Взгляд "серого кардинала". Ричард Гаас – о международном "шерифе" США и расцвете популизма в мире
Как глава американского Совета по международным отношениям Ричард Гаас видит будущую роль Украины во внешней политике США
Запасайтесь попкорном и устраивайтесь поудобнее. Никогда еще динамика развития украинско-американских отношений не была так похожа на остросюжетное кино. По жанру — нечто среднее между детективом, триллером и комедией. В последние недели мы стали свидетелями нескольких непредсказуемых виражей, которые сменяли друг друга быстрее, чем мировые информагентства успевали на них реагировать. Начался процесс импичмента президента США после телефонного разговора с президентом Украины. За этим последовали заявления о том, что некие украинские граждане пытались незаконно повлиять на ход американских выборов. Все это перемежевывалось благостными отзывами глав обоих государств о ходе телефонных переговоров и личных встреч.
Пытаясь разобраться, что происходит за кулисами этого внешнеполитического театра и может ли Украина ожидать ощутимой поддержки со стороны США, Фокус обратился к американскому дипломату Ричарду Гаасу, человеку, играющему важную роль в формировании внешней политики Соединенных Штатов. С июля 2003 года он занимает пост президента Совета по международным отношениям США, до этого был директором департамента политического планирования при Госдепе и советником тогдашнего Госсекретаря США Колина Пауэлла. На предыдущих этапах карьеры работал специальным помощником президента Джорджа Буша — старшего и служил в Минобороны. Разрабатывал обоснование внешней политики США во время проведения операции "Буря в пустыне" и заслужил репутацию эксперта по международным конфликтам.
Опыт в шоу-бизнесе
Стоит ли Украине в дальнейшем рассчитывать на помощь Соединенных Штатов в военном конфликте с Российской Федерацией?
— Разумеется, со стороны США было бы логично и впредь продолжать попытки сдерживания России с помощью санкций и оказывать всяческую поддержку Украине. Речь не только о предоставлении ресурсов, которые могут быть полезны для защиты территориальной целостности вашей страны, но и о сопровождении дипломатического процесса. Собственно, мы уже многое сделали для того, чтобы этот конфликт разрешился наиболее благоприятным для вашей страны образом. На мой взгляд, в сложившейся ситуации очень важно сделать Украину привлекательным примером демократии и благополучия. Это неизбежно повлияет на настроения жителей Крыма и Донбасса. Люди, не слишком хорошо разбирающиеся в политике, должны ясно увидеть, что для их региона гораздо лучше и выгоднее быть частью Украины, чем присоединиться к Российской Федерации. В этом отношении, на мой взгляд, существует положительная динамика, но, конечно, многое будет зависеть от успешности реформ и вообще от тех решений, которые принимаются в вашей стране на государственном уровне. В целом я вижу немало поводов для оптимизма.
Бывший посол США в РФ Майкл Макфол в интервью Фокусу говорил о явной симпатии Дональда Трампа к Владимиру Путину, а еще о том, что военная мощь России может быть полезна для реализации политики Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. Есть ли риск, что это заставит вашего президента смотреть сквозь пальцы на путинскую агрессию в отношении нашей страны?
— Сейчас многие увлеченно рассуждают о личностных особенностях и настроениях Дональда Трампа. На мой взгляд, утверждение о том, что отношения между конкретными людьми имеют определяющее значение для отношений между странами, спорно. Главы государств могут делать эффектные публичные заявления, но всякий раз, прежде чем предпринять некий реальный шаг, им приходится учитывать множество дополнительных факторов, не зависящих от их воли. Единоличное принятие важных решений вообще характерно для сферы искусства и драматургии, но не для большой политики. Можно предположить, что успешный опыт работы в шоу-бизнесе подсказывает некоторым президентам определенное личностное отношение к дипломатии, но реальный межгосударственный переговорный процесс никогда в действительности не сводится к взаимодействию персоналий, какими бы яркими и харизматичными они ни были.
Почва для популизма
Вы часто называете США "международным шерифом". Заявления Трампа свидетельствуют о том, что он намерен сосредоточиться на решении внутренних проблем, функции "шерифа" его не прельщают. Роль США на международной арене изменится?
— От этого никто не выиграет. Роль, которую Соединенные Штаты до сих пор играли на мировой арене, лишь условно можно назвать "ролью шерифа". В действительности речь идет о поддержании порядка в международных отношениях, защите ценностей, в которые мы верим. Если бы США вправду сложили с себя эти обязанности, в мире стало бы гораздо меньше демократических свобод и процветания, больше хаоса и насилия. Просто потому, что на сегодня нет никакой другой страны, которая могла бы и стремилась бы взять на себя такую роль вместо нас. Идея о том, что можно замкнуться на внутренних интересах и достичь таким образом благополучия, вообще обманчива, причем не только для Соединенных Штатов, это касается любой страны. Вряд ли кто-то сегодня может изолировать себя от проблем и вызовов, стоящих перед мировым сообществом. В итоге общее благо всегда зависит от межгосударственного взаимодействия. Возьмем для примера Бразилию. Очевидно, что пожары в ее лесах — вовсе не внутренняя, но глобальная проблема, недаром их называют "легкими планеты".
Тем не менее тысячи американцев поддержали идеи Дональда Трампа, в том числе идею менее активного участия в международных конфликтах.
— Страхи, стереотипы и устоявшиеся правила стали благодатной почвой для расцвета популизма во многих странах. Это чувствуется в Западной Европе и даже в Украине. То, что люди разочаровались в традиционной политике, не новость. Тому, кто придет после Трампа, тоже придется иметь дело с такими настроениями, но защита национальных интересов всегда предполагает более широкий взгляд на вещи.