 30 августа. А уже 3 сентября утвердила окончательно. "Прикасаемыми" нардепы станут с 1 января 2020-го. Но, чтобы это произошло окончательно и бесповоротно, придется внести изменения в закон о статусе народного депутата, а также в Уголовно-процессуальный кодекс.

По многочисленным просьбам трудящихся

Долгие годы украинские политики, эксплуатируя тему депутатской неприкосновенности, зарабатывали на ней электоральные баллы. Обещая перед каждыми новыми выборами отменить особый статус народных избранников. Но не делая этого, они превратили неприкосновенность в символ тотального лицемерия и несправедливости.

"Депутатская неприкосновенность стала для людей своего рода раздражителем. Мол, если тебя выбрали депутатом, то тебя нельзя привлечь к уголовной ответственности. Но это ложь", — утверждает Юлия Кириченко, член правления Центра политико-правовых реформ. За 28 лет Генеральная прокуратура внесла в ВР 22 представления о снятии депутатского иммунитета, напоминает она. Парламент дал разрешение на привлечение к уголовной ответственности 16 народных депутатов. Но лишь один из них сел в тюрьму — Виктор Лозинский получил срок по обвинению в убийстве. Это значит, что проблему депутатской безнаказанности порождает прежде всего коррупция в правоохранительных органах и судах, убеждена Кириченко. Если человек владеет большими деньгами, ему не нужен депутатский мандат, он и так сумеет избежать наказания.

Но 373 народных избранника, отдавших голоса за "историческое решение", не вняли этим доводам. Проигнорировали они также замечание Конституционного Суда Украины, который указал на тот факт, что неприкосновенность не является "личной привилегией" парламентария, а призвана обезопасить его от давления. Остались неуслышанными и замечания Венецианской комиссии, отметившей, что в странах с "уязвимой демократией", в число которых входит Украина, к ликвидации депутатского иммунитета нужно подходить с большой осторожностью, чтобы не поставить под угрозу независимость законодательной власти.

Держать на поводке

Впрочем, именно эту цель, вероятно, и преследовала новая власть, решившая совместить приятное с полезным. Приятное — уникальный шанс повысить свой политический рейтинг. До этого президенты только обещали снять с депутатов иммунитет, а Зеленский сделал это. Полезное — широкие перспективы для усиления влияния на законодательный орган со стороны исполнительной власти. Особенно если добавить ряд "ограничительных мер", которые команда президента подготовила для парламентариев. Речь идет о сокращении их численности, расширении списка оснований для прекращения депутатских полномочий, а также лишении депутатов персонального права законодательной инициативы с предоставлением им возможности подавать законопроекты исключительно в составе фракции.

Верховная Рада уже проголосовала за то, чтобы отправить законопроекты, в которых это все предусмотрено, в Конституционный Суд для оценки на предмет их соответствия Основному Закону, поскольку и в этих случаях речь идет о внесении изменений в Конституцию.

"Изменение правил работы депутатского корпуса нацелено на то, чтобы сделать народных избранников подконтрольными. Хотя закон о статусе народного депутата предполагает свободу действий законодателя", — утверждает Юрий Ключковский, юрист-конституционалист.

А глава гражданской сети ОПОРА Ольга Айвазовская допускает: "Красные папочки" будут лежать на каждого, чтобы держать нардепов на коротком поводке. Лучше иметь "зашкваренных", но послушных депутатов, чем самостоятельных политиков, которые представляют народ, а не обслуживают интересы третьих сторон".

А ты не воруй!

Президент Зеленский, присутствовавший в сессионном зале во время принятия судьбоносного закона, заверил парламентариев, что они и впредь не будут нести ответственности за политические решения и голосования. По его словам, свободный доступ к депутату правоохранительные органы будут иметь лишь в случае, "если он сбивает человека, крышует добычу янтаря или совершает другое уголовное преступление".

Действительно, согласно новой редакции статьи 80 Конституции законодатели не будут нести юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте, если в этих высказываниях нет оскорблений и клеветы. Однако, по мнению народного депутата из фракции "Европейская солидарность" Николая Княжицкого, закон не исключает возможности преследования парламентария за политическую деятельность. Ведь нардеп может выступить с неугодными власти речами не в парламенте, а, скажем, на митинге.

"Если сейчас начнут преследовать нардепов от оппозиции, пострадают и избиратели, позицию которых эти депутаты представляют. Помимо прочего, есть и высокий риск, что президент сконцентрирует контроль над всеми силовыми структурами, и мы можем от презумпции невиновности перейти к модели "был бы человек, а статья найдется", — высказал свои опасения Владимир Арьев, депутат от "Евросолидарности".

В зоне потенциального риска находятся и депутаты из пропрезидентской фракции. В своем недавнем "интервью", посвященном 100 дням президентства, Владимир Зеленский рассказал, что к некоторым из них уже ходят какие-то люди, пытающиеся через "слуг народа" решить личные вопросы. "Я им говорил откровенно: я вас прибью. Найду и прибью просто. Это просто позор!" — возмутился глава государства. Разумеется, до физического насилия дойдет едва ли, но даже самому неискушенному человеку понятно: снятие неприкосновенности — это весомый рычаг влияния на потенциальных перебежчиков и внутрифракционных диссидентов.

Хотя в команде президента категорически отрицают вероятность преследования депутатов по политическим мотивам, приструнить "заблудших овец", имея полный контроль над силовиками, Банковой будет нетрудно.