Разделы
Материалы

Формула мира. Можно ли остановить войну по плану Штайнмайера и к каким компромиссам готова власть

Марина Бердичевская
Фото: Getty Images

Удастся ли Владимиру Зеленскому остановить войну на востоке Украины и поможет ли ему в этом пресловутая формула Штайнмайера

Не успели улечься страсти вокруг "большого обмена", как общество всколыхнула новая дискуссия. Пока никто не понимает, когда состоится обещанная встреча в "нормандском формате", с какими тузами в рукавах приедут на нее стороны, какие козыри сдадут, а какие приберегут в рамках большой геополитической игры, но все снова обсуждают пункты минских соглашений, жонглируя терминами "капитуляция", "амнистия", "деоккупация". А еще с азартом спорят о загадочной формуле имени экс-министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. На самом же деле всех волнует простой вопрос — смогут ли мировые лидеры договориться о мире в Украине и если да, то какой ценой.

Домашняя работа

Первым тему "формулы Штайнмайера" в информпространство вбросил Кремль устами главы российского МИДа Сергея Лаврова. Тот принялся твердить о необходимости "зафиксировать на бумаге" данную формулу, называя ее "домашней работой Киева". Выполнение этой работы — условие для встречи в "нормандском формате", которую Владимир Зеленский предлагает провести в конце сентября.

В Украине же бурное обсуждение формулы Штайнмайера началось после заявления недавно вступившего в должность министра иностранных дел Вадима Пристайко. Он рассказал, что Офис президента рассматривает возможность проведения местных выборов одновременно по всей стране, включая отдельные районы Донецкой и Луганской областей, напомнив, что в 2015-м Украина подписала минские соглашения, которые и предусматривают проведение таких выборов.

Глава МИДа также сослался при этом на формулу Штайнмайера, которую, по его словам, в 2016 году согласовал Петр Порошенко.

"Мы договорились о формуле Штайнмайера на встрече советников 2 сентября, и я дал согласие", — сообщил Пристайко, выступая в минувшую среду на совместном заседании парламентских комитетов по евроинтеграции и иностранным делам.

Тем временем президент Зеленский, говоря об инициативе встречи лидеров "нормандской четверки", подчеркнул, что решения по формуле Штайнмайера еще нет, поскольку она — один из самых сложных вопросов предстоящей встречи.

Формула появилась четыре года назад, в октябре 2015-го, на очередном саммите "нормандской четверки". Тогдашний глава МИД ФРГ (ныне президент Германии) Франк-Вальтер Штайнмайер предложил свое видение политического урегулирования на Донбассе. Формулу обсуждали год, но в октябре 2016-го в ходе последней встречи в "нормандском формате", когда канцлер ФРГ Ангела Меркель собрала всех в Берлине, на бумаге ее так и не зафиксировали.

Сладкая парочка. Президент Франции Макрон и канцлер ФРГ Меркель, по словам Леонида Кучмы, будут подталкивать Зеленского к уступкам Путину

Суть формулы сводится к тому, в каком порядке Украина должна выполнять минские соглашения. Последние вначале предусматривают прекращение огня, отвод вооружений, полную амнистию боевиков, обмен пленными в формате "всех на всех", местные выборы в ОРДЛО в соответствии с украинским законодательством, а уже потом — взятие Украиной контроля над государственной границей и вывод всех иностранных вооруженных формирований и наемников с территории нашей страны.

Украина на такие условия пойти не могла, потому Штайнмайер предложил другой, более компромиссный вариант: сначала закон о выборах, затем отвод вооружений, после — сами выборы, в случае признания их демократичности наблюдателями ОБСЕ — "особый статус" для ОРДЛО на временной основе, далее — изменения в Конституцию, закрепляющие такой статус на постоянной основе, и уж потом — восстановление контроля Украины над государственной границей. Причем как в минских соглашениях, так и в формуле Штайнмайера пункт 11, предусматривающий предоставление ОРДЛО "особого статуса", прописан как условие выполнения пункта 9 — о восстановлении контроля над госграницей. То есть логика Берлина отличалась от логики Москвы лишь незначительно: там считали, что политические пункты и пункты безопасности должны выполняться не последовательно, а одновременно.

В команде Зеленского утверждают, что Петр Порошенко формулу Штайнмайера согласовал, хотя соратники пятого президента отвечают, что это ложь. "Минские соглашения юридически никчемны, а формула Штайнмайера — это дипломатическая капитуляция, которая еще больше загоняет Украину в угол, — считает дипломат Александр Хара. — Предполагается, что пункты минских соглашений — это порядок действий. Но в них не прописана ответственность сторон. Из них вообще вытекает, что у нас гражданская война, формула Штайнмайера в этом никак не помогает".

Об этой формуле, вероятно, никто бы и не вспомнил, если бы не пертурбации в составе "нормандской четверки": та же Меркель, тот же Путин, но теперь новый президент Франции Эммануэль Макрон и новый президент Украины Владимир Зеленский.

"Троянский конь" от Путина

Бывший глава украинского МИДа Павел Климкин уверяет, что РФ предлагает Украине совсем не ту формулу Штайнмайера, которую придумал сам Штайнмайер. "Москва интерпретирует эту формулу так, что после выборов начнут действовать спецусловия для Донбасса, которые определит Россия, — объясняет Климкин. — Но сейчас там есть оккупационная администрация и никакого другого статуса, кроме как оккупационного, у нее по определению быть не может. Ни нормального, ни специального, ни особого — никакого. Ноль! Что нужно для того, чтобы там появились люди, с которыми мы будем разговаривать? Сначала — решение вопроса безопасности, потом — выборы. И только тогда можно получить элементы этого особого статуса, особого самоуправления".

По словам экс-министра, цель России неизменна: легитимация действующих в ОРДЛО боевиков путем проведения там фейковых выборов. "Выборы должны состояться, — говорит Климкин. — Но они должны быть настоящими, свободными и честными. Да, они не могут быть идеальными, но должны быть организованы нашей ЦИК. Политические партии и наши СМИ должны иметь полный доступ к избирательному процессу, иначе это не выборы. Если мы согласимся, что этого не будет, то это будет инкорпорация Донбасса как "троянского коня" на условиях Путина".

Собственно, с тезисами Климкина никто и не спорит: ни формула Штайнмайера, ни последовательность записанных в минских соглашениях пунктов для Украины неприемлемы, но выборы в ОРДЛО проводить придется. Только для этого необходимы вывод российских войск, обеспечение безопасности, регистрация граждан и кандидатов, работа независимых СМИ, о чем уже заявил временный поверенный по делам США в Украине Уильям Тейлор. "Во время так называемого референдума в Крыму мы видели, как выглядит "безопасность" под российской оккупацией, — отмечает Тейлор. — Это не безопасность. Российских войск там быть не должно".

Второй президент Украины и представитель Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе Леонид Кучма заверяет, что на ближайшей встрече "нормандской четверки" формула Штайнмайера утверждена не будет. "Нужно снова садиться за стол и определять, что для Украины приемлемо, а что — нет, — заявляет Кучма. — Особый статус с теми полномочиями, которые предполагают, что Украина не унитарное государство, а то ли конфедерация или федерация, еще и с предложением изменить Конституцию — это не путь для Украины. Безопасность на первом месте. Вам нужно вывести войска, вывести тяжелое вооружение, вернуть нам границу, и тогда мы проведем свободные выборы".

И вновь продолжается бой

Каким образом Зеленскому удастся отстоять интересы Украины в ходе встречи "нормандской четверки", если формула Штайнмайера неприемлема, минские соглашения невыполнимы, а выборы в ОРДЛО — единственный путь к деоккупации и реинтеграции Донбасса? В интервью Associated Press Леонид Кучма признался, что надежды на успешный исход переговоров у него мало, поскольку и Меркель, и Макрон будут подталкивать президента Украины к уступкам Путину: "Зеленскому будет очень тяжело — он будет один против троих".

В то же время в Офисе президента к саммиту лидеров "нормандской четверки" усердно готовятся. Причем политолог Олег Саакян уверен, что формула Штайнмайера появилась в информационном поле как раз с подачи команды Зеленского: "Они пытаются максимально использовать российскую повестку, при этом не заходя за красные линии, чтобы продемонстрировать, что как раз РФ настроена деструктивно, а Украина — конструктивно". По его мнению, несмотря на заявления Лаврова, предусмотренное формулой Штайнмайера вталкивание ОРДЛО в объятия Украины без их реальной интеграции теперь неприемлемо и для России. "Говорить о "нелегитимной" киевской власти уже нет смысла, а проведение даже квазивыборов таит в себе огромный риск: партия Зеленского может получить очень высокий процент поддержки, — считает Саакян. — Украина сейчас выступает с проактивной якобы капитулянтской позицией. Это заставляет Россию включать заднюю скорость и, таким образом, демонстрировать свою неконструктивность. Нынешний сценарий Кремль не удовлетворяет, а ведь именно под него он собирал поддержку на Западе".

Такой оптимизм по поводу исхода переговоров и урегулирования ситуации на Донбассе выражает и олигарх Игорь Коломойский: "Считаю, что не надо бояться выборов. Даже если там присутствуют "зеленые человечки" или иностранные войска, это не мешает нам проводить свои выборы. Думаю, Зеленский там получит 80% поддержки". Если читать между строк, то получается, что олигархи достигли консенсуса по этому вопросу. Это же Фокусу подтверждают и в окружении другого олигарха. "Консенсус полный, — говорит источник. — Сначала выборы, затем полная амнистия в судебном порядке, затем вывод войск, поскольку они боятся фильтрационных действий. Но избирательные комиссии будут украинские, наблюдатели — украинские, спорные вопросы будут рассматривать украинские суды. Выборы пройдут под полным контролем ОБСЕ".

При этом о внесении изменений в Конституцию для предоставления ОРДЛО "особого статуса", по словам того же Коломойского, речь не идет. "Эту формулу согласовал весь мир, — утверждает наш собеседник, близкий к олигарху. — Легитимация территорий происходит только через выборы, другого пути нет. То, что им принадлежало, олигархи готовы восстановить в течение года и взять на себя логистику по тем предприятиям, которые им не принадлежат. Амнистированные должны работать на их предприятиях. Если Украина хочет иметь эту территорию, она должна получить ее с населением".

Похоже, описанный сценарий — тот самый единственно приемлемый компромисс, на который может пойти Зеленский за столом переговоров. "Утверждение о том, что через механизм выборов нужно пройти, чтобы урегулировать ситуацию, правильное, — считает Роман Безсмертный, бывший представитель Украины в Трехсторонней контактной группе по Донбассу. — Но, согласно правилам ОБСЕ, выборы могут проводиться только после того, как техника выведена, территория демилитаризована, отряды разного характера расформированы, регулярные войска выведены. Приятно, что руководство Украины теперь говорит, будто выборы могут проходить только на всей территории Украины. Значит, оно понимает, что проводить выборы по одним правилам на всей территории Украины, а на Донбассе — по другим, недопустимо. Хотя допустимо, чтобы отдельные выборы проводились ad hoc [в виде разового исключения] — но только для этого случая, чтобы обеспечить переход от одного режима к другому".

В Европе же подготовку к встрече лидеров "нормандской четверки" называют многообещающей. Председатель Мюнхенской международной конференции по безопасности Вольфганг Ишингер заявил, что впервые за многие годы есть шанс на успех за столом переговоров: "Это новая возможность, мы должны ее использовать. В этом смысле очень интересно и полезно, что Макрон протянул руку Путину. Увидим, что будет. Для танго нужны двое, и обе стороны должны танцевать. Посмотрим, захочет ли танцевать Путин".

Однако заседание Трехсторонней контактной группы по вопросам урегулирования ситуации на Донбассе, которое состоялось 17 сентября в Минске, показало: стороны все еще далеки от достижения договоренностей. Представитель Украины в ТКГ Леонид Кучма заявил, что украинская сторона не возражает против формулы Штайнмайера, но ее реализация возможна при выполнении ряда пунктов. Среди них вышеупомянутые: прекращение огня, выведение иностранных вооруженных формирований и военной техники и установление контроля над неподконтрольным Украине участком украинско-российской границы. В ответ представитель России в ТКГ Борис Грызлов заявил, что украинская сторона, отказавшись от официального письменного подтверждения формулы Штайнмайера, поставила под угрозу проведение саммита "нормандской четверки".

Как сообщил спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик, стороны продолжат дискуссии по имплементации формулы Штайнмайера 1 октября. А это значит, что встреча в нормандском формате состоится в лучшем случае в середине октября. Но лучше поздно, чем никогда.