Разделы
Материалы

Нелетная история. Что будет с авиацией Украины после остановки полетов в Беларусь

Наталия Богута
Фото: naviny.belsat.eu | Белавиа в Украину больше не летает

Для Белавиа новости однозначно плохие. А как отразится отмена рейсов на украинской авиации — авиакомпаниях, ценах и пассажирах? Фокус разбирался, чем обернется запрет на авиасообщение Украина Беларусь.

Кабмин поставил на стоп перелеты в Беларусь, запрещены также транзитные полеты в ее воздушном пространстве. Как запрет рейсов отразится на украинских авиакомпаниях, ценах и пассажирах?

По решению правительства, подготовленного по поручению президента Владимира Зеленского, с 26 мая Украина остановила авиасообщение с Беларусью. Кроме остановки перелетов между странами запрещается и транзит, то есть полеты в воздушном пространстве соседней страны.

"Госпогранслужба получила разрешение прекратить оформление пассажиров, которые направляются из Беларуси или в Беларусь, в таможенных пунктах аэропортов", — сообщил премьер-министр Денис Шмыгаль. В Мининфраструктуры говорят, что сейчас в центре внимания — безопасность пассажиров.

"События в Беларуси стали международным прецедентом. Нашим приоритетом является безопасность пассажиров и авиации. Первоочередная задача — оперативная организация всех мероприятий в строгом соответствии с международным и национальным законодательством. Украина готова оказать максимальную поддержку государствам и частным компаниям в процессе перестройки маршрутов через наше воздушное пространство", — отмечает министр инфраструктуры Александр Кубраков.

Для "Белавиа" новости плохие

Украина — не единственная страна, прекратившая воздушное сообщение с Беларусью после инцидента с самолетом Ryanаir и последовавшего задержания его пассажира журналиста Романа Протасевича. По состоянию на 26 мая то же сделали Литва, Франция и Великобритания. Крупные авиаперевозчики остановили рейсы в эту страну, среди них KLM, Lufthansa, LOT, Wizz Air, Air Baltik. 25 мая ЕС запретил белорусской авиации летать над территорией Евросоюза.

От введенных со стороны Украины санкций в первую очередь теряет авиакомпания "Белавиа", которая в неделю совершала 65 рейсов между Украиной и Беларусью. По данным госпредприятия "Украэрорух", компания выполняла рейсы из Минска в Киев, Одессу, Львов, Харьков и Запорожье. По данным авиаэкспертов, это около 11% всего трафика "Белавиа". В компании в срочном порядке начали увольнять сотрудников, многих отправляют в отпуск без сохранения зарплаты, — об этом Фокусу рассказали несколько авиаэкспертов. Изданию РБК в Белавиа сообщили, что "в сложившихся обстоятельствах сокращение затрат, объявление простоя или оптимизации численности персонала — неприятные, хоть и закономерные шаги". Впрочем, "массовые сокращения не рассматриваются", — отметили в авиакомпании.

Белавиа приостанавливает полеты в Украину. Рейсы в Киев, Львов, Одессу и Харьков отменяются до 31 августа. Пассажиры смогут вернуть полную стоимость билетов без штрафов или изменить дату вылета.
Фото: dc-booking.belavia.by - скриншот

Отмена рейсов: плюсы и минусы для Украины

Кроме "Белавиа" финансовые последствия остановки полетов неизбежны для одной украинской авиакомпании — запорожской "Мотор Сич". Четыре раза в неделю она выполняла для "Белавиа" рейсы по маршруту Запорожье — Минск. Теперь заработка на таком кодшеринге (совместных рейсах двух и более авиакомпаний) у "Мотор Сич" не предвидится.

Авиакомпания "Мотор Сич" отменяет рейсы Запорожье - Минск

Авиаэксперты считают, что остановка рейсов "Белавиа" негативно скажется и на доходах госпредприятия "Украэрорух".

"Над территорией Беларуси проходило всего несколько воздушных путей, это не будет существенно влиять на стоимость перелета для украинцев. Более весомым станет прекращение получения дохода от "Белавиа" за навигационные услуги, которые предоставлял "Украэрорух" на территории Украины", — говорит Алла Пономарева, руководитель корпоративного департамента компании "Авиалига".

Впрочем, "Украэрорух" может не потерять, а нарастить прибыль за счет роста трафика над Украиной после запрета полетов над Беларусью.

"Возможно падение доходов компании "Украэрорух" вследствие уменьшения транзитного авиатрафика Северная Европа — Ближний Восток, но также возможно увеличение дохода от транзита Запад — Восток, который частично может расти за счет закрытой Беларуси", — отмечает авиаэксперт Антон Бобрешов. 

"Демократические ценности должны отстаиваться любыми средствами, мы с этим согласны. Но также логично было бы и компенсировать аэропорту уменьшения пассажиропотока и прибыли. С точки зрения бизнеса — для нас это большая потеря".

Председатель совета директоров аэропорта Денис Костржевский в эфире "Украина24"

О падении доходов из-за остановки авиасообщения с Беларусью говорят и в украинских аэропортах. Глава совета директоров аэропорта "Киев" им. Сикорского Денис Костржевский считает, что запрет на полеты из Украины в Беларусь приведет к снижению пассажиропотока и доходов этого аэропорта на 10%. По его данным, в мае аэропорт ожидал 3–4 тыс. пассажиров из Минска, тогда как до карантина их ежемесячный поток составлял 10–12 тыс., а на пике — до 15 тыс. пассажиров.

Аэропорт "Киев" теряет 10% доходов
Фото: wing.com.ua

Билеты и маршруты

Ключевые последствия для авиакомпаний в связи с запретом на полеты в воздушном пространстве соседней страны — это увеличение времени перелета из Украины в Вильнюс, Хельсинки, Ригу. По словам авиационного эксперта Богдана Долинце, доля топлива в структуре стоимости авиабилета составляет 50%, и удлинение перелетов отразится на стоимости билетов.

"Существенным такое подорожание не будет, порядка €10–20 на билете. При этом я не ожидаю, что по другим европейским направлениям цены как-то изменятся в связи с прекращением транзита над территорией Беларуси", — отмечает он.

В авиакомпаниях Украины подтверждают, что некоторые перелеты станут длиннее.

"Сейчас в сети направлений SkyUp над территорией Беларуси проходят рейсы в Финляндию Киев — Хельсинки — Киев и Киев — Турку — Киев. Все эти полеты будут выполняться, как и было запланировано, но через воздушное пространство Украины и стран ЕС. При этом продолжительность перелета незначительно увеличится", — сообщили в SkyUp. МАУ же отмечает, что на маршрутах в Вильнюс и Хельсинки облет Беларуси станет причиной дополнительных 40 мин. летного времени, соответственно и расходов на авиатопливо. Впрочем, там говорят, что оснований для подорожания билетов не видят.

Отдельный вопрос — какой аэропорт станет хабом и перетянет на себя транзитный поток пассажиров по направлению ЕС — Россия, а также Украина — Россия. Эксперты уверены: вместо "нелетного" Минска хабом может стать Варшава. Но есть и другие варианты.

"Потенциальные хабы — это аэропорты Кишинева, Варшавы и даже Стамбула. Впрочем, последний лишь после возобновления сообщения между Турцией и РФ", — говорит Богдан Долинце.