Разделы
Материалы

Штурмовые БТГр. Почему ВСУ нужно учиться воевать, используя батальонно-тактические группы

Игаль Левин
Фото: armyinform.com.ua

Военный аналитик Фокуса объясняет, чем отличается новый формат ведения боевых действий силами БТГр от привычных столкновений "по родам войск".

Что такое БТГр? 

Чтобы понимать, что такое батальонно-тактическая группа (БТГр), сперва нужно понять, что такое собственно тактическая группа. Тактическая группа, ТГр — специальный военный термин, обозначающий сводное формирование сухопутных войск, созданное на период выполнения боевой задачи усилением батальона подразделениями, не предусмотренными их организационно-штатной структурой. Обычно ТГр — структура батальонного уровня, то есть БТГр, а это около 500 — 700 человек. Но бывают и ТГр бригадного уровня, включающие в себя около 4000 человек личного состава.  

В чем разница между батальоном и батальонно-тактической группой?

В батальоне есть только один род войск. Например, пехота. Пехотный комбат командует только пехотой. Но в случае БТГр нет никакого "пехотного комбата" — ему будет придана артиллерия и танки. Или наоборот, танковому комбату придадут много пехоты и систем РСЗО. А еще разведка, системы РЭБ, операторы дронов и тд. По сути это будут общевойсковые комбаты, которые командуют тактической группой на своем боевом участке или секторе. 

Разнообразие вооружения и специалистов позволяет БТГр решать самые разнообразные задачи: от противостояния танкам до борьбы в городской застройке. В современных армиях готовятся воевать только такими тактическими группами, без чисто танковых, либо пехотных батальонов. Например, Армия обороны Израиля все свои последние учебные маневры проводит только с помощью БТГр, экспериментируя с их составом и "начинкой" (танки, артиллерия, ПВО и т.д.). 

Фото: pexels.com

То есть, командир пехоты должен уметь командовать танками?

Да. Причем пехотный командир должен уметь командовать танками, а танковый командир обязан разбираться в пехоте, а также быть компетентным в других системах, например, разбираться в дронах. В современной армии на курсах батальонных командиров проходят учения по командованию батальонно-тактической группой. А ведь в БТГр могут быть и инженерные войска. Также важно понимать, как правильно задействовать авиацию. 

Задействовать войска отдельно, по старинке — значит оказаться неспособным решать целую вереницу приходящих задач. Победу обеспечат только совместные действия самых разных войск, нередко – в разных плоскостях.

Почему так происходит?

Все просто. Сегодня, когда информация и события на поле боя обновляются и передаются с огромной, несравнимой с битвами прошлого, скоростью, у вас легко может произойти ситуация когда обстановка на поле боя стремительно меняется. Только вы отбили господствующую высоту, как появились вражеские танки. Вы остановили танки, но теперь нужно накрыть артиллерией появившуюся колонну врага. После этого поднять в небо стаю дронов-камикадзе или разведчиков. И так далее.Одни лишь пехотные или танковые батальоны не способны решать такое количество задач.  

Каким будет поле боя в ближайшем будущем?

Предстоящие битвы поставят перед командирами асимметричную реальность. Когда одна сторона при подавляющем превосходстве в технологиях и средствах обнаружения будет доминировать над полем боя, вторая сторона будет все глубже зарываться в землю, создавать опорные точки в густонаселенных пунктах, добиваться паритета в средствах наблюдения. 

Уметь представить такое поле боя и свое место в нем – необходимый для будущего командира тактической группы навык. 

Бой может происходить в любое время и в при любых условиях: зимой и летом, днем и ночью. От командира потребуется постоянно обучаться уже в ходе боевой операции. Ему должны быть обеспечены максимальная мобильность и свобода принимать решения. Он должен наловчиться использовать те инструменты, которые есть у его тактической группы — не ожидая указаний свыше.

Фото: pexels.com

Что потребуется от бойцов, которым предстоит сражаться в рамках БТГр?

Во-первых, научиться вести бой в наиболее трудных условиях. Это лесостепь, застройка и даже холмисто-горная местность. Уметь как держать оборону, так и штурмовать укрепления противника в рамках комбинированной атаки. 

Во-вторых, нужна незаурядная грамотность, то есть умение обращаться со сложными системами. В первую очередь, речь о системах поиска и обнаружения, всевозможные роботы и дроны. Те армии, бойцы которых будут в этом отставать, окажутся аутсайдерами военного ремесла. Они будут разбиты. 

В столкновении двух тактических групп победит та, которая первой обнаружит врага, где командир быстрее принимает обдуманные решения, формирует боевые задачи и успевает донести их до командиров рот и взводов. Важным качеством тактической группы в грядущих битвах будет скорость. Бойцы должны быть хорошо обучены и компетентны. Теперь недостаточно быть просто пехотинцем, нужно уметь быть и инженером, и марксменом-стрелком, и оператором дрона.

Какие тактические группы актуальны для ВСУ?

Чтобы прикинуть, в чем на поле боя нуждается Украина, нужно рассмотреть, чем являются тактические группы армии России. Российские БТГр — это артиллерийские соединения с большим количеством приданой разведки и пехоты. Небо будет в руках русских благодаря большому количеству ПВО и полному авиационному господству. Не забываем и о тактических ракетах. А значит, статика и пассивность — это прямой путь к поражению. 

  • ВСУ должны учиться формировать максимально мобильные и штурмовые тактические группы, в которых будут только подвижные части, никаких буксируемых орудий. Тактические кулаки, состоящие из пехотинцев-штурмовиков с приданными танками (не менее роты танков), фронтовым подвижным ПВО и лучшими разведывательными частями. 
  • Критически важно, чтобы в таких ударных группах были лучшие средства связи и наиболее компетентные специалисты. 
  • Прикрывать фланги таких ударных групп должны отряды легкой пехоты, бойцы местных отрядов ТрО, бойцы отдельных механизированных бригад. 
  • ВСУ стоит научиться создавать тактические бригады не батальонного уровня, а бригадного. Десантно-штурмовая бригада с приданным батальоном танков, ПВО и разведкой должна будет прорываться вглубь порядков наступающих частей РФ, не ввязываясь в контактные изматывающие бои, где русские смогут реализовать свое превосходство в огневой мощи. Следует обходить части РФ и зажимать их в котлы.
  • Старшим офицерам в Генштабе нужно принять как данность тот факт, что статика и пассивность будет означать неминуемый разгром. Как бы сложно и страшно им ни было.
Фото: pexels.com

Прийти и воткнуть флаг

Может показаться, что со стиранием профессии классического пехотинца исчезнет и сама пехота, а на ее место придет когорта всевозможных специалистов и мастеров своих военных профессий. Но это не так. Пока возникает потребность банально прийти и воткнуть флаг, пехота не утратит своей актуальности. Пока есть военное ремесло, будет сохраняться и потребность в пехоте. Теперь уже не в рамках чистых пехотных полков, как это было в прошлом, а в рамках новой концепции тактических групп.