Разделы
Материалы

Дело на миллиард. В чем НАБУ подозревает топ-менеджера Райффайзен Банка Александра Писарука

Владислав Бурда
Екатерина Рожкова, Владимир Лавренчук, Александр Писарук, Томаш Фиала в суде / Фото: facebook.com/Петр Шевченко

15 ноября Высший антикоррупционный суд отказался арестовывать главу правления Райффайзен Банка Аваль Александра Писарука. НАБУ подозревает его в причастности к хищению 1,2 млрд гривен стабкредита, выданного Нацбанком в 2014 году VAB банку. Фокус рассказывает о подробностях дела

Привет из прошлого

Всего в деле фигурируют 15 человек, сообщили о подозрении уже 10. Самые известные среди них – бывший первый заместитель главы НБУ и нынешний глава правления Райффайзен Банка Аваль Александр Писарук, а также владелец VAB банка, аграрный олигарх Олег Бахматюк. Всем им сообщили о подозрении в завладении 1,2 млн грн стабилизационного кредита, предоставленного Нацбанком в 2014 году. Им инкриминируют ч.5. ст. 191 Уголовного кодекса Украины ("Завладение имуществом путем злоупотребления служебным положением").

В октябре 2014 года VAB банк, отнесенный к категории проблемных банков, обратился к НБУ с ходатайством предоставить ему стабилизационный кредит под залог недвижимого имущества. По версии следствия, необходимых для этого документов предоставлено не было, однако правление НБУ все равно согласилось помочь банку.

При этом стоимость недвижимости, передаваемой в залог Нацбанка, завысили почти в 25 раз путем составления поддельных отчетов об оценке. Согласно результатам экспертизы, реальная стоимость заложенной недвижимости составляла 79 млн гривен вместо 1,8 млрд гривен, заявленных VAB банком. Руководство НБУ якобы знало о таком подлоге, но кредит все равно выдало.

По версии следствия, Бахматюк вступил в сговор лично с Писаруком. Саму же "схему" последний провернул вместе с главой управления НБУ в Киеве и области Николаем Каленским и директором департамента банковского надзора Аллой Шульгой. Своим подчиненным он якобы дал указание подготовить как можно скорее документы для выдачи кредита. Так, по словам прокурора, 8 октября 2014 года Писарук написал электронное сообщение Шульге о необходимости выдать кредит банку, "как минимум 1 млрд", и уточнил, что "Каленский в курсе". В итоге правление НБУ одобрило кредит уже 10 октября, а деньги на счета VAB банка поступили через три дня.

Спустя 40 дней после выдачи кредита банк был признан неплатежеспособным и соответственно кредит не вернул.

Также о подозрении уже сообщили фактическому владельцу банка Олегу Бахматюку, экс-главе правления, экс-главе наблюдательного совета VAB банка, его заместителю и трем должностным лицам частных компаний, связанных с олигархом.

Cейчас бизнесмен находится за пределами Украины, но утверждает, что "никуда не бегал и сейчас активно работает" – последнюю неделю ведет переговоры на Ближнем Востоке. Отрицает он и любой сговор с Писаруком. По его словам, они виделись только один раз. Также в открытом письме Бахматюк призвал президента Владимира Зеленского "сказать своим подопечным обратиться к закону и логике и сесть за стол переговоров". В конце октября олигарх предложил в течение семи лет выплатить 8 млрд грн долгов Фонду гарантирования вкладов, в качестве "задатка" он готов сразу внести 0,5 млрд грн (В НБУ говорят, что всего по двум банкам (VAB банк и банк "Финансовая инициатива") Бахматюк задолжал 10,6 млрд грн).

Уголовное дело по этому поводу открыли в октябре 2016 года. В феврале 2019 года генпрокурор Юрий Луценко передал его в Нацполицию, следователи которой закрыли производство в августе в связи с отсутствием состава преступления. Однако, в сентябре 2019 постановление о закрытии дела было отменено новым главой ГПУ Русланом Рябошапкой, который поручил вести расследование детективам НАБУ.

Напомним, в Украине Писарук приобрел широкую известность после того, как в 2014 году вошел в команду Валерии Гонтаревой, став ее первым заместителем. В Нацбанке он курировал банковский надзор. Именно на его каденцию пришлись крупнейшие банкротства финансового кризиса 2014-2015 годов. Писарук выводил с рынка банки Форум, VAB, Надра и Дельта.

С Гонтаревой его связывает и продолжительная совместная работа в украинской "дочке" голландского ING Bank, где Писарук был главой правления, а Гонтарева – его подчиненной. Из Нацбанка он ушел в конце 2015 года, мотивируя решение, тем, что его "миссия выполнена". Следующие три года он проработал в центральном офисе МВФ и только в 2019 году вернулся в Украину. 20 августа Писарука назначили главой правления Райффайзен Банка Аваль.

Каленский сейчас входит в состав Совета НБУ. Он был назначен на должность президентом Петром Порошенко в апреле 2018 года. Кандидатуру Шульги летом 2019 года предложили по квоте Верховной Рады в состав наблюдательного совета государственного Укрэксимбанка, однако ее назначение еще не прошло согласование в НБУ.

Встать, суд идет

Меру пресечения всем подозреваемым избирает Высший антикоррупционный суд. Первой по списку оказалась Алла Шульга. 12 ноября ее арестовали на два месяца с правом выхода под залог в 368 тыс. гривен. Николаю Каленскому повезло больше. 13 ноября суд отправил его под домашний арест, хотя прокурор также ходотайствовал об аресте. При избрании такой меры пресечения судья учел 64-летний возраст подозреваемого, наличие у него хронических заболеваний и II группы инвалидности. Также суд арестовал бывшего замглавы правления VAB банка Андрея Яцюту с альтернативой внесения залога в 1,1 млн грн.

Самым резонансным стало судебное заседание по Александру Писаруку. На заслушевание позиций всех сторон, рассмотрение двух томов доказательств и принятие решения ушло два дня.

Взять на поруки Писарука предлагали 14 человек: депутат Киевсовета Сергей Гусовский, глава наблюдательного совета компании "Фармак" Филя Жебровская, глава НБУ Яков Смолий и его первый заместитель Екатерина Рожкова, глава компании Dragon Capital Томаш Фиала, экс-глава Райффайзен Банка Владимир Лавренчук и другие. Защита считала достаточной мерой пресечения личное обязательство.

САП в свою очередь просила арестовать Писарука на два месяца с правом выхода под залог в размере 30 млн грн. Прокурор свое ходотайство обосновал тем, что банкир может скрываться от органов досудебного расследования, сбежать за границу и уничтожать доказательства.

Но в итоге суд прокуроров не послушал. В качестве меры пресечения банкиру избрали залог в 5 млн гривен, который он должен внести в течении пяти дней. Также Писарука обязали сдать загранпаспорт и носить электронный браслет.

Банковская солидарность

На защиту сотрудников Нацбанка встали его бывшая глава Валерия Гонатарева и нынешний состав правления. Гонтарева назвала такой ход событий "беспределом и террором" и отрицает нарушения при выдаче рефинансирования VAB банку.

"Это просто очередная месть: вместо Бахматюка и менеджмента этих банков, НАБУ задерживает Писарука, честнейшего человека и настоящего реформатора, который очищал банковскую систему", – заявила она.

В Нацбанке также категорически не согласны с обвинениями по делу VAB в адрес своего экс-топ-менеджера. "Правление НБУ возмущено вручением подозрения Александру Писаруку. Это банкир с безупречной репутацией, что оценили и в МВФ, где он работал в течение последних трех лет. Напоминаем, все решения в НБУ принимаются коллегиально, что делает невозможным влияние на них со стороны одного человека", – говорится в заявлении пресс-службы НБУ.

В руководстве Райффайзен Банка Аваль также убеждены, что "с Писарука будут сняты все подозрения и что он всегда придерживался наивысших профессиональных и этических норм, работая как в Райффайзен Банке Аваль, так и в других международных институциях".

В НБУ утверждают, что выдача кредита прошла без нарушений процедуры, а нецелевого использования его средств не было установлено.

"НБУ определил целевое использование средств – выплата средств вкладчикам. Нецелевого использования средств НБУ не обнаружено", – говорится в заявлении регулятора.

Такую же позицию в суде озвучил и сам Писарук.

"Выдавая кредит VAB, НБУ действовал в рамках законодательства: у нас была оценка залогов от независимого оценщика, кроме того, две рецензии, в том числе от международной компании. Это само по себе давало нам определенный комфорт при выдаче кредита. Но помимо этого мы впервые в истории НБУ запросили личное поручительство собственника и обязательство докапитализировать банк", – сказал Писарук.

По его словам, стабилизационный кредит был выдан при условии, что деньги пойдут на выплаты вкладчикам банка. В противном случае Фонду гарантирования вкладов пришлось бы выплачивать средства клиентам VAB банка за свой счет.

Кто в итоге окажется прав, НАБУ или НБУ, покажет время, хотя, как показывает практика, завершение расследования и судебное разбирательство может занять не один месяц.